Дивертисмент из статьи о поэтессе Мирре Лохвицкой

Мария Ольшанская
— Такая красота — сила, — горячо сказала Аделаида, — с этакою красотой можно мир перевернуть!
(Ф.М. Достоевский, («Идиот», часть первая)


Моя подруга Ляля умерла тоже в 36 лет. Яркая небольшая темная родинка на спине, просвечивающаяся сквозь тонкий бежевый гольф, стала причиной смерти одной из самых красивых девушек нашего НИИ, а, на мой взгляд — самой красивой. Увидев ее впервые, я забыла, зачем пришла к ним в отдел. Светлые, длинные прямые волосы до талии, и при этом — черные глаза, не карие, а именно черные, блестящие, как маслины. Смуглое лицо, высоко поднятые скулы, чуть вздернутый нос и точеная стройная фигура. Такой предстала передо мной моя будущая подруга.

Ее короткую жизнь можно уложить в несколько строк. Выросшая в тени своего талантливого старшего брата под властным надзором матери, не дававшей ей вздохнуть самостоятельно, она даже не закончила института, а зачем? Семейное самолюбие удовлетворялось успехами старшего сына. У своего мужа, с которым она училась в одной школе и в которого была безнадежно влюблена много лет, Лялька была третьей женой, пропустив вперед двух своих более «удачливых» подруг.

Не успела Ляля родить дочь, как нелепо погиб ее успешный брат, и ее мать переключила все внимание на дочь и внучку, первым делом убрав из Лялькиной жизни выстраданного многолетним ожиданием мужа. Вот, пожалуй, и все. Говорят, красота — главное оружие женщины. Возможно, но только не в руках Ляли.

В нашем НИИ не было другой такой красавицы, чья доброта и благожелательность просто зашкаливали. Она была добра к женщинам, а это дорогого стоит. Она прощала своих обидчиц, находя для них оправдания в самых острых ситуациях. И напрасно кто-то думает, что к ней относились по делам ее. Злословия, сплетен, домыслов она получала в свой адрес предостаточно — как же, красавица, да еще разведенная. А Лялькина жизнь в это время укладывалась в несколько остановок метро между домой и НИИ, и единственным развлечением были вечера, которые организовывали у нас в институте к праздникам — так называемые корпоративные вечеринки.

«Слушай! А почему ко мне в метро никто не пристает? — грустно спрашивала у меня Лялька. — Ведь к другим же пристают?» Да, действительно, я видела, как в метро мужчины заговаривали с девушками, которые и в подметки не годились моей подруге!

Я долго размышляла над этим феноменом, и вдруг меня осенило: «Лялька! Да ведь им и в голову не может прийти, что у тебя никого нет! Ты же красавица, а красавица не может быть одна по определению!» «А что МНЕ делать? Ведь со мной рядом может ехать человек, с которым я могла быть счастлива, но который тоже не догадывается, что у меня нет никого?». Что мне было отвечать на эти такие простые вопросы? Не было у меня ответа, да и сейчас нет. В итоге, насколько я знаю, у Ляльки случились после развода два кратковременных романа, которые ничем хорошим не закончились, а потом она просто умерла… Красавицу так никто и не полюбил — по-настоящему, всерьез, на пределе возможного.

Когда мне захотелось написать о поэтессе и притом красавице Мирре Лохвицкой, мне опять вспомнилась Лялька. Говорят, Бог посылает человека в наш мир с какой-то целью, программой, которую этот человек должен выполнить на земле. Ляля не писала стихов, она была красавицей и просто очень хорошим человеком.

«Не в красоте счастье», «Красавицы тоже плачут», «Красота спасет мир»… Я повторяла про себя расхожие утверждения, но ответа на вопрос, что же связывает скромную чертежницу из НИИ и известную поэтессу, — двух женщин, умерших 36-ти лет от роду, так и не нашла.

А, может, дело в том, что мы должны быть бережнее к этому чуду красоты, ниспосланному нам Богом? Может, именно за свою красоту некоторые красавицы расплачиваются повышенной ранимостью, чувствительностью, неумением примириться с жестокостью окружающих их людей? Может, в красоте не только сила, но и слабость, свидетельство отсутствия иммунитета перед сложностями жизни? Такое вот отклонение, которое мы пытаемся судить обычными мерками, демонизировать, приписывать ему несуществующие пороки? Как знать, как знать…

___________________

Полностью статья «Я — женщина и — только». Мирра Лохвицкая» опубликована в журнале «Солнечный ветер» - http://www.vilavi.ru/sud/241206/241206.shtml