Конкурс

Кимма
Странное дело, сегодня по календарю была суббота, та самая долгожданная свободная суббота, которую он хотел провести в целительном одиночестве. Встать, когда захочется, съесть, чего захочется. Не встречаться ни с кем, даже с Ладой. Ни с кем.
Но отчего-то с утра он проснулся с головной болью. Голова болела впереди, в области лба, как будто на ней был надета тяжелая лампочка шахтера.
В спальне как в шахте было темно, пыльно, затхло.
Коробки, пакеты, разбросанная одежда, кипа ненужных бумаг- чеки, отчеты, сценарии. Он взялся за жалюзи, покрытые слоем пыли, чертыхнулся, не стал их открывать. Пошел на кухню. Кофе варить было лень. Насыпал в кружку гранулированного жженого порошка. Вкуса не ощутил, удовольствия тоже. Засунул в микроволновку любимые пирожки с печенкой. С ними было чуть-чуть получше. Проявился вкус, но лишь на кончике языка. Тело не испытало привычной радости продвижения этого вкуса внутрь.
Он сел в кресло, раздраженно скрипнувшее, включил ноутбук. Привычно поискал свое лицо в картинках на яндексе. Лицо было все то же. Новых фото не прибавилось. Зашел на сайт конкурса. Через сайт как обычно проходил вялотекущий поток домработниц и больных людей. Если бы пенсионеры могли обращаться с компьютером, то, наверное, поток бы увеличился, но это все равно было бы не то, о чем он мечтал.
Черт возьми, неприятно вести конкурс, зная о его низком рейтинге.
Зазвонил телефон.
-Привет, Мих Мах. Что у нас вечером?
-Ничего. Голова болит.
-Это женская отмазка.
-Правда, болит.
-Ну, хорошо. Тогда я свободна?
-Ага.
-Пока.
-Пока.
-Я скучаю по тебе.
-Я тоже, - сказал он и повесил трубку.
Его девушка Лада никогда не закатывала ему истерик. Он не настаивал на ее верности и в свою очередь был свободен от обязательств перед ней.
Семейная жизнь казалась сказочной лишь в ярко-оранжевых, приторных рекламных роликах. В реальности она его не привлекала. Ему не нужны были ни этот обязательный круглый семейный стол с детскими рожицами, ни воркование жены над его подушкой. Во всем этом были элементы обязательности, ненужности, неестественности постоянного внимания чужих глаз. От этого внимания он и так уставал в эфире.
А ведь вить семейное гнездышко в последнее время стало очень модно. Птичкам люди стали подражать. Каждый свое гнездышко норовил выставить на всеобщее обозрение.
Вот мол, я какой- полюбуйтесь! Вот смотрите где я кушаю, где сплю, где расслабляюсь…

Он уже давно понял, что принадлежит к числу людей, которые заводят детей для устойчивости своего собственного я, но никак не от желания заниматься ими и воспитывать их. Если бы дети рождались сразу самостоятельными, и не надо было их обучать и содержать долгих шестнадцать-восемнадцать, а того и …цать лет, было бы совсем хорошо. Но он и так сумел устроиться неплохо. Его жена сама воспитывала двух дочерей. Он купил им просторную квартиру неподалеку от себя и частенько наведывался в их женское царство с деньгами и подарками. Быть желанным праздничным отцом было приятно.
Но почему-то сегодня при воспоминании о дочерях он испытывал раздраженное беспокойство. И он знал причины этого раздражения, впрочем, как и причины своей головной боли.

