Свет от Cвета

Артём Киракосов
Артём Киракосов :

ТЕКСТЫ К ВЫСТАВКАМ








Артём Киракосов


СВЕТ от СВЕТА

художникам
 
Серёже Алфёрову ( + 2004 )
и Юре Щетинину ( + 2004 )





Художник – святой! Приходит в этот Мир – сделать его ЛУЧШЕ! ...слаще... Осмысленней! Талантливей! Краше… Он – открыватель (перво-) – первый – смыслов невидимых! невиданных! доселе! до него! Так – всякий…
Когда «уходит» (умирает! – почему так говорят, не знаю, кстати…), становится ясно – как пусто! без него… рьяно пусто! Серятина наступает! шилычи и глазуны, андрияки, кулики и церетели – всё туже
сплачиваются! вокруг кремля, затягивая кольцо всё туже своих персональных галерей; всё туже! туже!.. уже!..
Свет происходит от Света. Как (и!) деньги от денег, кстати! (вот!) Дающим и дарующим свет, свет этому миру – слава! Слава – художникам, подарившим нам счастье – видеть и иметь их картины – созданными. Для нас. Наслаждение – то, что они были! были! Художники и картины…
Художники уходят…
Медленно и больно! Иногда мгновенно и страшно… Так… Как… Мои друзья… Мои учителя… Мои собеседники… Серёжа и Юра! Алфёров и Щетинин! Настоящие… Стоящие… Внезапно! Неожиданно! Смерть – вообще... такая! всегда! всегда…
Люди и деревья. Деревья и люди. «Ещё ничего-то по-человечески серьёзного в этой связи и сказано-то не было об этой связи!» – огорчительно как-то сказал мне мой друг однажды… (Не помню: кажется Ашёт?! или другой – тоже – Ашёт, тоже – друг… мой. [Чувствуете? Во фразе? Армянские интонации?]) Люди и деревья… Деревья и люди… Деревья, разные, как люди!.. Люди, разные, как деревья!..
Каждый человек – что дерево, зачатое кем-то, посаженное… (– кем-то…) выращенное… спиленное… упавшее само! само! (от старости! древности! грозы… ветра…) Да всё равно – от чего! Многие – стоят – столетиями (как наш дуб в Абрамцево, где я – всё ещё – работаю реставратором… дорабатываю срок – уволюсь, обещаю! обещаю…), иногда – тысячелетиями – как те оливы, что видели мы с женой-Леной (моей! моей!) этим летом на Крите.
На могилах своих друзей… Своих прекрасных друзей… (На которых, к сожалению! кстати, я всё ещё не был… буду ли?.. обязательно ли?.. это… не знаю… никогда! никогда! не знаю, честно…) Я сажаю деревья… Деревья… Моей памяти… И славы… (Их.) Славы… Пусть растут! годами! десятилетиями! столетиями! тысячелетиями! – Живопись, вообще, вещь – долгая… И живёт – долго – иногда – годами… иногда десятилетиями… иногда столетиями… иногда тысячелетиями… Это я знаю как реставратор, жизнь которого протекает в музеях… Мы… Наша живопись – «останемся»… останутся (холсты, «бумаги», слова…)! Будут жить долго – годами… десятилетиями… столетиями… тысячелетиями… Наши слова, наши бумаги, наши скульптуры, наши холсты! Они – бессмертны! Вообще! Как бессмертна – душа! Душа, что дана тебе была! При рождении или… Задолго до него, когда ты задумывался только (Господом, наверное..?) ещё, наверное..?
Свет и цвет – с моих полотен – ничтожно малое, что должен был я – этим большим художникам, пришедшим осветить, освятить и мою жизнь! Посвящение (то, что я делаю…) – нет, не вечер памяти… Жившие скромно… ушедшие скромно… Не удостоились пока – ничего (ничего! ничего! ничего!) – ни вечера, ни выставки, ни книги… Ничего! Ничего! У нас впереди всё – годы ещё! десятилетия! столетия! тысячелетия! Успеем мы… как-то… хоть… отблагодарить вас! Вас, мои дорогие, ушедшие так не вовремя, не вовремя, когда (вроде бы) всё только-только начиналось… началось… могло (наконец-то таки…) состояться…
