О патриотах и космополитах

Денис Сорокин
Космополитизм – чепуха, космополит-нуль, хуже нуля;
Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет.
(И. Тургенев)

Вынеся эпиграфом это изречение русского классика, я полагаю, ясно дал понять, какой стороны я придерживаюсь в споре этих вечных антагонистов. В принципе, само определение космополитизма, выражающееся в приоритете интересов всего человечества перед интересами отдельной нации является прогрессивным, дающим развитие человеческим отношениям, и, на мой взгляд, в среднеудаленном будущем претендующим стать тем, чем был для людей коммунизм в 20 веке и демократия в веке нынешнем.

Однако действительность такова, что на данном этапе, люди, проживающие в России и именующие себя космополитами, являются либо изменниками Родины, либо наивно заблуждающимися людьми, которых вряд ли переубедишь в их жизненных установках. По всей видимости, последних значительное меньшинство, ибо при взгляде на людей, посещающих либеральные митинги с приколотыми бейджиками «Я-грузин», удивляешься, почему рядом не присутствуют санитары, чтобы забирать в покои хилых и душевнобольных.
В той ситуации, когда в стране происходят мощные, в некоторой степени еще глубинные националистические движения, рассуждать о единстве всех наций и приговаривать: «Возьмемся за руки, друзья» по меньшей мере, несвоевременно, а в большей провокационно, так как этой либеральной мишурой прикрывается возникновение кровоточащих национальных ран на теле страны.

Я к тому, что тот космополит, чье понятие дается в словаре, совершенно отличается от своего российского аналога. Попробую разбить некоторые постулаты «российских космополитов», на деле являющихся либералами.

Одной из любимых тем космополитов является «объективное» сравнивание собственной страны с представителями западной цивилизации. «По злостному стечению обстоятельств» Россия от такого сравнения обычно предстает в невыгодном свете. Когда искренне начинаешь возмущаться, то приводятся «железные» доводы: А разве русские не пьют? А разве не ленивы они? И не хотят вновь стать империей, чтобы гнобить маленькую Прибалтику и показать Западу «mother of Kuzyma»? Это доморощенные космополиты ввели и тщательно культивируют такие лживые и унизительные определения нашей страны, как «Рашка», «совок», ее защитника - «солдатик», ее самосознания - «русский фашизм»; а также исторические искажения - «у русских рабская психология», «Сталин-репрессии, Хрущев-кукурузник, Брежнев-маразматик, СССР – империя зла» «пить-национальная традиция русских». Это они, к месту и не к месту, употребляют фразу, приписываемую Толстому, а на самом деле, озвученную англичанином Сэмюэлем Джонсоном: Патриотизм – последнее прибежище негодяя», реальный смысл которой заключается в том, что если в душе преступника или иного социального отщепенца присутствует любовь к Родине, то этот человек еще не до конца потерян для общества. То есть патриотизм в данном контексте рассматривается, как высшая благодетель человека, его последний козырь в неудачно складывающейся партии жизни.
Все ярлыки космополитов-либералов являются или лживыми или увеличенными до размера слона. Почему-то параллельно с негативными определениями не упоминается, что при Сталине победили сильнейшую армию мира, что при Хрущеве мы навсегда вписали себя в мировую историю как пионеры космоса, что плохая дикция Брежнева, над которой глумились постсоветские пародисты, была следствием ранения, полученного им во время войны. Что нация, которой приписываются свойства быть ленивой и пьющей, не смогла бы являться одной из двух ведущих держав мира на протяжении полувека.

Космополиты говорят, что надо признавать свои ошибки, настоящие и исторические, вскрывать их для суда общественности и каяться, каяться, каяться. Это, мол, справедливо и честно по отношению к остальному миру. Но если представить страну, в которой ты родился и вырос, как свою вторую мать, как по идее и должно восприниматься любым нормальным человеком, то получается, что, постоянно оглашая недостатки России и критикуя ее, мы поливаем грязью свою родительницу. Это все равно, что рассказывать во дворе, что «вот беда-то, мать уже третий день пьет, сейчас опять за водкой послала, сдала в ломбард свадебные кольца и матом орет на невестку за грязь на кухне, которую сама же и развела».

Я это понимаю так. У кого подобные аналогии не складываются, извините, вы не в списке моих друзей.

