Единственно - времени, не вернет даже... Сказка

Валери Вашест
____________________________________________________ Из юности...

… Раннее утро.  Ступени лестницы,  кажущейся бесконечной,  ещё влажные от росы.  Пронзительно голубое небо подчёркивает слепящую белизну Здания на холме.
      А  лестница ведёт в Неизвестное.  По ступеням поднимается Человек.  Несмотря на ещё прямую спину и густые с проседью волосы, — он стар, и понимает это.  Но не понимает сейчас, зачем идёт к этому Зданию.
      Неожиданно усилился и стал резким ветер рассвета.  Человек остановился;  сердце билось неровно. Отдохнув, он посмотрел вниз.  «Я узнаю.  Я должен знать...  Я спрошу!»

      У входа в здание его встретила девушка в серебристом платье.  Она улыбчива,  восторжена и наивна.
— Мы, от имени всего Человечества, приветствуем Вас.  Мы ждём Вас.  Всё готово, — и  улыбнулась ему:
— А меня зовут Лиада.  Я узнала Вас. Вы ведь — Капитан, воин «Первой Звездной эскадры».  Мой дедушка рассказывал о Вас. Я так рада!  Пойдемте со мною...

   ... Бесконечные переходы, повороты, лифты вели вверх.  Девушка подвела его к белой двери.  И, дождавшись, когда учащенное дыхание Человека успокоится, открыла её.  В комнате,  кроме кресла с сетью проводов и датчиков,  было почти пусто.  «Кресло, удобное для таких стариков,  как я», — с неожиданной горечью подумал он.  Лиада, всё также радостно улыбаясь,  усадила его.  Продолжая говорить что-то звонким голоском,  надела на его голову шлем с разноцветными проводками.  Успокоила,  что это совсем недолго,  почти мгновенно.  И,  как только закончится,  она зайдёт,  освободит его от шлема и проводит обратно. Когда всё было готово,  она осторожно прикрыла за собой дверь.

   … Прошла вечность.  Мгновение закончилось неожиданно.  Открыв глаза,  Человек  увидел рядом девушку.  Улыбка её почему-то была застывшей и печальной.  Посмотрев на серебристую фигурку,  он насторожился,  но Лиада уже выходила в коридор…  Почувствовав,  что Человек медлит,  обернулась и произнесла:
— Спасибо,  что пришли.  Вы выполнили свой долг. …  Пойдёмте,  путь вниз Вам покажется гораздо короче…
Человек не тронулся с места.  Девушка от неожиданности слегка испугалась:
— Что с вами?...  Вам плохо?
Человек медленно,  с трудом произнёс:
— Я…  хочу…  знать.
— Не положено, — мягко,  как бы оправдываясь,  произнесла Лиада.
— Я хочу знать!
— Простите,  но…  не я это решаю.
— Я имею право.  Отведите меня к тому, кто решает.
Девушка недоуменно покачала головой,  но нажала кнопку связи:  «Я… я… Он хочет знать…. Да,  я приведу его к Вам». Лиада больше не улыбалась,  взгляд её стал  строгим и тревожным.

   ... Они прошли по гулким коридорам.  Белые двери  бесшумно открылись перед ними.  Координатор (так было написано на двери)  медленно повернулся, отошёл от голубого окна,  испытующе посмотрел на Человека.
— Я хотел бы объяснить Вам полную бессмысленность вашего требования…
— Не нужно, — твёрдо произнёс Человек.
— Я бы хотел предупредить Вас о последствиях вашего желания…
— Я — знаю!
— Знаете?  Что ж...  Это Ваше право…  Лиада, проводи.
Девушка отворила незаметную дверь в стене. Человек зашёл.  И здесь было кресло,  но простое,  безо всяких приспособлений.  А перед ним белел обычный экран стеофона.
— Садитесь, но всё же я прошу Вас…
Человек отстранённо махнул рукой.  Лиада, вздохнув,  замолчала и вышла.  На экране появилось изображение. Человек замер,  его дыхание почти остановилось...

   ... Утро ещё не успело побледнеть.
Но солнце,  всемогущее солнце,  сияло над планетой,  согревая лестницу.  По мраморным ступеням медленно спускался Старик.  Порывы ласкового ветра путали его седые волосы,  подталкивали в спину,  гладили лицо.
Старик шёл,  опустив голову.  Лёгкие вихри серебристой пыли,  то  возникая,  то рассыпаясь,  как будто замедляли его неровный шаг.

    ... А из окна белого Здания на него  устало  смотрел Координатор.  В глазах  Лиады блестели слёзы.
— Не плачь.  Он был вправе узнать, — сказал ей Координатор.
— Здесь нет ничьей вины, девочка.  Он жил свою жизнь,  как мог,  как хотел.  И она длилась долго - 157 лет,  да и ещё продолжается.
— Но,  Координатор,  как ему,  наверное,  больно сейчас!  Ведь Кибер-мозг взял из его жизни для Хранилища Мира так мало:  всего 4 минуты и 53 секунды!
— Лиада,  но ведь Кибер сохраняет только подлинные чувства,  только энергию Света и Добра.  Это даже много!…  4 минуты и 53 секунды.  Не просто события,  поступки или чувства,  пойми. А только то,  что поможет всему Человечеству идти во Вселенную с миром.  Это очень важно,  милая Лиада.

   ... Ветер усилился.  Купол неба поднялся над миром и стал серебристым. Старик на предпоследней ступени лестницы поднял голову...  вздохнул.
     Но так и не решился,…  не посмел…  и не сумел…  оглянуться назад…