"Двести лет вместе"
Исследования новейшей русской истории
М.: Русский путь, 2002. 512 с.
Я не причисляю себя к поклонникам таланта Александра Исаевича, поэтому последнюю его нашумевшую книгу взял в руки с изрядной долей априорного скептицизма.
Мне досталась вторая часть двухтомника, которая меня и интересовала...
В первой части труда Солженицина рассматривается время после включения территорий разделенной Польши, густо населенной евреями – это 1772-ой год – и весь период до Февральской революции. Второй том посвящен времени более близкому к нам, т. е. периоду до 1987-го года, когда евреи могли свободно эмигрировать из России.
Неисчерпаемый и обрыдший еврейский вопрос в трактовке Александра Исаевича получил неожиданно взвешенную и справедливую оценку. Очень подробно освещена роль еврейства в революции и первых постреволюционных десятилетиях.
Поражает обилие ссылок на труды предшественников, среди которых не только еврейские авторы (пусть и такие, как Мартин Бубер или авторы Российской Еврейской Энциклопедии), но и Сергей Булгаков, Осоргин, Бердяев, Шульгин, а так же многие и многие другие. Именной указатель в конце тома занимает двадцать семь страниц, и это помимо каждостраничных отсылок к ранее опубликованным трудам на эту тему.
На страницах 450–452 данного сочинения порадовала едкой иронией и меткостью оценок рецензия на творчество Александра Галича.
В книге удачно скомпилирован материал, факты высвечиваются под новыми углами и чтение увлекает. Вместе с тем постоянно ощущается старание автора соблюсти чуть ли не Божественное чувство справедливости в раздаче всем сестрам по серьгам и стремление подчеркнуть свою отстраненность. Слава Богу, что в общем потоке повествования нет привычного для Солженицина поучающего тона, но менторские нотки изредка прорываются – уж очень стала привычна для Александра Исаевича роль Учителя русского народа и крепко приросло к нему желание не просто говорить, а вещать, изрекая Истину в последней инстанции…
Пусть Бог будет ему, неоспоримому, судьей.
Подводя итоги всему выше сказанному хочется отметить высокую информативность рассматриваемой работы и обязательное ознакомление с этом трудом как закоренелых антисемитов, так и всех евреев, задающихся вопросом «почему нас не любят?»
А так же отмечу, что все это похоже на поэму ребе Маяковича «Шо такое нахес и шо такое цорес».
P.-S. Для меня тексты Варлама Шаламова гораздо более достоверны и литературны. Причин для этого много, но это долгий разговор. А вот о правдивости Александра Исаевича можно прочесть на странице: http://www.evangelie.ru/forum/t21944.html