Особое задание

Виктор Санин
В.Санин снова предупреждает: "Это не самостоятельный текст, а часть повести о пацанах - кладоискателях из сибирской деревни. Её фрагменты в разделах "Только кладов нам и надо" и "Вован Дебильченко".

Последние деньки перед летними каникулами. Время движется неравномерно, оно то тянется как расплавленный гудрон за палкой, то летит как стремительный стриж. Заоконная жара окрасила в зеленую дымку степь. Над землей стоит легкое марево, в котором дрожат далекие тасхылы. Они пятнисты как леопарды. Словно великан сбросил с себя камуфляжную форму, она лежит на горах. Выжженные весенним палом места черно-зеленые, а там, где пущенный озорной рукой огонь пал не дошел, желто-зеленые.

Пятиклассники еще не выпряглись из учебы, но уже вполне готовы это сделать. За долгий школьный год они успели привыкнуть к разным учителям по разным предметам. Они уже научились хитрить, и подыскали к некоторым свои подходы. Но в большинстве и сами пока не представляют ничего особенного для педагогов. Обыкновенные в меру пакостные и в меру послушные мальчишки и девчонки. Проказы пока не носят слишком вызывающего характера. Они примерно знают, что кому светит по итогам четверти да и года. Двоечники и колышники уныло ждут чудо. Чудо, как обычно где-то шляется, и не спешит. По-собачьи просительно заглядывают заглядывают они в глаза учителям, может быть те спросят о чем-нибудь таком, что вместилось в черепной коробке... кажется, что будь у них хвостики, так они повиливали бы ими. И ведь везет же!
 
А небо такое синее! И дни долгие, и по вечерам солнце не спешит за гору, катится потихоньку и ныряет в кисейную зелень причесок берез прежде чем окончательно покинуть небосклон. После рабочего дня за такой вечер успевают в деревне все: и корову встретить, подоить, напоить. И в огороде разбить грядки, посадить мелочь разную, а кое-что уже давно зеленеет на грядках, можно нащипать лук бутун, укропчик молодой, щавель - его с недавних под стало модным сеять на бросовых кусочках земли. Торопыжки уже помаленьку дергают молоденькую белохвостую редиску. Одно-другое, вроде бы и немного всего, а вот уже и окрошка сгоношилась. Это тем более легко, что у многих в тепличках под полиэтиленом вызывающе повисли на лианах молодые огурчики. И мальчишки и девчонки помогают родителям по всей программе, какая уж тут учеба!

Учителя... а то они за зиму не устали! А впереди еще экзамены, да эта напасть под названием ЕГЭ. Какая министерская Яга его придумала? По инерции проводятся уроки, через не хочу подтягиваются к заветной троечке те, кто ее не заработал. Ах, как непросто продиктовать диктант... Но денечки все просеиваются как сухой песок сквозь пальцы, и все меньше песчинок-дней в горстке мая.
- Откройте тетради, запишем... что это за "У-у-у-у?" Записываем в столбик литературные произведения, которые вам необходимо прочитать во время летних каникул. В следующем классе... Вова, какому дезинформатору ты поверил, что останешься в пятом на второй год? Не верь вражеским голосам. Вот когда твой классный руководитель скажет, тогда - да. А пока настраивайся на труд и подвиг. В шестом классе на уроках литературы мы будем изучать...

Пыхтят пятиклашки, выводят буковки-каракульки. Японцы любители каллиграфии, а они там по слухам все на этом ушибленные, кучами в обморок попадали бы, доведись им увидеть то, как пишут наши школяры. Никаких приемов карате, джиу-джитсу или айкидо на этих самураев не надо. Достаточно вывести на поле боя несколько наших мальчишек, подать команду: "Школьную тетрадь от-КРЫТЬ!" И готово дело. Лежат воины страны восходящего солнца без сознания, останется только связать как можно крепче веревочкой...

Строчка за строчкой, автор за автором, стихи, сказки, былины, рассказы. "Сколько же можно писать о том, что нужно читать?" - угадывается уныние в глазах юных нечитателей.
И... всеоживляющая трель звонка! Пятиклашки вздрогнули, изготовились к рывку за дверь. Туда! На солнце. Нарезать пару кругов вокруг школы, попрыгать по квадратам классиков. Ах, так бы в школе из класса в другой переходить. Пятиклассники терпят, не бегут, они усвоили, что звонок не для них, а для учителя.

