О маленьких уроках благородства

Александр Феоктистов
Не знаю как сейчас, но в те стародавние времена, когда я был маленьким, в школе сажали за парту мальчика и девочку. На 23 февраля девчонки дарили мальчишкам подарки, а 8 марта мальчишки девочкам.

Праздничный ажиотаж начинался с раннего утра. Все были нарядны. Девочки в белых передниках и коричневой форме. Мальчики в серой, а годами позже в синей форме и в белых рубашках.

Все с нетерпением ждали поздравлений и подарков. Ну что же им подарят?! Противоположный пол не впускался в класс до начала первого урока и потом все врывались в класс и принимались рассматривать свои подарки и показывать соседям.

Эх! Детская непосредственность!  Дети тех времен были вовсе не избалованы подарками и вкусностями. Для мальчишки было настоящим праздником испить газировки или достать где-нибудь вяленой воблы. В нынешние времена пресыщения компьютерами, скутерами и десятками видов жвачки и газировки, может показаться смешным восторг от похода в кино раз в две недели или новый велосипед, как предел мечтаний.

Так вот в праздники мужской армейский и весенний  женский, ожидания подарков были особенно яркими. Ведь это же подарки на виду у всех.
Симпатии, зависть, влюбленность, гордость, любопытство, восхищение все перемешивалось в жуткий коктейль эмоций и выплескивалось в радостных выкриках «Ухты» или «ОбаНА», то же «Классно» или «Здоровски», «Зашибись», но не в новомодные чужеродные англицизмы «Вау» или «Респект»,  как у нынешних детей.

Когда мне было 10-11 лет, я сидел за одной партой с Леночкой Воловко. Это была обычная девочка, троечница, как и я, но выше меня на голову, довольно вредная и заносчивая. Дружбы между нами не было, но и особой вражды тоже. Иногда мы делились чем-то, порой давали списывать домашнее задание, но в целом я относился к этой Лене не с симпатией, а скорее с вынужденным терпением.

Наконец-то  настало 23 февраля.

Некоторые мальчики уже заранее знали, что им подарят, они не мытьем так катанием выспросили о подарках заранее у своих соседок. Я тоже ждал, как и все. И вот все прибежали за свои парты. Все зашуршали пакетами и оберточной бумагой. Радостные выкрики восхищения раздавались вокруг. Только у меня на парте не было подарка!!!  Не было его и в парте Не было и  у Лены в руках.

Лена сидела и молчала, глядя на парту, а я стеснялся спросить, за что же она меня так обидела? Но самое страшное было в том, что же мне было отвечать друзьям мальчишкам на вопрос: А тебе что подарили? Покажь!!!

Я сидел как статуя, и, задыхаясь от обиды, пытался сделать каменное и безразличное лицо с выражением, что мне, мол, наплевать на эту суету и я думаю о высших материях, и подарки и праздник мне глубоко безразличны. Между тем внешне меня выдавали только дрожащие губы.

 Потом все успокоилось. Прошел урок математики. После него меня подозвал к себе наш классный руководитель Зенон Алексеевичи и сказал: Саша, выслушай меня как мужчина. В семье у Лены Воловко трое детей, живут они очень скромно, мать не работает по болезни. Она приходила в школу и сказала, что не может позволить себе столько подарков за один раз. Ты уж извини Лену. Ей самой как-то не по себе и она очень стесняется.
Я подумал про себя, что можно было бы и ерунду какую-нибудь подарить, только бы не позорить меня, но для вида кивнул, что я, мол, все понимаю и конечно не обижаюсь.

Пытка вопросами одноклассников продолжалась до конца уроков, до того пока я не начал огрызаться. Когда мальчишки узнавали, что я не получил подарка они начинали жалеть меня и позорить Лену. Мне от этого было еще более стыдно. Что им было понять? Дети часто неосознанно жестоки и у них своя справедливость.

 Домой я пришел мрачнее тучи. Мама, расспросив меня и узнав, что случилось, сказала: Собирайся! Мы пойдем в магазин и купим тебе подарок за девочку, чтобы ты тоже радовался, а Лену прости. В тот вечер я получил два подарка. От родителей и от них же за Лену.