Либералы постоянно акцентируют внимание на том, что на данный момент внешних врагов у нас нет, поэтому пора перестать быть в глазах прогрессивного Запада «Верхней Вольтой с ракетами» и уподобиться образу жизни тихой Дании или либеральной Франции. Даже если принять мнение насчет отсутствия внешней угрозы как истину, что естественно, совсем не так, то приведу упрощенный пример, что произойдет с Россией в случае ее дрейфа в сторону внешней политики добродушной и ласковой, как пудель, Дании или Голландии. Представим, что все страны Земли - это люди, живущие на некоем острове, где нет официального руководства, а есть только неформальные лидеры. Соответственно кто-то из них богаче, кто-то беднее. Кто-то сильный, кто-то слабый. У некоторых есть дубины, которыми в случае конфликта дубасят безоружных. Среди них выделяются пятеро самых сильных и авторитетных. Это те, у кого есть пистолет. Их не трогают, потому что боятся умереть. В их числе есть мужичок в майке сборной России. Так уж ему повезло, что в наследство достались большой участок земли с плодородным черноземом и сливовыми деревьями, которых больше почти ни у кого нет, а от предков мощное телосложение и тот самый браунинг, из-за которого с ним старались жить в мире. И вот как-то на 30-м году жизни надоело ему быть таким гордым и внушающим страх, и решил он сдружиться с другими оруженосцами, которые постоянно ходили вместе и обзывались на него из-за забора. Те неожиданно легко пошли с ним на контакт, стали активно дружить и объяснили, что «неправильно ты живешь, Федор! Друзья твои, не друзья вовсе, так как на самом деле боятся тебя и считают себя угнетенными, а ты со своим браунингом ходишь и всех пугаешь. Поэтому никто с тобой не дружит, и мы тебя олицетворением зла считаем из-за того, что ты наши бумажные самолетики, которые к тебе за забор залетают, камнями сбиваешь. Разве так можно? Не по-человечески это! А ты посмотри, как мы живем красиво, у нас девочки канкан пляшут и пиво мы немецкое пьем. На, выпей с нами!»

И подумал Федор, что все это время он жил неправильно, а нужно, как все, тихо и политкорректно. Положил он свой пистолет в саду на лавочке под дождем и Солнцем, перестал заниматься спортом и стал пиво немецкое пить с новыми друзьями. И радовался он жизни, пропивая добро из дома, благодушно прощая долги и стараясь во всем соответствовать образу жизни новых друзей до тех пор, пока однажды не увидел в саду проржавевший пистолет с отсыревшими патронами. А на следующий день пришли новые друзья с суровыми лицами и сделали ему на лице пластическую операцию бейсбольными битами, при этом держа его на мушке. Так и не стало у Федора не дома, ни земли, и пришлось ему у новых хозяев на огороде день и ночь работать, периодически горестно вспоминая, как те его грамотно разводили.

С контекстом примера, я думаю, все понятно…

Также космополиты любят огульно восхвалять европейские страны, не замечая очевидных минусов. А минус у них есть, и очень серьезный – нелегальная иммиграция. Получится все так же, как и в приведенной мной аналогии. Однажды либеральная Европа поймет, что гости ее дома, стали хозяевами. И все нынче восхваляемые либеральные ценности будут перечеркнуты рокировкой по-европейски - «слуга-хозяин».

Что касается патриотов, то нас, к сожалению тоже не так много, как хотелось бы. Несмотря на то, что подавляющее большинство россиян являются патриотически настроенными, на данный момент многие из них находятся в политическом анабиозе и просыпаются только при создании нашим руководством мнимой внешней или внутренней угрозы. В таком случае в людях будоражатся, распыляемые телеэкраном «державные настроения», они начинают бить себя в грудь и говорить: «Да мы, за Владимир Владимировича!... Да у нас лучший автомат в мире!... Вот сейчас Россия поднимется с колен!...», активно болеют за наших олимпийцев, до июля катают на антенне своего авто георгиевские ленточки и считают свою миссию по поддержанию патриотизма в стране выполненной. Все расходятся по домам и засыпают с очередной сменой актуальной темы в телевизоре и в устах президента.

В нынешних реалиях я могу понять человека, считающегося «гражданином мира», если он с любовью и уважением относится к другим нациям и при этом искренне любит страну, в которой родился, и не критикует ее прилюдно за промахи и ошибки. Но при той ситуации, что складывается в мире, в котором так много противоречий, с подобными взглядами можно быть только блаженным или Генсеком ООН.