Со всем в этом мире можно было смириться, кроме смерти.
Он давно ощущал свое внутреннее увядание. Оно было медленным, незаметным, в день по песчинке. Но дни складывались в месяцы, месяцы в годы… Причем, они не просто складывались, они текли с невероятно увеличивающейся скоростью. Вот и сейчас он посмотрел на часы- кажется только встал, а время уже катится к обеду. Мозги, что ли медленнее стали варить. Закон относительности движения… Либо время ускорилось, либо он сам замедлился. Мозг, мозг стал тягучий и инертный… А потом начнется склероз, как у стариков-одуванчиков, смотрящих на мир плоскодонными детскими глазами. У жены тоже фигура начала оплывать. А у старшей из дочерей под глазами уже появились первые морщинки. Скорей замуж и рожать. Родит… Потом будет растить свое чадо до двадцати лет. А после двадцати у чада тоже появятся первые морщинки… Уныло. Из детства сразу в старость. Из утра сразу в вечер. Кто, когда и как включил в людях этот механизм разрушения? И зачем природа создает столь сложное творение как человек, а потом сама же его безжалостно губит? Почему он должен каждое утро, смотрясь в зеркало, видеть седые волоски в собственной щетине, втягивать отвисший живот, бросать судорожный взгляд на календарь, ощущая тошнотворную пустоту внутри себя? Пустоту от страха не успеть. Не успеть что? Не успеть самореализоваться?... Но он уже и так достаточно реализован. По сравнению со своими однокашками он, вообще, просто монстр реализации. Никого из них даже близко нет в поисковом фото, тем более, на экране телевизора. А он тут как тут- на всеобщем обозрении. Популярный артист, ведущий- Михаил Чатов. Его имя известно почти каждой девушке в России. И сейчас у него отличная программа… Странная программа… Видимо, из-за нее так болит голова. Конкурс… Будь он неладен.

Быть ведущим конкурса он согласился легко и без особых колебаний. Шоу обещало стать шумным и притягательным. Всего то и надо было объявить конкурс экстрасенсов, помаячить в экране с проникновенным лицом и заранее заученными фразами вроде «Первое шоу в России», «Кто они, эти люди- шарлатаны или провидцы?» « Мы выявим , действительно, самого достойного из них».

Люди потянулись в студию не рекой, а ручьем средней мощности. Их было не так то и много, несмотря на усиленную, зазывную рекламу.
В первой стадии отбора он смотрел на них только со стороны. Да, точно. Вот тогда усилилось это раздражение от постоянных мыслей о смерти. Именно тогда, когда он смотрел со стороны на эту пеструю, клоунскую, бутафорскую массу, колыхающуюся в преддверии славы, известности, выплывания из небытия, в коем они сейчас находились. Точно. От всех них почему-то, шло напоминание о смерти. Наверное, потому что они были похожи на увядающие цветы, сорванные с грядки и воткнутые в вазу с болотной, застоявшейся водой.
В основном среди них преобладали люди среднего возраста, правда, был один молодой парень в очках и девушка, страдающая от ожирения. Девушка не прошла даже первичного собеседования, она не могла внятно объяснить, что и как она видит. Вроде бы как вещие сны, но проверить в рамках программы это было невозможно. Да и сны жюри особенно не интересовали. Парень произвел более приятное впечатление своей умеренной эрудицией.
На собеседовании экстрасенсы рассказывали о себе. Из них было много тех, кто пережил клиническую смерть, было много «потомственных»- как они себя называли. Были какие-то современные люди, общающиеся с космосом.
Самое неприятное заключалось в том, что от них всех шло напоминание о смерти. О смерти абстрактной и в частности о его собственной смерти.
В их способности предвидения он не верил. Он знал, что люди все одинаковы по сути. Просто есть те, у кого мозги работают чуть лучше, чем у других.
Но, почему-то они всем своим видом напоминали ему о том, о чем он старался не думать - о конце жизни.

Вечером, после отснятого материала, он приезжал домой, пил коньяк, принимал горячий душ, чтобы хоть как-то встряхнуться, но мысли о смерти никуда не уходили. Отвлечься было нечем. Ящик он не включал, потому что смотреть передачи, зная их кухню, занятие не очень то приятное.
 Иногда к нему приезжала Лада. Она хлопала нарисованными ресницами, гладила его нежно по спине, ложилась рядом, воркуя что-то тихое, прижимаясь к нему боком большой, теплой кошки.
-Да не переживай ты так! Скоро закончится твоя программа, ты и думать об этом забудешь. Посмотри на них –они же клоуны. Вот цыганка эта Нона с черными глазюками, ну столько многозначительности на себя напускает! И эта ищейка Лера, которая щурит глаза… Они у нее просто злые. У них у всех мало денег, нет нормальной работы, вот им и приходится извращаться. Ну, Мих, выбрось это из головы.
Он слушал Ладу и соглашался с ней, но как только Лада переставала говорить, он снова начинал испытывать тошноту пустоты, от которой не было покоя.

