Рецензия к книге

Вацлав Ланда

 О книге Вацлава Ланды «Чехия (Чехословакия до 1993 г.) и Российская федерация ( СССР до конца 1991 г. ), период 1985-2003 стр. 619 фор. А5 мелкого шрифта.– рецензия Валентина Бейлинстона, известного в России педагога, конструктора учебных книг, в недалеком прошлом директора Центра развития социально-педагогических инициатив, советника министра образования Российской Федерации, автора монографии «Арсенал образования».
 Вацлав Ланда, писатель,чех по национальности,написал и издал эту книгу на русском языке в 2003 году. Книга открывает глаза на период 1985-2003 жизни Чехии и России, нужная к прочтению, поэтому и эта рецензия, публикуемая в интернете. Книгу можете приобрести по адресу:
Vclav Landa, 120 00, Praha 2, Slezsk 36, esk Republika - Чехия, e-mail: landa.vaclav@seznam.cz.



РЕЦЕНЗИЯ

Вацлав Ланда. Чехия (Чехословакия до 1993 г.) и Российская
Федерация (СССР до конца 1993 г.)
период 1985-2002 гг. и начало 2003. Прага, 2003.
618стр. фор. А5 мелкого шрифта

 1. Когда мои знакомые берут в руки эту книгу первая их реакция- отторжение:
"Какая же большая! Ну, кто такие книги сегодня читает?..“ Когда же мне удается утихомирить знакомого и уговорить его познакомиться хоть с одной выборкой из книги, реакция оказывается совсем другой: заинтересованности, даже взволнованности и такой, что возникает дискуссия. А винимательное прочтение всей книги убеждает в том, что ей недостает абсолютной полноты, продолжения или расширения.
 Читать можно по-разному. Для отдыха, психологической разрядки, развлечения, пополнения знаний, удовлетворения тщеславия эрудита, для служебных или профессиональных нужд. А ведь есть чтение для прозрения, для выработки жизненной позиции в запутанных и непонятных обстоятельствах. Такое превращает чтение в сложнейшую и напряженную работу мысли и чувств, в мобилизацию и перепроверку всех показаний личного опыта, приведение в действие своего творческого потенциала. Ибо такое чтение должно привести к собственному открытию, что не исключает, а предполагает и легкое чтение.
 Во все времена раньше и позже появлялись произведения, вызывавшие потребность в чтении = работе трудолюбивой души. Книга В. Ланды- не научное исследование в формальном значении, она не обладает атрибутами и стилем академического труда, но фактически является капитальной научной работой при всей своей безыскуственности и прямолинейности.

 2. В наше время застоя философии (любви, стремления к мудрости) и социологии труд инженера Вацлава Ланды явление пробуждающее.
 Еще в давние времена "образованное сословие" вывело положение:"Большое видится на расстоянии, которое стало чуть-ли не каноническим правилом. Конечно, для структурирования событий отдаленных, их разбора и оценки, возможности у исследователя наибольшие, ведь эти явления, процессы, тенденции выкристализовались, до конца проявили себя, обрели вполне различимые черты. В исследовании, ведущегося с достаточного расстояния (временного) есть свои преимущества. Оно может опираться на устоявшееся или завершенное, осуществить систематизацию, вскрыть закономерности, описать каждое явление в рамках данной системы, установить его место и роль в этой системе.
 Однако, совестливый исследователь не может не сопереживать страданиям своих близких, коллег, страны, гражданином которой он себя остро ощущает. Он должен откликнуться, немедля. Обычно статьями, очерками или публичными докладами. Но, чтобы отклинуться капитальным трудом - это редкость, а в наше немыслимо сложное и плохо проясненное время я воспринимаю как чудо. Для справедливой оценки книги В. Ланды принципиальное значение имеет выяснение разницы между этими двумя видами исследования, потому что таким выяснением пренебрегают сегодня и академическая наука, и общественное мнение.
 Конечно, исследование как реакция на только что происшедшее весьма субьективно: оно эмоционально, даже сумбурно. Между тем, такое реагировние, если оно глубоко искренне, незаменимо. Никакие супернаучные труды, созданные задним числом, заменить его не могут. Почему? Во-первых, люди, общество получают живое человеческое восприятие современника, какого нет в трудах постфактум. Во-вторых, этот постфактум предоставляет собой взгляд и методологию из другого времени автора, сильного задним умом. Тут налицо времменной разрыв. От объекта исследования до момента самого исследования многое изменилось и в чем-то неузнаваемо: другим стало состояние науки, во всяком случае она перешла в иной возраст, утвердились другие потребности и вкусы, общественное мнение и критерии оценки. Взгляд с вершины ума, живущего в более позднее время, всегда неиндентичен восприятию очевидца. Только гениям удается преодолевать это несоответствие.
 В-третьих, исследования постфактум сами по себе вторичны. Вторична информация, на которую они опираются. Потому только соединение исследований непосредственной реакции на происходящеее с исследованиями постфактум образует необходимые предпосылки для успешного постижения предмета. И в этом соединении роль первотворца играет непосредственная реакция.

