Притча о рациональности

Наталья Ол
Посмотри, за окном кружит в призрачном вальсе последний снег - видимо зима никак не может смириться с тем, что время ее прошло, что наступила пора весенних капелей, пора несмолкаемых птичьих трелей – волнующая пора пробуждения природы. Ты видишь, что жалких остатков ее былой мощи не хватает даже для поддержания в порядке белой мантии: хлопья снега, столь безрассудно летящие на землю, медленно и печально тают в лужах, а те, которые не успевают растаять, лежат на земле грязной, пропитанной водой кашей.

Уже совсем стемнело, пора ложиться спать, хороший мой, закрывай глазки, а я, как обычно, расскажу тебе что-нибудь интересное. Нет, ты только не подумай, что я поведаю тебе о красавицах-принцессах, отважных принцах, благородных рыцарях, величественных драконах… Конечно, о них придумано множество увлекательнейших историй, однако, на этот раз мое повествование совсем не о них. Сегодня я расскажу тебе притчу о рациональности.

Для начала, попробуй, представь себе, что где-то на улице, на расстоянии метров ста от лотка с мороженным стоят четыре мальчика, и все они, по команде, отправляются за мороженным: ну, что-то вроде соревнования, только время никто не засекает и мороженное, в качестве приза, бесплатно им, разумеется, никто не даст.

Представил? Молодец! А теперь, обрати внимание на то, что один из них пойдет прямо, второй – зигзагами, третий – начнет приближаться к своей цели, нарезая плавные круги по спирали, а четвертый вообще отправится в другую сторону.

Про последнего мы с тобой говорить не будем, дух противоречия, живущий в нем, до добра его не доведет. А вот про остальных трех с высокой долей вероятности можно сказать, что первым доберется до мороженного тот, кто пошел прямо, затем тот, кто пошел зигзагом, а уж только потом тот, кто отправился в путь по спирали. Однако, это еще не факт.

А теперь, давай с тобой проведем анализ их поведения, как думаешь, кто из них поступил правильно? Полагаешь тот, кто пошел прямо? Ну, в какой-то степени, это верно, если только на его прямом пути не было болота, лужи, забора, дома или какого другого препятствия. Может, тот, который пошел зигзагом? А представим, что была и прямая дорога, почему же он не пошел по ней? Что помешало ему?

А теперь вопрос: кто из них поступил правильно, выбрав свой путь достижения цели? На самом деле, правильно не поступил ни один из них. Почему? Да потому что правильно было бы провести оценку местности, по которой предстоит пройти, выбрать оптимальный маршрут (по возможности прямой), ну и подойти к лотку с той стороны, с которой продавец отпускает мороженное. Таким образом, каждому из них для обеспечения оптимальности в достижении данной цели, необходимо было частично воспользоваться всеми перечисленными тремя способами. Все очень просто, не правда ли?

Почему я тебе рассказала о них? Да потому, что в жизни люди, при решении любых возникающих перед ними задач, в основном, поступают именно так, как эти мальчики. Не догадываешься почему? Потому, что не хватает в них рациональности. Однако не всегда было так…

Когда-то давным-давно, в те времена, когда на земле еще не было людей, когда, как это принято считать, солнце светило мягче, небо было выше, цветы красивее, трава зеленее (можно перечислять долго, а основной смысл ты уже итак уловил). Одним словом, в самом начале тех золотых времен, когда начали происходить события, многие из которых впоследствии стали мифами и легендами, в прекрасном замке на берегу Хрустального озера жила фея.

Как ты знаешь, феям вообще полагается жить в замках, а озеро называли Хрустальным потому, что вода в нем была чистая-чистая и прозрачная-прозрачная, словно горный хрусталь. Вокруг озера росли дивные, никогда не увядающие, бело-розовые цветы, источающие тонкий дурманящий аромат, а по озеру плавали прекрасные белые лебеди, они часто подплывали к берегу и брали хлеб прямо из рук феи.

Замок феи был окружен прекрасной дубравой, в тени величественных деревьев никогда не смолкали звонкие птичьи трели, весело журчали ручьи, в которых постоянно мыли свои лапки красавцы-еноты. В дуплах вековых деревьев прятали от посторонних глаз свои запасы скачущие с ветки на ветку проказницы-белки. Кроме них, в дубраве можно было встретить зайцев, ежей и даже бесподобных по своей красоте и грациозности пятнистых оленей.

