Исторические этюды. с. Вихорна

Евгений Родионов
 

Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Церковь Рождества Богородицы. Село Вихорна.
* * *
Самое ранее документальное упоминание о селе Вихорна на речке Вихоренке, мы имеем в духовной грамоте от 1401-1402 г.г. – это было духовное завещание князя Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, стоявшего плечом к плечу со славным Боброком-Волынским.
От Каширского шоссе к селу Вихорна ведёт малоприметная дорога...
Проехав полями вдоль чистых берёзовых рощиц, уже издали можно увидеть возвышающуюся над селом колокольню храма. Церковь стоит у края села, при въезде в него, на берегу огромного и очень красивого пруда. Здесь же, в середине XIX-го века стояла деревянная церковь, но, выполняя волю и просьбу прихожан, церковное начальство одобрило строительство каменного трёхпрестольного храма. По этой причине, старая деревянная церковь была впоследствии разобрана.
Во второй половине 1860-х годов строительство каменного храма было завершено. Главный придел был освящен во имя Рождества Богородицы, два других во имя Владимирской иконы Божьей Материи и Святителя Николая Чудотворца.
В 1909 году усердием церковного старосты М. Никифорова храм был капитально отремонтирован – освежили фасад, подновили фрески, покрыли железом крышу и пр.
Во времена коммунистического беззакония храм был закрыт, разграблен и осквернён. Пятиглавие было разрушено. В таком обезображенном виде он простоял до начала 70-х годов XX-го века, затем, вследствие поджога своды храма обрушились. И ныне храм представляет собой весьма плачевную картину.
Но как пример того, что Вера Православная непобедима и жива ещё в людях с чистым сердцем, мы можем видеть сейчас проявление этой ещё живой веры в том, как, пусть медленно, но не укротимо преображается облик храма. Практически, уже восстановлена колокольня, в помещении которой, руками прихожан, по благословению протоиерея отца Игоря Горячева, был сооружён, пусть деревянный и не совсем казистый, но всё-таки, алтарь и освящённый по всем Православным канонам отцом Игорем.
И грешный составитель сих справок, участвуя в этих благих делах, мог воочию видеть горящие верой глаза этих людей, их искреннее сердечное желание, как можно скорее увидеть истинное возрождение России, через такие, внешне, казалось бы, незначительные дела. Но ведь и горчичное зерно, несмотря на свой микроскопический вид, произрастает в огромное, могучее Древо, непоколебимое Древо обновлённой Руси Православной. И теперь мы с радостью можем отстоять богослужение в помещении, которое нашими руками вновь стало Храмом Божьим, в котором вновь, несмотря на неукротимую злобу адову, возобновились долгожданные Православные богослужения – и слава Богу, что пока, хотя бы и так... Слава Богу, за всё!
Последним настоятелем храма Рождества Богородицы с 1930 по 1938 годы, был иеромонах Феодосий (в миру Фёдор Петрович Бобков), ныне прославленный в лике Святых.
Долгое время в селе Вихорна, после закрытия храма, в крошечной избушке, проживала монахиня, прислуживавшая в храме (почила в начале 70-х гг.XX в.). Когда храм закрыли и начали грабить, эта слабая женщина пыталась препятствовать греху мародерства и предотвратить варварское разграбление церковной утвари и святынь, принадлежащих храму, а значит – Богу. Но усилия её не имели успеха среди одичавшего, обезумившего крестьянства. Тем более, к тому времени она осталась одинока в своих тщетных попытках...
Всё, что сумела сделать эта слабая женщина – сохранить, спрятав на чердаке своей избушки, огромное храмовое Распятие, выносной Крест для Крестных ходов, несколько хоругвей и икон и ещё – драгоценную святыню храма – серебряное напрестольное Распятие, принадлежавшее иеромонаху Феодосию, очень тонкой ювелирной работы, украшенное многоцветной перегородчатой эмалью. (составителю сей справки, чудом посчастливилось в те годы подержать в руках и приложиться к этой Святыне).
Но после смерти этой отважной женщины (к сожалению, имя её не известно – все называли её – просто - Монашка) так вот, после её смерти домик и всё, что в нём находилось, по причине отсутствия родственников, досталось людям бесчестным, корыстным, весьма далёким от благочестия и элементарной порядочности... Вследствие чего, все эти Святыни бесследно ИСЧЕЗЛИ...
И теперь, вспоминая об этих и других утраченных реликвиях и святынях Храма, нет меры сокрушению сердечному и скорби. Ибо, что можно теперь чувствовать, зная о том, что к этим Священным предметам прикасался когда-то, совершая Литургические богослужения в храме Рождества Богородицы, настоятель этого храма, ныне прославленный в лике Святых, Преподобномученик иеромонах Феодосий (в миру Фёдор Петрович Бобков)?!!
Преподобномученик Феодосий родился 7 февраля 1874-го года в бедной крестьянской семье в селе Новое Иваньковского уезда Тульской губернии. В 1914-м году закончил школу при Чудовом монастыре, где остался служить регентом с 1914-го по 1918-й год. Семьи не имел.
Затем, став иеромонахом, отец Феодосий в 1920-м году поступил на приход в село Одинцово Каширского уезда. В 1923-м году он был вызван в Москву в Новоспасский монастырь на должность регента и в том же году направлен служить в село Заразы Каширского района.
С 1930-го года вплоть до ареста отец Феодосий был настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Вихорна Михневского района.
Отец Феодосий был награждён набедренником и наперсным крестом.
29-го января 1938-го года безбожные «власти» арестовали священника, и он был заключён в Каширскую тюрьму.
8-го февраля 1938-го года, настоятель храма Рождества Богородицы села Вихорна, иеромонах Феодосий (в миру – Фёдор Петрович Бобков), по приговору «тройки» был хладнокровно расстрелян коммунистами-изуверами и погребён в безвестной могиле...
В 2000-м году на Архиерейском Соборе отец Феодосий был прославлен как новомученик Российский в лике Преподобномучеников.
Святый, Преподобномучениче, отче Феодосий, моли Бога о нас! Моли Бога о скором избавлении России от ига безбожной «власти» и возрождении Великой Самодержавной Российской Империи!!!

* * * *
*Исторические этюды составлены на основе информации сайта www.stupinohram.ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными впечатлениями и воспоминаниями составителя.