Основной поток пришедших был давно просеян разными испытаниями, суть которых состояла в том, что экстрасенсов банально проверили на зрение сквозь преграды. Они должны были увидеть предметы живые и неживые сквозь бумагу, ткань, железо, и сквозь непрозрачные темные очки. После этих канцелярско-школярских заданий осталось 15 человек, которые более-менее сносно со всем этим справились, ведь их описания увиденного в большей части были не совсем точны. Отсеянные же оставили чувство тяжести, словно с ними ушло что-то неосознаваемое.

Один из отсеянных, мужчина с мягкими чертами лица в бархатном зеленом костюме, вызвал у Михаила стойкое чувство дежавю. Его лицо Михаилу было странно знакомо. Но знакомо не здесь, не в реальной памяти, мозг даже не пытался рыться в архивах лиц.
Лицо было обычным, круглым, с короткой бородкой. Зеленый бархат костюма нес в себе дух богемы, но не театральной, а сказочной. Точно, наверное, именно так в далеком детстве Михаил представлял себе сказочников. Вот откуда было это дежавю. Не от реального, а от воображаемого образа.
Сказочник никак не проявил себя в зрении сквозь бумагу, ткань, железо и черные очки. Он беспомощно молчал и не пытался даже предположить, что там находится.
- Я вижу только энергии, а не формы - сказал он Михаилу, - энергии имеют разные цвета. Я не могу отличить даже живое от неживого. Для меня в этом мире все живое.
-Тогда зачем вы пришли в тот конкурс? Вы же не экстрасенс, - сказал ему Михаил осторожно.
-Но я же вижу энергии. Как художник. Я могу их немного перемешивать.
-Может быть, вы все это воображаете.
-Да, я воображаю. Я иду через образ. Я вижу людей, которые могут смотреть на мир глазами души, а не зверей.
-А обычные люди какими глазами смотрят на мир?
-Глазами зверей, глазами животных, глазами живота, глазами своей жизни, которая всегда боится только одного смерти. Вот вы тоже боитесь смерти.
-Вы не сделали открытия. Ее все боятся.
-Вы боитесь ее, потому что слепы и не знаете, что она такое. Я могу помочь вам увидеть.
Я открываю людям особенное зрение. Вот вы хотите увидеть то, что находится вне вашего восприятия?
-Может быть, и хочу, но…
-Боитесь потерять свое «я»? Что оно у вас такое слабое?
-Нет. Сильное. Просто… просто мне это неинтересно. ЭТОГО нет, и, между нами, я в ЭТО не верю.
- Вы смотрите на мир, сквозь окно в серой пленке пыли и отказываетесь посмотреть сквозь чисто вымытые стекло?
-А вы можете вымыть мое стекло?
-Могу. Я уже его мою… Потом как хотите… Можете снова покрываться слоем серой пыли, если вам не понравится.

Сказочник ушел незаметно и тихо, вместе с остальной толпой, в которой было много разных всяких чудиков, в том числе и слышащих голоса и объявляющих о том, что они боги.
 
Михаил старался быть в форме, но с каждым съемочным днем ему становилось тяжелее. Тяжесть не имела конкретного места, она распределялась равномерно по всему телу, которое вдруг стало излишне отекать. Углубились две вертикальные складки на переносице, заплыли глаза. В целом выражение лица стало угрюмо-безразличным. Само лицо казалось теперь тяжелым, и Михаилу трудно было на нем изображать улыбку.
Вместе с ним шоу вели два брата фокусника активно не верящих в потустороннее. Они перебарщивали в этом неверии и к испытуемым они выказывали явную брезгливость профессионалов по отношению к дилетантам.
После первых серий конкурса братьев убрали, и вместо них поставили актрису блондинку- со сложной фамилией Перекатиполе. В конкурсе она появилась как Мила Полянская. Полянская старалась попадаться в кадры с вопросительным лицом и в случае удачного попадания в точку выражать бурную радость со словами:
-Надо же! Вы, действительно, что-то видите!
Михаил же только морщился от нестыковок, и скептически похмыкивал в случае правильных ответов. Все экстрасенсы выглядели как обычные люди, только вот в глазах у них светилось нечто сумасшедшее или наоборот боязливое.