Это было лото со зверями и надписями сзади на разных иностранных языках. О котором я давно мечтал. У слона там сзади было написано Элефант. У тигра Тигер. Мы играли с родителями в лото, и я был счастлив, неприятности дня были забыты. Второй подарок был вроде бы пистолет.

Когда подошло 8 марта, я был совершенно спокоен и не думал о том, что нужно мне искать какой-то подарок Лене. Вот и поделом ей. Пусть переживет хоть частично тот позор, который мне довелось испытать. Но мои планы опять нарушили родители.

За день до праздника мама сказала, что мы идем в магазин и там выберем подарок Лене. Я был просто взбешен – это слабо сказано!!! За унижение – подарок? Но спорить с родителями было бесполезно. Мы пошли и купили довольно дорогую и редкую куклу с набором платьев.

Утром в школе я спрятал подарок в парту. Нужно сказать, что я уже не держал зла на девочку и сам радовался, что принесу ей радость. Ведь подарки всегда так радостны и не важно, тебе они или от тебя.

Вот все девочки ворвались в класс и радостно зашуршали обертками. То тут, то там вспыхивал смех, кто-то из девочек вскрикивал :Ой, как здорово!.

Лена сидела, ссутулившись, и рассматривала свои руки. Ее плечи в выгоревшем школьном платьице поникли. Казалось, что она сжалась в ожидании удара.

Я достал куклу и со словами: Поздравляю с 8 марта! - протянул ее Лене.

 Сначала ее глаза округлились от удивления, а потом лицо ее расцвело и засияло, как розочка. Щеки заалели. Глаза стали синими, спина распрямилась. И я вдруг увидел, как красива моя соседка.

Все забыли, что начался урок, весь класс смотрел на эту куклу и Лену. А на классный, молча стоял в углу и поддерживал свой пластмассовый протез руки, которую потерял в войну. Потом он встрепенулся, и попросил всех вернуться к урокам, а подарками заняться на перемене.

 Так я получил урок благородства от своих родителей и понял благодаря ним: “НЕВАЖНО КАКОВ МИР К ТЕБЕ – ВАЖНО КАКОВ ТЫ. БУДЬ САМ ХОРОШИМ”.

На этом история не закончилась. Прошел год. Я уже сидел за другой партой и с другой девочкой, но когда настало 23 февраля, то я получил сразу два подарка и от Ларисы, с которой сидел за партой в тот момент и от Лены Воловко, которая подарила мне замечательный зеленый самолет!
Мальчишки забыли мой прошлогодний конфуз и теперь обвиняли меня, что я хапаю по два подарка незаслуженно. Да что там подарки, из-за того моего подарка Лене ко мне обычному белобрысому мальчишке стали неровно дышать многие одноклассницы, но я тогда не понимал нужно мне это или нет. Детство! Какие радости мальчишки? Каникулы. Купания, рыбалка, игры в индейцев, мне тогда не до любви было. Девочки то раньше созревают.

Я вспомнил сейчас и учителя своего и его мудрость, чувство класса и души ребенка. Не знаю, жив ли он? Если жив, то здоровья ему. Спасибо Вам, Зенон Алексеевич.

Спасибо и моим родителям, учившим меня человечности и благородству. Не всегда она бывает врожденной.

Так вспомнился мне случай, когда я старательно копил деньги на пистолет с вылетающим самолетиком, а когда нашел на лестнице мятые три рубля, то мой отец отправил меня с ними обходить все квартиры подъезда и спрашивать: Не вы ли потеряли? Я жутко обиделся на отца, но честно обошел все квартиры и все мне честно отвечали: Нет, не мы. Я то думал о них, что обманут. Лучше нужно думать о людях.

Когда мне не хватало несколько копеек до пистолета, я все сидел и пересчитывал свои медяки. Отец спросил меня: На что копишь? Что ты все считаешь?» А, узнав, что на самолет, попросил посмотреть мою мелочь. Я ее к тому моменту не успел посчитать. У меня мелькнула грешная мысль. Запретит  мне сейчас отец покупать пистолетик за трояки мои и отберет деньги, но он отдал и ушел. Я пересчитал деньги. Оказалось, отец доложил туда незаметно недостающую сумму. Как же мне было стыдно. Я даже пистолетик расхотел.

Спасибо вам, люди, которые воспитывали во мне правила добра.