 3. В средневековье монастыри вели летописи и хроники. Эти скупые, подчеркнуто бесстрастные регистрации явлений стали для науки, опыта новых поколений, их культуры бесценными источниками. В наше время такая форма фиксации действительности исчезла. На смену ей пришли комплекты газет и журналов, кадры кинохроники, которые, конечно, многообразнее летописей. Но современные периодические издания, радио-и телепередачи, кинохроники все же отличаются- по разным причинам и мотивам-заданностью, определенной избирательностью в выборе обьектов и уровне, а также аспектах рассмотрения их.
 Именно нехватка фиксации явлений, происходящих на глазах современников, в их среде так затрудняет постижение новейшей истории и так способствует всякого рода фальсификациям, реанимации предрассудков и мифов.
 Тоталитарные режимы это поняли раньше и лучше других. В сталинское время подлинной целью обысков у "врагов народа" было не обнаружение шпионских шифров, заговорщических списков и планов, а изъятие личных дневников, переписки, содержащей доверительные обсуждения злободневных событий. С 1939 г. по 1953 г. в СССР проводилась беспрецедентная в мировой истории чистка всех архивов: центральных и местных, ведомственных и общественных. Как только НКВД-МВД-МГБ становилось известно, что кто-то формирует и пополняет свой личный (семейный) архив, так тотчас налет-обыск. При обнаружении документов, записей, фотографий о событиях и персоналиях, имеющих отношение к социальным движениям в Российской империи, политической и идеологической истории СССР, его нынешнему состоянию, как тотчая производились аресты.
 Вот почему работа в архивах, находящихся до весны 1953 г. в сталинских руках, бесплодна. А сенсационные находки здесь на 95% являются обманом, точнее, его продолжением сегодня. Огромный интерес в нынешней России и за ее пределами, особенно на Западе, вызывают публикации и кинофильмы, основанные на сверхсекретных и "особо важных" архивных документах Кремля, НКВД, МГБ, Министерства обороны. А ведь протоколы (стенограммы) заседаний Политбюро и высшей, всемогущей власти в годы Второй мировой войны Государственного комитета обороны СССР, даже Ставки Верховного Главнокомандования-подделка. Одни протоколы "фиксируют" заседания, которых не было, а другие задним числом "исправляют" протоколы состоявшихся заседаний. Так содеянная много лет тому назад фальсификация продолжает"работать" и сегодня, когда опровергнуть ложь уже некому, живых свидетелей не осталось.
 Один только (из множества) факт. Весной этого года отмечалось 60-летие избавления Ленинграда от блокады. Тот, кто жил тогда, знает о беспримерном подвиге ленинградцев- рабочих, интеллигентов, служащих, женщин, стариков, детей, матросов, солдат, ополченцев, милиционеров... И вот в этот юбилей главный канел Российского телевидения выпускает фильм в котором главный герой обороны Ленинграда - НКВД, его спецслужбы. Именно им оказывается Ленинград обязан стойкостью и организованностью. Ударный фильм этот сделан по материалам архива НКВД.
 Но почему 15-летнего мальчика, ведущего свой блокадный дневник, НКВД репрессировало? Почему группу энтузиастов, посмевших собирать по свежим сдедам подлинные материалы для предполагаемого музея блокадного Ленинграда арестовали в 1946 г.?
 Как фильм "документальный" о Ленинграде, так и многочисленные издания записок, мемуаров о происходивших недавно в СССР-России событиях характеризуют два свойства: 1) поразительное в наше время и после всего пережитого пренебрежение к простому народу, его страданиям и бедному подневольному существованию: 2) авторами этих книг являются люди именитые, входившие или по-прежнему входящие во власть, а также приближенные к ней. И эта верхушечная информация самая спросовая у российских издателей и на Западе.
 Пока еще сохранились в домашних архивах личные записи, сделанные во время советской истории и очень редко (отучили) новороссийской. Но эти первоисточники даже энергичному жителю России найти удается очень, очень редко, а для гражданина Чехии они недоступны.
 Вот почему труд В.Ланды так нужен для обнаружения правды, для полного избавления от тоталитаризма, для полноценной человеческой жизни.
Таковы реальные обстоятельства, ограничивающие автора в поиске и использовании источников для своей книги.

