О ненормативной лексике в поэзии

Наталия Макарова
В предисловии к своему собранию частушек я писала: “И последняя особенность, отличающая частушку как элемент фольклора, - употребление ненормативной лексики. Тут надо вспомнить поговорку: Из песни слова не выкинешь. И ещё: в известном словаре В. И. Даля ("Толковый словарь живого великорусского языка") вы найдёте все нелитературные слова, которые употребляются в народной речи. Поэтому не стоит заострять внимание на таких словах, придавать им оттенок вульгарности, относиться к ним ханжески. Конечно, в печати эти слова следует сокращать или заменять многоточием.
Пример такой частушки из репертуара мамы:

Отдавай, мамаша, замуж,
Я теперь богатая:
Титьки выросли большие,
И ****а лохматая”.

Однажды, в молодости, я гуляла на деревенской свадьбе своей подружки. Там пела частушки одна женщина, пела их очень много, не переставая. Даже у мужчин уши вяли от её частушек. Мне запомнилась только одна:

Ах, юбка моя
Мехом оторочена,
А под юбкой сидит
***м разворочена.

  Да, трудно себе представить русского мужика, не употребляющего в своей речи крепкие выражения, то, что в народе называется “мат”, а в литературе – “ненормативная лексика”. Интеллигентнейшие люди России слышали эти выражения на каждом шагу. Читаем, например, у Чехова: “Слушая их отборную ругань, можно подумать, что не только у моего возницы, у лошадей и у них самих, но и у воды, у парома и у вёсел есть матери. Самая мягкая и безобидная брань у гребцов – это “чтоб тебя уязвило” или “язвина тебе в рот!” Какая здесь желается язва, я не понял, хотя и расспрашивал”. («Из Сибири»)
Да и не только русский мужик умеет материться. Как-то я смотрела по телевизору встречу очень известных людей: писателя В. Астафьева и актёра Г. Жженова. Они вели непринуждённую беседу в домашней обстановке, но, думаю, отлично знали, что их снимают. Так вот, в разговоре постоянно проскакивал мат, который, конечно, глушили звуковым сигналом. Да, умеем, умеем мы материться, что и говорить!
Хочу здесь сказать об употреблении ненормативной лексики в поэзии. Поэзия – это ведь высокий жанр! Место ли мату в стихотворениях? Наши великие поэты, говорят, грешны в упражнениях подобного рода. Что-то слышала о “Гаврилиаде” Пушкина. Лермонтов тоже, говорят, в юности был большой озорник по этой части. Но ничего этого я не читала. Мне больше нравятся стихотворения этих поэтов на другие темы! Однако, например, у Пушкина я встретила несколько примеров употребления ненормативной лексики в стихотворениях. Вот они.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл! ****а мать!
«Телега жизни»

***

Говорил он с горем
Фрейлинам дворца:
“Вешают за морем
За *** молодца,

То есть разумею, –
Вдруг примолвил он, –
Вешают за шею,
Но жесток закон”.
«Брови царь нахмуря…»

***

А вот эпиграмма «На Аракчеева»:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
****и грошевой солдат.

Здесь необходимы некоторые разъяснения:
1. Преданный без лести – девиз, выбранный Аракчеевым для своего герба;
2. ****и грошевой солдат – всесильный временщик был в полном подчинении у своей любовницы Н. Минкиной, дворовой девки.

(В источниках, разумеется, ненормативная лексика заменена многоточием. Я пишу так, как прочла многоточия сама.)

А в этом стихотворении я не смогла прочитать многоточие:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . . . . . пустыня
И как алтарь без божества.

***

Читая Пушкина, я видела много таких многоточий. Но он употреблял ненормативную лексику там, где без неё было трудно обойтись, где она была очень к месту, выражала нужную мысль образно и сильно!
Когда я слушаю песню В. С. Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи “Очевидное – невероятное” из сумасшедшего дома – с Канатчиковой дачи», меня поражает целомудрие Поэта: он не поёт такие, казалось бы, совсем безобидные слова – “едрёна вошь”!

