Исторические этюды. с. Киясово

Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.
Храм Казанской иконы Божьей Матери. Село Киясово.
* * *
Впервые название Киясовка упоминается в официальных документах от 1709-го года – «новопоселённое сельцо Ядрово, Любень тож, а по мирскому прозванию – Киясовка».
В начале XVIII-го века селом владел костромской комендант Василий Степанович Наумов, у которого в 1711-м году «велено сельцо отписать на Государя за взятки».
В том же 1711-м году Киясовка пишется не как сельцо, а как село, то есть селение с церковью. Таким образом, можно почти точно установить год постройки храма – около 1710-го года, так как во всех изданиях основывающихся на трудах И. Благовещенского дата постройки указана 1701-м годом – видимо это опечатка...
Любопытно то, что А.Т. Болотов, управляющий Киясовской дворцовой волостью в 1774 – 1775-м годах и живший в Киясовке, большой любитель старины и истории, нигде не упоминает о старых названиях – Ядровка, Любень и пр., а только – село Киясовка.
Примечательно то, что место это, будучи в начале XVI-го века пустошью, принадлежало князю Василию Киясу Андреевичу Мещерскому, внуку известного воеводы начала XVI-го века. «Кияс» – по-арабски означает – юридический казус (спорное решение) так, что вероятнее всего Василий Кияс Андреевич был отчаянный спорщик, за что и получил прозвище – Кияс, а впоследствии и село – Киясовка. После ревпереворота стало Киясово...
Как мы уже упоминали о том, что в селе Киясовка в 1710-м году (не забудем и иную версию постройки – 1701-й год, что существенной роли в дальнейшей истории Казанской церкви не играет) была построена церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери с приделом во имя святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. О благотворителях и благоустроителях сего великолепного архитектурного ансамбля, изъявивших волю построить этот чудесный Храм с прекрасным домом для причта и другими хозяйственными постройками, на сей день известий, к глубокому сожалению, не имеем...
Поражает архитектура Храма, кстати, внешне, довольно-таки неплохо сохранившаяся.
Здание храма венчает традиционное для храмовой архитектуры XVII-XVIII-го веков, пятиглавие. Интересна колокольня – на двух ярусах-четвериках возвышается третий восьмигранный ярус-звонница. Так же своеобразно архитектурное решение придела Николая Чудотворца – его пространство вынесено за общий объём четверика храма и завершает крышу придела, отдельно стоящий барабан с куполом-луковичкой, увенчанный Крестом. И конечно же весьма впечатляет великолепнейшая изгородь вокруг храмового комплекса, в отличной сохранности – на столбах из прекрасно отесанных белокаменных блоков, закреплена кованная ажурная ограда, ювелирной кузнечной работы – необычайной лепоты!!!
 Село Киясовка служило центром волости, в, которую входили сёла Малино, Спасское, Покровское с деревнями и всю волость купила императрица Екатерина II. (зачем?- от авт.) С 1774 по 1776 гг. волостью управлял Андрей Тимофеевич Болотов, офицер, участник Семилетней войны, писатель, учёный, один из основателей русской агрономической науки. В Киясово крестьян он отпустил на оброк, на казенных же землях Болотов ввел семипольный севооборот. Наибольшую известность получили его автобиографические записки «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» в этой книге он описал всё то, что натворил в период с 1738-го по 1793-й годы. Тщанием и усердием настоятеля Храма Казанской иконы Божьей Матери священника отца Сергия Сахарова в храме был проведён капитальный ремонт, и храм вновь был расписан иконописцем А. Титовым. Все работы производились на средства благотворителя, наверняка прекрасного Русского Православного Христианина, П.Г. Савина – вечная ему память! 9 декабря 1909 г. церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери была торжественно освящена после ремонта, в присутствии церковных иерархов, священнослужителей и прихожан из ближних и дальних сёл и деревень.
Нагрянул, дикий, изуверский, безбожный, цвета человечьей крови, 1917-й гад...
Вполне естественно, что изуверам краснопёрым, красота была абсолютно чужда тем, паче красота Храма. Комиссарики хоть и измывались над храмом, большей частью словесно, но видимо по чьему-то указанию сверху, особо не трогали, быть может, потому, что Храм при Каширском тракте в ста метрах стоит, ну, в общем, не тронули до поры...
 А закрыть Храм решились только при том, кто не сеет, ни пашет, только шляпою машет и ещё он очень не любил авангардную живопись и поэзию, а безумно любил «царицу полей» – кукурузу... в 1962 г., активисты-алкоголики сбросили колокола, уничтожили, изрубив в щепки, иконостасы, а фресковую, почти новую роспись, сдирали со стен лопатами и тяпками, сопровождая сие богохульство диким смехом и отборной матерщиной; иконы и богослужебные книги, и прочую церковную утварь, что могла гореть – сожгли. Ну, а то, что могло сгодиться в хозяйстве – растащили... Боже!, огради от подобного варварства, и подобных сим, варваров!!!
Кстати, район Храма в селе Киясово, является одним из любимейших мест, куда очень любят выезжать на пленэр ступинские пейзажисты писать этюды. И не только Ступинские. Там очень красиво, особенно весной – много, много воды – эти вешние кратковременные озерца, огромные живописные лужищи, да и у самого храмового ансамбля огромный живописный пруд, в котором отражаются храмовые постройки, опрокинутые в синее, синее небо...
Приезжайте, дорогие братья и сёстры, приезжайте и те, кто владеет кистью и красками и те, кто просто любит настоящую Русскую Красоту, тем более – ныне храм открыт, ведутся восстановительные работы, естественно дело движется очень медленно, но ведь ДВИЖЕТСЯ!!! И на том – слава Богу, за ВСЁ!

* * * *
 *Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.