Дубрава заканчивалась широким полем, которое радовало глаз бесхитростным многоцветьем: тут были и алые маки, и сиренево-синие васильки, и небесно-голубые колокольчики, и блондинки-ромашки, и яркие желтые шапки одуванчиков, и мягкий пестрый ковер, состоящий из смеси белой кашки с клевером, и даже Иван-чай. Вслед за полем простилался, на сколько хватало глаз, синий дремучий лес, состоящий, в основном, из седых косматых, елей, с нижних разлапистых веток которых свисали тонкие, длинные зеленовато-серые нити мха. Деревья столь плотно примыкали друг к другу, что даже в самые ясные солнечнее дни в лесу стоял зловещий сумрак, и царила прохлада. Почва в лесу была темная, сырая, покрытая густым слоем опавшей, темно-коричневой, гниющей хвои. В синем лесу водились волки, рыси, лисы и росомахи, - остальные животные предпочитали жить в более сухих, светлых и уютных местах. Сразу за синим лесом протекала широкая и глубокая река, воды которой оставались холодными даже в самые знойные летние дни. Дно реки было вязким, илистым, поэтому вода в ней особой прозрачностью не отличалась. На заросшем тростником и камышами берегу Студеной реки, грозно возвышаясь над кронами самых высоких деревьев, стояла зловещая, высокая, серая цитадель, в которой в полном одиночестве жила старая злая ведьма (между прочим, ведьма эта приходилась двоюродной сестрой прекрасной фее). Возле серой цитадели цветы не росли, зато в изобилии произрастали различные папоротники, лопухи, густая, высокая крапива, а также поганки, да мухоморы. Лебеди, разумеется, по Студеной реке не плавали – по мутным и холодным ее водам вообще никто, никогда не плавал. Зато над рекой Студеной всегда кружилось воронье, а деревья, росшие тесным кольцом вокруг мрачной обители злой ведьмы, сплошь были покрыты серыми вороньими гнездами.

Фея никогда не навещала серую цитадель, а злая ведьма, в свою очередь ни разу не приезжала в гости к фее, хотя постоянно следила за каждым ее шагом.

Шло время, и однажды, в тот день, когда на земле появился первый человек, в самом центре Хрустального озера вырос прекрасный белый цветок, в сердцевине которого лежало небольшое круглое, почти плоское зернышко. На зернышке можно было различить три небольших, будто нарисованных тончайшим карандашом, полосочки, исходящих из его центра в разные стороны, которые как бы разделяли собой зернышко на три равные части. То был цветок мудрости, который фея специально выращивала, зная, что в скором времени на земле появится человек. Прекрасная фея преподнесла великий дар людскому роду – с этого самого дня, каждый новорожденный ребенок получал плод этого волшебного цветка: зерно рациональности.

Много ли времени прошло, мало ли, но, как это обычно в сказках случается, фее понадобилось покинуть свой прекрасный замок для того, чтобы навестить, скажем, свою родную тетушку, что жила где-то далеко-далеко от прекрасного замка: за бескрайними лесами, за высокими горами, на побережье величественного океана. Согласись, что это совершенно не важно, к кому, зачем и почему понадобилось улететь фее. Важно то, что она улетела, оставив волшебный цветок под охраной одного человека. А еще очень важная деталь заключается в том, что она не достаточно хорошо объяснила ему всю важность данного поручения, а он не до конца понял, что беречь надо заветный цветок как зеницу ока. Впрочем, сейчас уж точно обвинять кого бы то ни было поздно, все равно ничего не воротишь.

Итак, стоило только небесной колеснице феи исчезнуть в легких рассветных облаках, как злая ведьма, которой давно не давал покоя волшебный дар, преподнесенный феей людям, обернувшись черным вороном, стала кружить над замком, наблюдая за человеком, охранявшим цветок. Человек, проводив фею, решил, первым делом, осмотреть вверенный ему объект охраны. Он не спеша, обошел вокруг замка, подошел к озеру, покормил проснувшихся лебедей, а затем, растянувшись на теплом солнышке среди прекрасных бело-розовых цветов, вскорости заснул, как в сказках говорится, молодецким сном.

Ведьма только этого и ждала – в один миг она подлетела к волшебному цветку и, схватив зерно рациональности, тихо и неразборчиво начала бормотать свое страшное заклинание… Не прошло и минуты, как все вокруг поглотила тьма. А через некоторое время, когда снова стало светло, ведьмы уже не было, а вместе с нею пропали и лебеди, мирно плававшие по Хрустальному озеру. Бело-розовые цветы завяли, прекрасный замок феи превратился в развалины, а Хрустальное озеро стало болотом, в самом центре которого росла одинокая скромная белая лилия, а на кочке клюквенной, ежась от сырости и мирно похрапывая, спал человек, вернее, леший, который когда-то был человеком, охранявшим цветок. В самой сердцевине лилии лежали три маленьких, почти плоских треугольной формы зернышка…

Фея никогда больше не посещала этих проклятых мест, а ее бесценный подарок, преподнесенный человечеству, стал бедой: ведь люди, получившие в дар рациональность, всегда понимали друг друга, поэтому жили в мире и согласии. А разделение рационального зерна на три составляющие принесло в этот мир непонимание, вражду и многочисленные войны.

С тех самых пор, каждый новорожденный ребенок по-прежнему получает в дар зерно, но только одно из тех трех, что лежат в сердцевине заветной лилии. Всего лишь одно из трех. Запомни это, милый, всего лишь одно из трех. Всего лишь одно…

Ты тоже, в свою очередь, получил свою скромную долю прекрасного дара. Поэтому никогда не забывай, что тебе для того, чтобы действия твои отличались рациональностью, необходимо обрести две другие недостающие части. О том, как это сделать – уже совсем другая история…

Смотри, пока я рассказывала тебе сказку, ветер стих, метель закончилась, небо прояснилось, сквозь редкие легкие облака, как всегда таинственно и печально смотрит в наше окно луна. Уже совсем поздно. Пора спать…