Взвился бывший алкоголик,
Матерщинник и крамольник:
“Надо выпить треугольник!
На троих его! Даёшь!”
Разошёлся – так и сыпет:
“Треугольник будет выпит! –
Будь он параллелепипед,
Будь он круг, едрёна вошь!”

***

Великий писатель современности А. И. Солженицын тоже употреблял ненормативную лексику в стихотворениях. Вот пример:

Повешен тот, а этот сослан в рудник.
Иных подбил догадливый черкес...
Санкт-петербургские нахмуренные будни
Да желть бензинная заёбанных небес.
«Поэты русские! Я с болью одинокой…»

(Тоже моё прочтение многоточия; полностью стихотворение вы можете прочитать на странице http://klassikpoez.boom.ru/poety.htm или в эссе “Мой путь к произведениям А. И. Солженицына”).
Ненормативная лексика в русском фольклоре – явление обычное. Без неё никак! Я уже говорила о частушках. Много её можно найти и в русских пословицах, например: “Весь свет бардак, все люди – ****и!”, “Не поймёшь, кого ебут – все корячутся”, “Уплыли муде по полой воде” и т. д.
Но вот какое стихотворение я нашла на сайте Стихи.ру (Национальный сервер современной поэзии), войдя в рубрикатор и открыв случайно выбранное произведение:

Модераторам сайта

  Common YOW!
  ялО на месте
  Вместе
  мы снова здесь
  Я в полной боевой готовности
  Что бы оттачивать злость
  Ты читаешь –
  ****ь, мне это удалось
  ****ь! Сук здесь много развелось,
  ****ь!Опять пердуны в переди
  Меня опять наебали, сука, они
  В рейтинге меня передвинули,
  ****ь, назад засунули,
  Заебали!
  Тупые модераторы, сука, судьи
  И прочие вы****ки, сука, уебы!
  Ася common не притворяйся
  Будто бы ты не материшся
  Ты старперам продалася,
  На лоховские читки повелася
  Ты чо, не матюкаешся? Ася, а?
  Нас запрещяют, а сами суки – матерное читают!
  ****ь! Меня все знаете,
  Краснеете когда читаете
  Mои произведения,
  И не мечтайте что остановлюсь,
  я не заткнусь!
  Мой речетатив как лава
  ****ь, извержение вулкана.
  Не гений я.
  Я чемпионка
  по боям без правил,
  Слово-рифмо-сочитаний,
  ****ь! Матерных соревнований
  Мне равных нет.
  Достойных в матюка писании и
  Обсерании ****о-****ских лириков,
  Ебучих критиков
  Моя политика – бить под жопу
  Старых наглецов – лжецов
  Они про любовь пишут лживо,
  Обманывают, поступают не красиво,
  Истории их неправдиво-выдуманные
  ****о-поэты – уроды глупые
  Своим любовным имеджем надутые
  В обозрениях раздутые
  Мои речевки читали туго
  Тупо нахмурив брови и оскалив зубы
  Тупые авторы с тупыми именами
  С ****утыми темами и
  Прогнившими текстАми
  Заполняют смысл – бредовой болтовней,
  Лирикой зовете вы то – что зовется ***НЕЙ!.

***

  Стихотворение написано женщиной! Я не изменила ни одной буквы. Не знаю, чего в стихотворении больше: грамматических ошибок или матерщины! И это можно назвать поэтическим произведением?! Я отказываюсь понимать такие стихотворения. Ничего, кроме жуткого отвращения и брезгливости, этот опус у меня не вызвал.
Я видела в рубрикаторе сайта рубрику “Низовые жанры”? Что, в этой рубрике сплошь такие стихотворения??? Это кому-то нужно? Кто-то это читает? Я прошу вас, модераторы сайта, подумайте о нравственности наших детей! Зачем им читать такую похабщину? Они слышат её более чем достаточно в окружающей жизни. Уверена, что многие со мной согласятся.

27 декабря 2006 г.