 4. Описание и разбор событий их современником требует своего метода. Беспристрастие тут невозможно. Вопрос в типе пристрастия. В нынешней России, а судя по исследованию В. Ланды и в Чехии, доминируют пристрастия своекорыстные, выражающие интересы господствующих или рвущихся к власти группировок, сообществ, слоев, конфессий "землячества" и каст. Продукция средств массовой информации (СМИ) заполнена такими пристрастиями.
 Истории человечества известны, к счастью пристрастия совсем иного рода - пламенных патриотов. Граждан, которые живут болью, заботами и чаяниями своих соотечественников тружеников-созидателей. Такие граждане не могут молчать. Они, как всегда в час смертельной опасности, действуют по правилу:"Сейчас, если не я, то никто другой." Глубокое переживание личной ответственности вызывает великое пристрастие к правде. Апостол Павел так объяснял свое служение: "Я обращаюсь только к сердцам, открытым правде"
 Таков метод В. Ланды. Таково его пристрастие.
История человечества, его культура доказала, что пристрастие, полностью поглощенное поиском правды, является предельно объективным.

 5. Уровень любого исследования, степень обладания правдой всегда определяются качеством и количеством источников.
 К вышесказанному об источниках надо добавить : В. Ланда создавал свой труд в таких обстоятельствах, когда достаточных источников очень мало. А те, что есть- узкие, частные или слишком общие. Пример тому мемуары А. Бовина и последняя книга А. Яковлева "Горькая чаша". Эти книги содержат интересные частные (верхушечные) подробности и самые широкие обобщения в форме мудрых афоризмов, наводящих на серьезные размышления. Но даже это лучшее не обладает свойствами системного описания и анализа времени.
 В.Ланда сделал все мыслимое и немыслимое, чтобы выявить каждый хоть сколько-нибудь работающий на правду источник.
 Я подсчитал: в своей книге В. Ланда использовал 225 источников. И это преуменьшение; в нескольких случаях В. Ланда обозначает в тексте сводный источник, тогда как он включает в себя целую группу источников.
 Но суть не в количестве источников, а их структуре. Удивительное сегодня сочетание источников: научные исследования и обзоры; доклады, лекции и другие публичные выступления; публицистика; статистические материалы и данные социологических опросов; отчеты самого разного уровня и статуса; правовые акты; решения и документы органов власти; программы общественных движений и политических партий, хроники об их деятельности; материалы съездов, конференций, заседаний, встреч, комплекты периодических изданий (общенациональных и местных); радио-и телепередачи; обзоры прессы не только чешской и русской; но и украинской, белорусской; конечно, западной; мемуарная литература; биографии действующих лиц; книги (а их сотни), отзывы о них, характеристики.(Биографический материал занимает в книге, если не первое то второе после экономики место. И это придает книге человеческое обличье и совершенно правильно акцентирует внимание на человеческом факторе).
 При этом автор ни в коей мере не кичится личным владением такого богатства источников. Напротив, общаясь с книгой, физически ощущаешь скромность автора, его нежелание представить свой труд супернаучным произведением. Автор стесняется потрясать обилием источников и намеренно избегает полного цитирования, сокращает его.