Их осталось 11. Конкурс продолжался, и с каждым новым выпуском, Михаилу становилось все тошнее. Появляясь в кадре, он произносил заученные слова, смысл которых от него ускользал. Он говорил про экстрасенсорные способности, не зная, что это такое в действительности. С каждым новым выпуском один из самых худших, не справившихся с заданием, отсеивался. А что, собственно, хотели проверить режиссеры передачи? Нюх и зрение ищеек или способность экстрасенсов видеть прошлое и будущее? Или может быть, с помощью экстрасенсов они хотели узнать что-то о мире мертвых, в который они сами не верили?
Вроде бы как подразумевалось в передаче получить ответ на главный вопрос «Есть ЭТО или нет» . Но вот под «ЭТО» каждый понимал что-то свое.

Люди, несущие «ЭТО» у Михаила Чатова симпатии не вызывали. Права Лада, они действительно были все неухоженные, без лоска, без особых претензий на тайное могущество, не всегда уверенные в своей правоте, погруженные в себя, в свои ощущения, руки, маятники, рамочки. Какие-то недоделанные люди, люди, похожие на детей.
Точно. Почему-то сразу он этого не увидел. Люди-дети. Люди, верящие в то, что они что-то знают и видят такое, что недоступно остальным.

После серий на проникающее сквозь преграды зрение, пошли серии на видение прошлого людей. Перед экстрасенсами сидел человек, лица которого они не могли видеть. Им закрывали глаза черными очками для чистоты эксперимента. Они даже не знали кто перед ними мужчина или женщина (вот тут бы пригодился нюх) Что-то экстрасенсы, действительно, видели, но частично. Каждый мог описать лишь один из фрагментов жизни испытуемого. Некоторые не могли внятно сделать и этого, а сразу переходили к будущему человека, что проверить было невозможно.
По фотографиям определить прошлое у них почти не получалось. По квартире, где жил человек, они тоже описывали лишь фрагменты его жизни. Каждый описывал свой кусок. Если их сложить воедино, то иногда получалась практически цельная картина.
После таких испытаний отсеялись все мужчины, кроме мальчика-студента. Последний мужчина уже откровенно хохотал и все конкурсы воспринимал как балаган. Он почти ничего не видел, кроме одного- пристрастия людей к алкоголю или наркотикам. На наркотики у него был особый нюх, и он мог уверенно сказать пробовал их человек или нет.
-Идите все ко мне лечиться!- сказал он напоследок в камеру.- Я изменю вам программы пьянства на программы радости!

После конкурсов на видение прошлого их осталось пять человек. И им предложили новые испытания, связанные со смертью.
Пять человек… Тот самый парень студент Коля, слышащий голос своей умершей бабушки, девушка –ищейка Лера, перенесшая две клинические смерти, цыганка Нона, Анна Савельевна- пожилая дама, перенесшая одну клиническую смерть и космоцелительница Медея.

Испытания на смерть не отличались оригинальностью. Надо было по могилам узнать, кто там лежит, причем часть могил была пустая. Или в одной нехорошей квартире выбрать те комнаты, где были убийства или смерти. Больше создателям программы ничего умного не пришло в голову.

Михаил в последние дни никак не мог выспаться. Он старался лечь пораньше и моментально проваливался в ощутимо физически глубокий сон. Из него он выплывал как из океана, пытаясь не пробудившимся сознанием зацепиться за треск будильника. Выплывание как и погружение не приносило ему радости. Выплыть из смутной темной реальности в серую и невыразительную. Серую как туман… Туман частично рассеивался после кружки кофе. Жизнь накатывала светлыми пейзажами за окном. Но что-то в этой жизни было не так. Словно не жизнь это была, а смерть.
Такая вот смерть, серая, невзрачная, с запахом выхлопных газов за окном. Рождаясь в этот мир, мы умираем? Мы умираем как боги и рождаемся как звери? И нас ждет в этом мире только жизнь зверей. Жизнь зверей, в которой надо постоянно держать ухо востро. Жизнь выживания, в которой человек человеку зверь.

Почему-то перед ним вместо образов людей появлялись образы животных. Как ни странно, в основном это были шакалы и гиены. Для шакалов и гиен находились курочки и зайчики, некоторые уже почти полудохлые.
Главреж представлялся матерым волком, завхоз-петухом, Полянская ондатрой, оператор был похож на зайца. В некоторых людях животные были неопределенной формы, то ли гибриды, то ли что-то неоформленное- просто существа лохматые и взъерошенные с короткими ножками и ручками- просто недочеловеки какие-то. Он и в себе увидел такого недочеловека, похожего на чертика маленького и лохматого с вопросительными глазами на круглой рожице. Лицо у него последнее время стало отекать катастрофически.

