Участникам Сборника. Василий Тихоновец

Сборник Избранных Миниатюр
Дамы и господа, я очень долго ждал вашего активного участия в разборе тех произведений, которые опубликованы на страницах Сборника. Оказалось, что никому не хочется брать на себя серьезный труд по детальному разбору текстов. За редким исключением, все предпочитают отмалчиваться по поводу элементарных или фундаментальных огрехов коллег. Мы не хотим или боимся помочь друг другу увидеть ошибки. Точнее было бы сказать, что этого боитесь ВЫ, ибо меня (с вашего заочного согласия) из этого списка «боязливых» следует исключить.
 
У меня вопрос: чего вы боитесь? Мы что, гениальные писатели? Нет, это, мягко говоря, не есть факт. У каждого из нас имеется желание сказать своё слово в литературе. Но нет для этого РЕМЕСЛЕННЫХ навыков, и некому нас «тыкать носом» в собственные тексты. Ожидаемый и объективный «дядя со стороны» никогда, как я понимаю, не придёт и ничего, соответственно, нам не подскажет. Мы обречены на взаимодействие. Перевожу: это действие друг на друга. Оно может быть несправедливым, обидным, болезненным, каким угодно. Но в любом случае взаимное критическое отношение очень полезно.
Если я не прав – скажите мне это открытым текстом.

Ещё я ожидал общей и бурной реакции на тему «что такое миниатюра?» по поводу выступления Светланы Лось и вашего покорного слуги в соответствующих вводных статьях. Тема животрепещущая, касается всех участников Сборника. Казалось бы, что мешает высказать своё мнение? Реакции не последовало. А меж тем, никто из нас, как оказалось, не понимает фундаментального вопроса: Сборник ЧЕГО мы хотим создать? Понимаем ли мы смысл? Это тем более важно, что даже специалисты в области литературы ничего вразумительного в части миниатюры в прозе сказать не могут. Неужели никому из нас не интересна эта тема? Неужели мы вместе не можем хотя бы попытаться понять и, возможно, мучительно «родить» приемлемую «формулировку» миниатюры?

Не хочу превращать эту статью в «обвинительное заключение». Но, честно говоря, я рассчитывал на большую активность со стороны участников Сборника.

Хочу, однако, перейти к существу вопроса: что такое миниатюра? Об этом я уже весьма лаконично говорил. Беру на себя смелость, не будучи специалистом в области литературы, продолжить свои дилетантские рассуждения. Суть предыдущих мыслей можно выразить ещё короче: миниатюра в прозе это литературное произведение, не имеющее необходимых элементов рассказа (завязка, кульминация, развязка), но отражающее фрагмент жизни, по которому читатель может воссоздать эту жизнь в своем воображении. Миниатюра – своего рода «черепок» от разбитой вазы, позволяющий хотя бы приблизительно представить форму этой вазы.

Светлана Лось, любезная моему сердцу своей беспощадностью и ядовитыми насмешками, сказала мне однажды: «Ты спрашивал, что такое миниатюра? Она перед тобой». Это по поводу одного моего текста. Я его привожу, как наглядное пособие, и прошу меня за это извинить. Только один нюанс: с моей точки зрения этот текст НЕ ЯВЛЯЕТСЯ миниатюрой. В нем есть завязка, кульминация и развязка. Это короткий рассказ. Судите сами:

ЗАВЯЗКА:
«У неё было славное и очень нежное имя, но я смог узнать его только через год после нашей первой встречи. Как же смешно звучит: «нашей первой встречи»… Мы встретились на спектакле «Снежная королева». На сцене я увидел маленькую ромашку в танце цветов и уж больше никого не замечал.
КУЛЬМИНАЦИЯ
Я не мог ни понять, ни объяснить себе, почему каждая клеточка моего щуплого мальчишеского тела мгновенно намагнитилась от присутствия именно этой миниатюрной голубоглазой девочки? Никогда ещё в своей коротенькой десятилетней жизни я не испытывал подобного восторга. Тогда мне казалось, что во всем зрительном зале она видит только меня одного и танцует только для меня, потому что ни на сцене, ни в зале никого кроме нас просто нет. Что-то огромное и страшное своей необъяснимостью мгновенно заполнило меня изнутри. Оно не помещалось и рвалось наружу. Меня бросало то в жар, то в холод и с этим ничего нельзя было поделать.
РАЗВЯЗКА
Продолжение спектакля перестало меня интересовать, потому что ромашки не стало. Она исчезла за кулисами. Откуда же мне было знать, что я впервые столкнулся с тем, что называется обыкновенным и притерпевшимся ко всему словом, вмещающим весь смысл существования человеческой души. А то огромное, что не могло во мне поместиться, как раз и стало моей душой. До поры до времени она тихо пряталась где-то внутри, сжавшись в маленький комочек. Если раньше я обычной каплей падал на землю, то сейчас стал окрылённым семечком одуванчика и мог воспарить в бездонное небо даже от нечаянного взгляда бесконечно любимых глаз. Я вышел из зала влюблённым безумцем, хотя еще и не знал об этом. Единственное, что понял сразу: у меня появилась тайна, и об этих непривычных и стыдных чувствах не должен знать никто-никто на всем белом свете.
У неё было славное и очень нежное имя…»
 
Привожу этот текст только для того, чтобы обратить ваше внимание на всю сложность понятия «миниатюра в прозе». В приведенном фрагменте 284 слова. Но это не миниатюра.

Есть господа, которые считают, что миниатюра в прозе пишется только тогда, когда автор не знает «о чём писать». Вот, например, что предлагает Виктор Тарасенков (это один из авторов ПРОЗЫ.РУ) в своём труде «ПРИЁМЫ НАПИСАНИЯ ПРОЗЫ»:
«1. Откажитесь от миниатюр.
Согласитесь, дорогой автор, миниатюры, это похоже на эпизод из кино – маленький фрагмент… И,... не более того! Что означает этот эпизод, с чем связан, о чём, собственно, речь – остаётся загадкой. И получается нечто, о некто, никчемто, как бы.
Когда я не знал о чём писать, я писал миниатюры. До тех пор, пока однажды не понял, что это пустая болтовня. Марание бумаги. (Марание дисплея) И стал писать о том, что меня интересует больше всего, что меня волнует и что, именно я, по этому поводу думаю. И, странно, в миниатюры это не стало умещаться. Получалось больше и толковее. Сразу же, появлялся некий зачин, тянущий за собой продолжение, развитие и концовку. В целом – повествование со смыслом».

Я считаю эту точку зрения… абсолютно справедливой, но только для тех авторов, которые действительно не знают о чём писать. Для тех, кому есть что сказать, миниатюра – сложнейший и интереснейший жанр, позволяющий сказать о многом немногими словами. Это необходимый этап овладения ремеслом. Только в процессе его прохождения можно научиться бережному отношению к словам и воздуху между строк.

Предлагаю всем высказаться, наконец, по обозначенным темам. И каждому автору Сборника предложить к публикации еще по одному тексту.

С уважением,
Василий Тихоновец,
координатор проекта.