Хочешь танцевать, - запоёшь!..

Зосим Цыбульский
Хочешь танцевать, - запоёшь!..
(на фото мой отец в кубанке с бубном
и моя мама предпоследняя с бубном)

За пол года, в районном Военкомате, от куда я должен
был призываться на срочную службу, мне, начальник
этого заведения, пообещал, что отправит служить
на Курилы, - так он однажды разозлившись на меня, за то,
что обозвал его жирной свиньей, - не желая мне выдать приписное
свидетельство и отпустить на Украину, в Одесский
Краснознамённый Ансамбль песни и пляски (КОДВо)
для работы по вольному найму на должность артиста балета
с последующим призывом для прохождения срочной
службы в Ансамбле.
 
Разорвав на две части моё приглашение из одесского Ансамбля а,
напоследок пригрозив, полковник не пожелал меня не только
слушать, но и видеть.

В это время я работал в Ансамбле песни и танца Азовские зори.
Жил в 10 километрах от районного центра в небольшой
станице на Кубани. Ансамбль находился в живописном и,
не многолюдном городке, - на берегу Азовского моря
под названием Приморско – Ахтарск.
Психанув, и не сказав ни слова, я уехал,
как говорится, - куда глаза глядят?!
Оказавшись в начале в Краснодаре, а затем в городе
Усть – Лабинске, и разыскав местный ансамбль под названием
«Кубанские казаки» я имел желание остаться и потанцевать в нём.

Сказано – сделано!..

Не смотря, что руководил танцевальной группой,
некогда знакомый мне, выпускник Краснодарского
Института Культуры (во времена моей учёбы в ДНТ,
я общался со старшими по возрасту студентами
- будущими хореографами) - мне пришлось пройти
проверку на танцевальность и на предмет…
Но, не будем забегать вперёд!..

… Станцевав небольшой фрагментик из цыганского танца,
то, что я лучше всего умел, меня попросили подойти
к роялю и спеть. Вот тут я уж было совсем расстроившись,
хотел, было направиться к выходу, но концертмейстер
подсаживаясь к роялю, ласково и умеючи смог убедить
остаться стоять рядом с музыкальным инструментом
и попробовать что–нибудь напеть под его аккомпанемент.
- Я не имел, ни малейшего представления, что в Ансамбле
необходимо было не только танцевать, но и петь и,
как не странно - в хоре, состоящем из танцоров
и двумя-тремя солистами – певцами, не имеющими
отношения к хореографии.
В растерянности, топчась на аванс-сцене у раскрытого
рояля и переступая с ноги на ногу, сгорая от стеснения,
я был согласен пропеть куплет из некогда выученной
всеми нами – школьной песни – «По долинам и по взгорьям».
Под аккомпанемент иста-иста, умпа–умпа, тра-ля-ля,
я спел, было две, три строчки из песни, но, оборвав аккомпанемент,
концертмейстер с горем пополам уговорил меня повторить ещё раз,
как говорят в певческих кругах – «На бис!»
В третий раз, допев до конца куплет, и круто развернувшись,
я пожелал сойти со сцены. Направляясь к выходу меня,
остановил улыбающийся балетмейстер ансамбля и сказал,
что я гожусь по всем «статьям», потому, как меня проверил на слух,
сам художественный руководитель. - Аккомпанируя на рояле,
он умело менял тональность, - ты этого не знал,
но всякий раз ты пел в тональность, со слухом у тебя лады, - завтра
на работу по расписанию!..

Следующий день оказался менее болезненным, я просидел
молча в партере вместе со всеми участниками ансамбля
на хоровых распевах. Так продолжалось где-то с неделю.
Что касалось танцев, то я на лету схватывал элементы новых
для меня постановок и к тому времени, когда я впервые пожелал
присоединиться к распевающимся, я уже мог смело
выступать в программе ансамбля. Но этого было не достаточно,
потому, как сложности в программе заключалась в том,
что некоторые танцевально-вокальные номера, - сюиты,
начинались именно с хорового пения и финалом являлись
танцы под аккомпанемент оркестра и солистов – вокалистов.

Спустя месяц, я мог читать ноты и петь по ним, распеваться
со всеми участниками и, в некоторых концертных номерах
даже запевать – в Казачьих фольклорных песнях.

На кануне Нового 1972 года, мне вручили повестку
из местного Усть – Лабинского Военкомата.
Явка была обязательно, в противном случае (это по тем временам)
могли приехать и насильно отвести в расположение Военкомата.
Мне, в беседе с начальником, о желании служить
в Военных ансамблях было напрочь отказано. Военком сказал,
что если все пожелают в Армии плясать, то кто будет
Родину защищать, и при этом записал меня на
пред армейские шести-ти месячные курсы механиков - водителей
танков. Я пытался возражать, (но, конечно не до мордобоя).
… Мой старший брат учился до Армии на курсах водителей танков,
затем три года армии и ещё на 4-5 месяцев в Казахстан на уборку урожая,
- мне это в любом случае не нужно.
Выйдя за порог Военкомата, я крепко выругался в адрес
военкома, но так, что бы никто не услышал…

Руководство ансамбля не пожелали меня «отмазать»,
от курсов и я, на "быструю руку" распростившись
с коллегами из Ансамбля «Кубанские казаки»
города Усть – Лабинска, вернулся к себе в станицу,
и на прежнее место работы.

Спустя 5 месяцев, в мае 1972 года меня, как и многих
других «приговорили» к двум годам срочной армейской
службы, отправив в далёкие Казахстанские края.
Так я оказался в начале в Целинограде, а затем, прослужив
пол года в плановом и не плановом карауле, - смог попасть
в ансамбль Внутренних Войск в городе Алма–Ата.

В. Онищенко
07.07.07.
Торонто
* * *
В продолжении:
«Первый раз за границу» http://proza.ru/2007/07/06-58
«Бывший артист Ансамбля танца Украины» http://proza.ru/2007/04/08-103
«Салабон»  http://proza.ru/2007/04/23-70