Одна из испытуемых, Анна Савельевна, подошла к нему однажды во время перерыва на съемках и сказала тихонько:
-Миша, не держите внутри себя будущее. Отпустите его на волю. Оно все равно исполнится. Идите в него смело.
-С чего вы решили, что я его держу?
-Я не решила, я вижу.
За Анной Савельевной не было никакого зверя. За этой пожилой женщиной с лучистыми глазами, стояла девочка с косичками, прижимающая к груди плюшевого зайца. Девочка словно бы говорила:
-Тебе плохо? Не грусти, улыбнись. Я могу с тобой поиграть.
Космоцелительница Медея тоже подошла:
-Прозреваете?- спросила она.
-Просто что-то не очень хорошо себя чувствую.
-Не притягивайте смерть, она сама придет, когда будет срок.
За Медеей тоже стояла девочка, совсем маленькая, голубоглазая с бантом-пропеллером на голове.
.Цыганка Нона предложила свою помощь огнем:
-Я могу вас почистить. Убрать лишний огонь.
-Какой огонь?
-Тот, что внутри вас.
За Ноной он тоже увидел лохматую, босоногую девчушку.
-Я что такой прозрачный или на мне написано, что я нуждаюсь в помощи?- грубовато ответил он.
Девочка посмотрела на него печально без обиды. Да какая там девочка! Не было никакой девочки. Цыганка, зрелая, многоопытная, завораживающая взглядом.
-Я тоже боюсь мертвых, - сказала девочка- цыганка, снова выступая на передний план, словно бы выплывая из зрачков Ноны, -они повсюду, их незаконченные мысли-действия плавают в воздухе.
-А вот мы проверим, правда ли вы видите?- возмутился чертик внутри него.

Нона правильно назвала все пустые и заполненные могилы . Космоцелительница Медея не справилась с заданием вообще, она волновалась, краснела, боялась ошибиться и потом заявила, что не видит мертвых. Анне Савельевне стало плохо на могилах, она допустила одну ошибку. Коля сделал две ошибки, но зато рассказал биографию умершего очень близко к действительности. Девушка Лера раздувала ноздри, пытаясь включить нюх. В итоге она допустила три ошибки.

Без ошибок не обошлось и в нехорошей квартире. В этой квартире было по три комнаты в каждом уровне. Надо было определить где и как произошла смерть. Здесь когда-то давно были убиты две девушки-путаны. Их задушили на кухне, а тела потом перенесли в ванную.
В этом конкурсе блистали Коля и космоцелительница Медея. Анна Савельевна ошибочно указала на спальню. Девушка Лера что-то учуяла в ванной, но про кухню сказала, что там все в порядке. Цыганка Нона решительно заявила, что отныне участвовать в программе она не будет:
-Что ж вы все нас по мертвым испытываете? Неужели, это так важно? Нахождение мертвых вы считаете самым важным качеством настоящего экстрасенса? Мне после ваших заданий придется неделю отмываться. Вообще, я считаю, что мы едины и только вместе мы сила, самая настоящая.
Они стояли беззащитные в свете софитов- дети, против мира зверей. А вокруг волки, шакалы, петухи.

