Суеверия и поверья Древних Славян.
Мы с вами – потомки древних славян. Отчасти, но потомки. Эта раса была распространена на всей территории России, а так же на части территории Украины и Белоруссии. Это была особая культура, особая вера и, конечно, какие-то особенные суеверия.
В то время, когда на западе люди боялись вампиров и оборотней, на древней Руси во всю спасались от упырей, мавок, волколаков и других представителей языческой нечистой силы.
По сей день остатки этих нечистых духов живут в оборотах нашей повседневной речи. Человеку, у которого холодные и мокрые руки говорят «ты прямо как водяной», надоедливых посылают к лешему, а упырями порой называют представителей дорожно-патрульной службы.
Нечистики никуда не ушли, они и до сих пор пользуются популярностью в каких-то обособленных кругах. Конечно, наш Чернобог не приобрел такой популярности в мире, как достопамятный Граф Дракула, но все же…
Если углубляться в историю нечистого мира и в классификацию нечисти и нежити, то самыми безобидными и полезными считались домашние духи – домовые, подполянники, овинники, банники, суседко и другие. Но если домового ещё знают в наше время, а бабушки и верят в него, то суседко позабыт вовсе. Суседко – это дух, который жил фактически в самой печи и любил соседствовать с людьми.
В языческие времена существовало множество всякого нечистого сброда, который того и гляди сделает тебе какую-нибудь пакость. Но что удивительнее всего – нечистая сила пережила самих языческих богов!
Чаще всего с нечистью можно было договориться полюбовно. Домовому, например, надо было всего лишь блюдечко с молоком да кусок хлеба. Суседко, между прочим, тоже вряд ли отказался бы от такой подачки. Некоторые же существа были совершенно неподкупны.
Пожалуй, особенно нужно отметить тот момент, когда Русь приняла крещение, а именно 988 год. После этого стали смешиваться веры, ведь язычество ушло не в один миг. После этой достопамятной даты нечистую силу стали выкуривать из домов силой христианских молитв.
Вообще-то нечисть сама по себе крайне непредсказуема. У неё очень специфический юмор, который может как выручить человека, так и загнать его в ловушку.
Что ж, а что же такое нечисть на самом деле? А главное, как бороться с это напастью? Здесь можно рассмотреть несколько вариантов. Для начала все же разберемся в самой нечисти.
Нечисть, в основном, бывает двух видов, изначальная и производная. К первому виду относятся черти, лешие, суседко, домовые и другие. Изначальная или неживая подразумевает под собой то, что она никогда не имела под собой реальной основы, души человеческой. Ко второму виду можно смело относить русалок, мавок, упырей, приведений и всех остальных близких к ним. Это – проклятые души, которые не могут обрести покой. Русалки – это утопленницы, упыри – погибшие люди, которые при жизни водились с нечистой силой. Конечно, список можно продолжать до бесконечности, так как её может ограничить лишь воображение самих людей.
Как же бороться со всем этим? Думаю, что на этом стоит заострить внимание.
Во время язычества способов борьбы с нечистой силой было меньше, так как она считалась чем-то естественным. Во времена язычества люди предпочитали разбираться с нечистью полюбовно, нежели изгонять её.
С приходом христианства весь языческий бастион объявили ложным, неправильным, а, поскольку нечисть относилась именно к языческим существам, её стали изгонять отовсюду. В конце концов между церковью и нечистой силой образовался своеобразный нейтралитет – нечисть не трогает людей, люди не изгоняют нечисть с концами. Но, нечисть этот «мир» регулярно нарушала, за что и платилась изгнанием.
Самым простым средством от нечисти было крестное знамение и слова «Сгинь, нечистый!» или «Аминь!». Но, конечно же, куда надежнее были молитвы и способы избавления именно от какого-то обособленного вида нечисти. Например, чтобы леший не заставил вас плутать по лесу, человеку требовалось надеть одежду наизнанку или идти спиной вперед. Это смущало нечисть и давало возможность избежать пакостей в будущем. Единственное, что оставалось человеку, который идет задом наперед по лесу – это не приложиться головой о какое-то развесистое дерево…
Особенно были распространены на Руси заговоры. Были как заговоры на любовь, так и заговоры на удачу в суде. К примеру:
Идя на суд, надо было взять с ближайшей березы перепер, который трясется и сказать: «Так как этот перепер трясется, так бы мой супостат (имя) и его язык трепетался!»
Конечно, существовали заговоры и от нечистой силы, но, в период прихода православной веры на территорию Руси, они стали заменяться молитвами. Впрочем, название у них осталось то же. Обычно, они бывали очень длинными и труднопроизносимыми.
Так же заговорами считались клятвы, но люди считали, что они святы. Так же считалось, что клятву должны завершать слова, которые будут говорить о нерушимости её. «Будьте, мои слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей соли, вострей меча-самосека, крепче булата; Что задумано, то исполнится!» Одним из самых страшных преступлений считалось предательство или нарушение клятвы. Таких людей, по мнению народа, карали боги. Предатели и клятвопреступники изгонялись из племени безвозвратно.
Так же в обиходе славян было очень много талисманов и оберегов, которые отводили действие черных наговоров и мелких пакостей нечисти. После христианизации Руси к ним прибавился и православный крест.
Как вы видите, суеверия восточных славян оказались сильнее времени. Удивительным образом они пережили языческих богов, крещение Руси, её православную эпоху и эпоху полного атеизма. Вы спросите – как? Все очень просто. Нечисть находит свое отражение в фольклоре народа, в наших сказках. Да-да, это именно так! Многие современные музыканты обращаются в своих песнях к каким либо элементам из мифологии народов мира. Многие авторы пишут сказки, где главными злодеями, а порой и героями, являются Баба-Яга или Кощей Бессмертный! Вот так нечисть выжила в таком нелегком круговороте истории!
Можете не верить мне, можете смеяться над нечистыми силами, можете считать их выдумкой умов славян. Может оно и к лучшему, ведь лишь тот, кто в нечисть верит должен от неё защищаться. Помните только, что все может быть в нашей изменьчивой жизни. А слово мое крепкое, как камень-алатырь не пройдет во век!