- Володя Дебильченко, задержись на минутку. Остальные тихо, не толкаясь, медленно могут выйти.
Разрешили! Свобода! Какое там "медленно"! Как же можно не толкаться? Хлоп, стук, бряк, пробка в створке дверей, че лезешь, от такого слышу...
В кабинете остался учитель и непоседливый, очень даже не очень успевающий по многим предметам Вовка.
- Володя, ты на целый год старше других... - учитель замолчал, словно сомневаясь, сказать или нет. Испытующе посмотрел на мальчишку. А вдруг переоценил, а вдруг Вовка его подведет? - В общем, давай вот что попробуем. Я твоим одноклассникам не стал этот рассказ давать на внеклассное чтение. Мне кажется, еще рано им. Хочу тебя - но это между нами - попросить. Прочитай книжку, вот здесь на листке ее название записано, когда выберешь время. Потом придешь мне и скажешь, стоит или нет на следующий год ее другим давать. Договорились?
С Вовкой можно договориться. Силой заставить его не так-то просто, а стоит этого "трудного" попросить по-человечески, так он горы свернет. Карточка с именем автора и названием произведения аккуратно прячется за обложку дневника, сплошь изрисованную роботами-полицейскими и прочей фантастической публикой.
- Не забудешь?
- Да что вы! Сегодня, да прямо сейчас пойду в библиотеку и возьму.

Прошло два дня. Саныч возился в огороде - весенний день сельчанина, и учителя тоже, год кормит - когда под окнами раздался переливистый свист. Мать выглянула в окно, перед ним нетерпеливо прохаживался взъерошенно-возбужденный Вовка. Пришлось выйти.
- Здравствуй Володя. Что свистишь?
- Да мне бы Виктора Александровича, если он не занят.
- Что-то срочное?
- Супер, просто так не пришел бы!
- Сейчас позову, - женщину поразила искренность ответов и выражение лица мальчишки.
 
Через минуту вышел учитель. Не успел он и рта открыть, как был поражен очередью слов.
- Виктор Александрович, да ведь именно это и надо читать. Не фигню там, извините, разную про библию или Змея Горыныча. Тут же интересно, он же вот все правильно сделал. Хотел жить и шел, а тот гадом оказался, вот ему зло - вы правильно про бумеранг говорили - и шарахнуло...
- Притормози, Володя. Давай все по порядку. Кого бумерангом шарахнуло? С какой библией и куда шел Змей Горыныч извинять фигню, - учитель сделал вид, что ни слова не понял из скороговорки паренька.
- Так я говорю. Вы мне поручили на пробу книжку прочитать. Я и прочитал.
- Это было задание на лето.
- А че лето ждать. Мне без разницы, когда интересное читать, хоть весной, хоть летом. Я пообещал взять книгу, поэтому сразу сходил в библиотеку. Мне англи... в смысле Любовь Петровна сначала не хотела эту книгу давать. Рано, мол. Я сказал, что это ваше задание, она выдала, только попросила не пачкать и вернуть быстро, если не понравится. Я вчера вечером, ну уже после коров, когда управился и поел, открыл, первую страницу прочитал, потом мать спать погнала, пришлось с фонариком под одеялом дочитывать. Ну и, в общем, вы ее всем нашим задайте, пока не поздно. Такие рассказы надо всем прочитать, авторитетно говорю. Уж я-то одноклассников знаю. Мы потом на внеклассном уроке обсудим. Я и прибежал об этом сказать, а то завтра последний день занятий.

- А причем здесь бумеранг - оружие австралийского пролетариата?
- Да это я вспомнил, вы как-то рассказали про круговорот зла в истории. Это же правильно. Делаешь добрые дела - и к тебе все по-нормальному. А запускаешь подлянку, от такого же привета никогда и никуда не спрячешься. Вон, герой-то вместо того чтобы другу помочь, бросил его. Что вышло?
- А что вышло?
- Да то и вышло, что его жизнь наказала, полудохлому облезлому волку достался.
- А ты хоть ту книжку читал? - учитель сделала вид, что сомневается. - Кто автор.
- Как кто? Джек по фамилии Лондон. Американец. Я там и про других золотоискателей сегодня пару рассказов читанул. Классно он писал, такие книжки и нужно преподавать, - не на шутку разошелся Вовка.
- Спасибо, за экспертизу, - остановил поток слов Виктор Александрович, - я тогда и другим в список эту книгу добавлю. А ты сможешь связно в сентябре рассказать содержание?
- А че такого? Хоть сейчас, хоть в сентябре. Запросто расскажу, когда надо будет.
- И выводы сделаешь?
- Какие выводы? - поползли вверх уже выгоревшие на солнце брови.
- По тому, что вычитал. Про добро, про зло, про странные поступки героя.
- Ну про зло, я уже сказал. Про добро... Тут надо подумать. А про странные поступки, чего-то я не догоняю... А! Это насчет сухарей, да? Так это же просто, наголодался, вот и курковал про запас. У меня Дружок, видели же мою собаку, он тоже хлеб закапывает, если не голодный. Это он по инстинкту, на черный день. Да не переживайте, Виктор Александрович, я им вот так, - Вовка сжал пальцы в кулаки оттопырил большие пальцы, словно римский патриций, дарующий жизнь сразу двум поверженным гладиаторам, - вот так расскажу.
- Ну раз по инстинкту и опыту твоей собаки, то я переживать не буду, - успокоился учитель, - а осенью на внеклассном тебе первому слово.
- Договорились, - подмигнул ученик. Ну, я пошел.
- Ну и я пошел, - потрепал на прощанье непричесанные вихры паренька учитель.