Вечером ему позвонил главреж:
-Надо срочно что-то делать! Все остальные конкурсы ни к черту не годятся. Надо срочно менять сценарий, а этот сценарист чертовый запил, лыка не вяжет, блеет что-то невнятное как овцебык.
-Он и есть овцебык, -сказал Михаил, - а ты-волк.
-Комплимент?
-Это не коплимент. Лучше быть ребенком, чем неразвитым зверем.
-Я- неразвитый зверь?
Что такое экстрасенс, что вы хотите проверить? Экстранюх, экстравкус, экстравкус? Вы хотите найти у людей экстразверинное чутье? Вы устроили конкурс на экстразверя? А они не звери, они настоящие люди. Просто пока маленькие и неопытные.
-Они маленькие? Миха, да им всем под сороковник.
-Они маленькие, но они видят нечто такое, чего не видят все остальные. Они видят другой мир, просто они не все в нем могут объяснить.
-Миха, а ты не того, случаем?
-Я не пьян. Вы все начали неправильно с самого первого этапа. Слепцы, которые проводят конкурс среди прозревающих. Вы спрашиваете у них, что такое слон, не зная , что он представляет из себя на самом деле. Вы слепо держитесь за хобот и ждете, что они вам ответят, что слон-это нечто длинное, гладкое. А они видят кто-то тело всего слона, кто-то его слонят, а кто-то джунгли и солнце над ними. А вы говорите им: –Нет! Не угадали!
-О. Что-то они на тебя странно подействовали. Облучили они тебя, Миха, загипнотизировали. А как мне определить, кто из них сильнее?
-Как определить что сильнее глаз или ухо? Сердце или легкое? Ты решил сравнить несравниваемое. Они разные по качеству, понимаешь это? А их качество принадлежит другому миру, который ни ты, ни я не видим.
-Ну, раз мы не видим, значит, его нет.
-Ось земли тоже никто не видит, но это не значит, что ее нет. Весь наш мир вращается вокруг нее. А другие Вселенные, а микромир?
-Философа из себя выдавливаешь? Может, уйдешь в монастырь после передачи?
-Путь в духовность не обязательно должен проходить через монастырь.
-Ну ладно, я тебе попозже позвоню, когда ты выспишься. У меня здесь в запасе есть еще для них кое-какие испытания и без твоих подсказок.

После главрежа позвонила Лада:
-Привет, Мих Мах.
-Привет.
-Мне приехать?
-Ты- кошка, -сказал он ей.- Ты рыжая кошка, похожая на пантеру.
-Приятно слышать это от тебя.
-Лада, я, правда, это вижу.
-Ты видишь? Смешно. Ты… И видишь…Я кошка… А ты кто?
-Существо, не пойму какое, но хочу быть птицей, сильной, парящей.
-Хочу прицепиться к твоему крылу.
-Тебе лучше свои отрастить.
-Как?
-Кто-то из них знает как, но боюсь, таких мы уже отсеяли.
-Ты видишь и веришь?
-Я вижу и знаю…Это как-то странно, что-то меняется в голове. Уходит страх, раздражение, открывается пространство.
-Какое пространство, Мих Мах?- спросила Лада еле слышно.
Потом в трубке остался эфирный треск.
 
Он смотрел на мир с высоты птичьего полета. Вверху был свет. Свет заходил ровным потоком в смерзшуюся кристаллическую, неподвижную тьму. От тьмы как от земли поднимался серый туман. Из него как ростки дара тянулись вверх в небо экстрасенсы, как ростки живых цветов, в бутонах которых были светлячки-зародыши будущих звезд… Мир наплывал серой громадой как многоярусный океан, рисуя причудливые узорные поля прошлых и будущих событий
Темная мертвая часть Вселенной расстилалась кладбищем информации. Свет, вспарывая тьму, заходил в нее, оживляя ее, рождая серое свечение тумана. Часть тумана оседала обратно в тьму, снова рождаясь, вытягиваясь в причудливые формы, которые в своих верхушках сливались со светом, а внизу снова перемешивались с тьмой, выходя на новые циклы рождения
-А мир то совсем другой! Мир не тот!- услышал Михаил чей-то голос внутри себя.
Голос, видимо, принадлежал мозгу.
-Что это я вижу? Что это такое?
-Мир без времени, мир в его новом измерении. Циклы рождений и смертей, смысл которых стать цветком бога, родить в себе новую звезду, нового бога.
Мозг разговаривал сам с собой. Он стал теперь тем, кем и должен был быть- не логическим занудой, а переводчиком языка бога.
Михаил парил в небе над океаном событий, над полем цветов, каждый из которых был не похож на другого, но вместе они образовывали прекрасную картину творения. Картину, составленную их цветов, из звезд, автором которой был бог.

Михаил поднялся еще выше, к свету, сам становясь светом с крыльями из плазмы.

Где-то снизу или сбоку( направления перепутались) в сером тумане паслись звери, оттуда слышались их слабые зовы:
-Миха…
-Мих-Мах
И он соскользнул к ним вниз, чтобы поделиться с ними не тьмой, а светом, не смертью, а жизнью.