Математическая Олимпиада

Ваня Умник
В восьмом классе меня с другом отправили на математическую олимпиаду в Бахчисарайский районный центр. Утро выдалось прохладное, пятница, никто в этот день не учился, а нам вставать в семь утра, пилить до железнодорожного вокзала 20 минут, трястись в электричке еще 20 минут и идти пешком те же 20 минут от вокзала до школы. Это с одной стороны. С другой же, путешествие как-никак, новые впечатления, должно быть весело. Поначалу весело мне не было. Нам дали четыре плохоусваеваемых, как это слово, задания, и сообщили, что у нас аккурат три часа на их решение. Будучи человеком с математическим складом ума (в чем некоторые здесь уже убедились), я подсчитал, что на часовую электричку мы вполне успеваем.

К сожалению, тут нужно сделать некоторое отступление, в силу различных обстоятельств, моя тяга к математике к восьмому классу порядком угасла. Во втором, третьем, пятом классах я в ней рубил только так, как пальцем щелкнуть, а в восьмом уже нет. В отличие от моего друга. Его история просто потрясающая и вполне годится для всяких разных книг. Нищая семья, одинокая мать, работающая нянечкой в поселковой больнице, а дети, мой друг и его младшенькая сестра - гении.

Что интересно, учебу друг начинал вяловато. В начальных классах четверки хватал и там и сям. Зато впоследствии раскочегарился и к восьмому классу имел всего одну годовую четверку - по физкультуре. Ему бы пойти объяснить товарищу спортсмену, что так, мол, и так, физкультура ваша не дает мне стать отличником. Но друг мой, что крайне характерно для нищего Крыма середины 90-х, был парнем советской закалки, в чем его и упрекать-то не стоит. Раз по "физре" стоит четверка - значит заслужил. Будем стараться, в следующем году из кожи вон вылезем, но пятерку заработаем.

А где тут "заработаем", когда новые хозяева совхоза установили его матери нищенскую зарплату и ту платят не вовремя и бартером - персиковым компотом в трехлитровых банках. Хочешь - бери. Не хочешь - жди аванс месяца через полтора. Ну и кинь после этого теннисный мячик на энное количество метров, пробеги стометровку и прыгни в длину. Олимпиец, блин!

Но вернемся к нашей олимпиаде, умственной. Я смотрел на задания, как баран на новые ворота. Так глупо я себя не чувствовал с третьего класса, когда, сидя на четвертой парте, не мог разобрать задания по контрольной работе, написанные где-то на доске. Зрение у меня портилось, а очки я тогда еще не носил. Мне бы попросить учительницу разрешения подойти к доске и списать условие контрольной, но гордый был, не хотелось "позориться" перед классом. В общем, от бессилия я тогда заплакал и, к моему жуткому удивлению, сквозь слезы задание прояснилось и я быстренько все переписал в тетрадку, усвоив себе, что безвыходных ситуаций просто не бывает. Но не начинать же мне плакать в восьмом классе в районной школе. Дома в подушку, еще куда не шло. Но уж точно не на математической олимпиаде.

Пока я с некоторой недоверчивостью рассматривал задачки, мой друг вовсю строчил у меня за спиной. На мое наглое "дай списать", он отрицательно мотал головой и в каком-то смысле был прав. Я же между дежурными "дай списать" и "ну, дай списать", недобрым словом поминал нашу учительницу математики, которой вот обязательно требовалось отправить двух своих учеников на олимпиаду. К тому же, хорошенько призадумавшись, благо времени было вагон, я вспомнил, что отбор по "матёше" в нашей школе происходил одновременно с отбором по географии, в которой я громил весь свой класс в одну калитку, с крупным счетом, включая учительницу. Шутка. Однако, география являлась моим коньком, и мне просто тошно становилось от той одной мысли, что на отбор вместо меня отправили девчонку, которая могла долгими минутами стоять у карты мира и разыскивать Джомолунгму у истоков Нила в Центральной Африке. И ведь получала же пятерки за эти преступления против географии. Ужас!

Тем временем, дела на фронте обстояли следующим образом. Друг продолжал строчить из пулемета. Товарищи по несчастью изредка постреливали короткими очередями. Я подумывал о самоубийстве. Экзаменаторов в классе не наблюдалось. Олимпиадка еще та!

Через два часа после начала друг наконец закончил строчить, отложил листы в сторону и благодушно улыбнулся. Знак! Я принял вид пиявки и принялся объяснять ему, что у меня ничего не выходит, что просто не понимаю, чего от меня хотят и так далее. Через 15 минут он сдался. Впервые в жизни дал списать! Я имею в виду, добровольно. Без вырываний тетрадок и модных показов кулаков.

Что вам сказать? Думаю, со стороны я выглядел, как человек, который целый день плелся по пустыне, без каких-либо надежд утолить жажду, и вдруг увидел маленькую грязную лужу возле кактуса. В луже этой, может, караван верблюдов помылся несколько часов назад, но я смело в нее нырнул и поплыл.

Три первые задачи я переписал слово в слово, цифра в цифру. Благодарный человек переписал бы на моем месте в луже и четвертую без лишней суеты и размахиваний руками. Но на моем месте был я, а задача оказалась дополнительной, короткой и на смекалку. А все что на смекалку - это ко мне. Я стал пояснять другу, что его решение ошибочно, а тут еще кто-то ко мне присоединился. В общем, организовали мы в классе брейн-ринг и принялись спорить, какое решение правильное. К сожалению, первая часть этого английского выражения у нас в классе практически отсутствовала (мой друг не в счет), поэтому мы ни к чему конкретному не пришли, и каждый выдал свой, по его мнению, логический ответ к задаче.

Через две недели мы получили результаты Олимпиады. Морально я был готов к грандиозному разоблачению и публичному остракизму (интересно, а домашний остракизм встречается в природе?). Я также подозревал, что существует вариант, при котором я сдуру наберу большее количество баллов нежели друг и именно меня отправят на областную Олимпиаду. К счастью, ничего подобного не произошло. По словам учительницы, мы оба немножко недобрали до Олимпиады, но в принципе, мы молодцы, очень хорошо справились с заданиями. Вот только в четвертой задаче нужно было... Тут мой друг, улыбаясь, хлопнул себя ладонью по лбу и произнес сакраментальное " какой же я дурак!", я же подумал: "а я тогда кто?".