Кай и Герда

Мария Ольшанская
Когда-то я хотела написать серию новеллок о современных Кае и Герде, отталкиваясь от сказки Андерсена, перемежая развитие сюжета своими размышлениями о жизни и случайными подсказками по сюжету посетителей ветки.

Потом я поняла — образ Герды возник не случайно. Каждый человек, читающий книги, внутри отождествляет себя с тем или иным героем (героиней). Мало того, он даже бессознательно повторяет поступки своего литературного двойника, следует за его мыслями и мироощущением. У меня был друг, которому нравился один из героев Бальзака. Он не мог отрешиться от этого образа, хотя, что интересно, с точностью наоборот, не имея ни малейшего внутреннего сходства с героем. Чтобы разобраться в своем друге, мне просто нужно было менять знаки «плюс» на «минус» и наоборот — и портрет получался довольно точный.

А пока здесь будет некое умозаключение, основанное на множестве прочитанных в свое время книг. Почему в свое время? Много лет, пока я не жила сама полной жизнью, я читала и читала. Потом начался другой период. Я жила своей жизнью, получала опыт — положительный и отрицательный, много размышляла, и если брала в руки книгу, то не ради сюжета, а ради соотношения своего личного опыта, своих размышлений с логикой того или иного произведения.
И вот что из этого вышло. Если выделить в герое или героине основную черту — то, что составляет стержень мироощущения, то финал можно предугадать однозначно. Я имею в виду, конечно, не массовую литературу.

Возьмите Настасью Филипповну. Сломанная в ранней юности жизнь, любовь, замещенная ненавистью, — разве не должно было все это не вызвать в определенной ситуации равную ненависть-любовь, а при бессознательном стремлении к самоуничтожению не привести ее под нож Рогожина?

Или Эсмеральда с ее гордостью и необузданной душевной стихией... Она ведь не могла не влюбиться именно в капитана Феба де Шатопера... Отсюда финал...

Вот и Герда с ее склонностью к самопожертвованию, самоотречению и полнейшей преданности — душа должна была толкнуть ее именно к Каю, даже с осколком зеркала в сердце. Тут стоит пропустить финал сказки — это всего лишь сказка, а обратить внимание на другое.
В любых обстоятельствах Герда останется Гердой, и в жизни она будет притягивать к себе только Каев, и не иначе. А поскольку жизнь и сказка — это разные вещи, то в жизни, получив осколок в сердце, Кай никогда от него не избавится окончательно — шрам останется...
А Герды всех времен и народов будут сталкиваться, ведомые своей натурой, именно с такими, раненными в сердце Каями, что и происходит...

Поразмышляв хорошенько о своей жизни и мужчинах, так или иначе в ней присутствовавших, я пришла к неутешительному выводу, что мне тоже пришлось в полной мере «насладиться» судьбой Герды, притягивающей к себе Каев с удручающей неизбежностью.