Спите спокойно! На могилах ваших – деревья… Вырастут… Окрепнут… Распустятся… Зацветут… Дадут плод… Мои дорогие друзья, учителя, собратья по искусству, художники, художники настоящие, стоящие, пришедшие в Мир – сделать его ЛУЧШЕ, слаще... Прекраснее! Возвышеннее! Светлее! Краше! Не всё получилось у вас. Не всё получилось у меня, писавшего вам посвящения – по двенадцать холстов в год, как праздники церковные двунадесятые: холст, смешанная техника, 100 Х 120 и 120 Х 100 – два года... Снизу – как и положено! – рисующие, графические материалы… дальше – водные! растворяющие… в себе! плоть и кровь! … кроящие – следом: темперы, масло… прозрачные, покровные – завершают: лаки! лессировки… опять! – графические… водные… кроящие… плотные… покровные… глухие!
СВЕТ от СВЕТА: выставка одиннадцатая и тринадцатая (уже!) цикла, рассчитанного на десятилетие (десятилетие!), СЧАСТЬЕ ЖИТЬ! СЧАСТЬЕ ЖИТЬ…
Жить это счастье. Об этом знает всякий, всякий, кто боролся за жизнь близкого, близкого… Жить! Несмотря ни на что! Сохранить жизнь! Сохранять жизнь! Не смотря ни на что, ни на какое «положение», «положения», сохраняя жизнь! жизнь близкого, близкого… В любом состоянии – жить! Давать жизнь – другим! Несмотря ни на какие «диагнозы», «заключения врачей» – жить! радоваться! радовать других! – собою!.. собой!.. Так жила! и умерла моя бабушка – Макруи («Чистая» – в переводе с армянского.) – семь дней назад, до последнего! – боровшаяся – за себя! за отказавшее (почти всё!) тело, пробуя все возможные лекарства… Обругивая всех: меня! маму! тётю! сиделку! врачей! – всех, за то, что не могут «поднять»! вылечить наконец! её! девяносто восьмилетнюю красотку. (Вот так! вот так! так!! так!! надо бороться за жизнь! за жизнь! – поперёк всему! поперёк всем, уставшим от этой борьбы: сиделкам! родне! врачам! всех категорий! Это – твоя жизнь! И – ты должен – жить! бороться! – до последнего! до последнего!.. И она боролась! – моя бабуля девяносто восьми лет – королева… Настоящая армянская бабушка! Хранительница! и управительница рода!) Давая последние распоряжения невидящими глазами, недержащими руками, не устав бороться… Ушла, семь дней!.. тому назад – туда! откуда растут (только!) деревья… только деревья! Из земли! В Небытиё! В Небытиё! Сколько деревьев! Сколько людей! Ушло! Уйдёт! ещё… ещё… Присоединясь к этой таинственной планете… Люди и деревья… Деревья и люди… Сколько ещё предстоит сказать о вашей связи кровной!..
Люди и Деревья!
Деревья и Люди!
Два года посвящения! – позади…
Радовать других! – живущих! пришли в мир холсты мои! Радовать! – и сражаться за радость! Цвет и свет! Свет и цвет! Исходят изнутри! И из меня тоже! И из меня тоже!.. Новая выставка! – всегда – рождение! чего-то нового! до селе – не бывшего!.. Откровение, пришедшее спасти Мир, не меньше… Всякий художник! – откровение… надеющийся спасти погибшее… своим творчеством, умом, жизнью! всей своей! – личностью! И – пусть – это (самонадеянная?) – иллюзия… Без неё… без этого («энергия заблуждения» – Л. Н. Толстой) – не пишет, не живёт ни один творец: художник… музыкант… писатель… мыслитель… священник… актёр…
Деревья – это моё! Я – представляю – всякого человека, как дерево… своё, конечно… каждому! для каждого… своё, конечно, дерево… Живопись – это моё… Умею! и, – что-то могу. Вот! – … Двадцать четыре картины!.. Двадцать четыре месяца!..
Что? Плохо? Прости…
Вот, написал, и словами тоже… Прости… Плохо?.. Что?..
Люди и Деревья…
Деревья и Люди…
Люди, что деревья… Деревья, что люди… Такие разные! Красивые! В жизни! И смерти! Своей … Прости! Прости меня! Я – тоже художник! пойми! – тоже дерево… растущее, цветущее, носящее плод. Прими! (Его, плод… я имею ввиду…) И не сетуй! Я делал, как мог! Сделал! что получилось… Как получалось. Как получилось. Ни лучше, ни хуже, пойми!.. прости!..
Пойми! Прости! Пожалуйста! Спасибо! Я знал… Я верил, ты – … Спасибо!.. И я признателен тебе за это! пойми! – это серьёзно! это серьёзно! – для нас, художников! творцов! – искусство! искусство! искусство! – это наше всё!!! Деревья! На месте нашем! Где были мы когда-то! Деревья… Люди… Люди… Деревья…


 осень ~ 2004 *** 2006 ~ осень