 6. Объектом исследования В.Ланды являются события, явления, процессы, имевшие место быть с весны 1985 г. до весны 2003 г. И где? в Чехословакии, СССР-России. Уже масштабность объекта впечатляет, а если добавить запутанную сложность происходящего во всех сферах жизни народов этих стран. обрушившихся на них всяческих бедствий и потерь, то объект представляется просто необозримым, во всяком случае непосильным для одного человека.
 Но В. Ланда берет на себя не только описание такого гигантского и многоэлементарного объекта, он выясняет предпосылки, приведшие к такому развитию событий, его причины, факторы и вроде абсурдную логику действий "реформаторов".
Никто в мире (а я всю сознательную жизнь ловлю каждое новое слово в социологии, экономике, правоведении и новейшей истории) на сей день такого объекта и исследования для себя не выбирал. Вацлав. Ланда взялся за сверхзадачу.

 7. Содержание книги составляют вопросы=темы, их рассмотрение и обсуждение.
Вопросы двух типов, каждый имеет имеет свои функции и форму.

Первый тип - вопросы, которые автор сформулировал как таковые. Я подсчитал, их в книге 168. Им отведено чуть более 70% текста.
Второй тип представляют материалы, подводящие к вопросам, заслуживающим обдумывания и самостоятельного наполнения и развертывания. Таких вопросов-проблем 21. Сосуществование и взаимодействие двух типов текста - характерная особенность книги В.Ланды. Он не берет на себя быть во всем первооткрывателем и все знающим мудрецом, даже в темах первого типа. Смысл и назначение Книги-привлечь к труду познания читателей=соавторов. Древние римляне, великие организаторы обустройства жизнедеятельности общества установили: постановка реальной проблемы есть уже половина ее решения. Я тщательно проанализировал каждый из вопросов обоих типов, и констатирую: все они жизненно значимые, не придуманные и не отвлекающие на мелочевку, а В. Ланда смотрит им прямо в глаза, не допускает каких-либо ухищрений для умолчаний или замазывания.

 8. Теперь специально о каждом типе.
Множество вопросов первого типа полезно распределить по рангам на группы.
I ранг - вопросы кардинальные, самые широкие, многослойные и глубокие.
Они образуют ствол книги. В своем списке я их подчеркнул красным карандашем.
II ранг - составляют подвопросы, представляющие основные части или существенные аспекты тем I ранга, начинающие его наполнение и развертывание. Это самые большие, несущие ветви дерева-книги. Их я выделяю синим цветом.
III ранг- вопросы углубляющие и уходящие в отдельные отрасли и части жизнедеятельности, образа жизни. Это средние, промежуточные ветви, Они обозначены желтым.
IV ранг. Наконец полная картина складывается из описания- рассмотрения-обсуждения отдельных программ, маневров, операций, действий и их результатов.
На дереве реальности- это веточки, плоды или цветы, полезные и ядовитые. Для них я выбрал все же зеленый цвет.
Приведу несколько вопросов-тем I ранга:

 - Что показывает сопоставление Чехословакии-Чехии и СССР-России.
 - Что было и что стало.
 - Что было и что есть не так.
 - Чем нужным для нормальной жизни обладали люди труда и почему они это необходимое потеряли.
 - К какому капитализму идти.
 - Почему в обеих странах произошел не переход, а обвальный вброс в рынок.
 - Почему самые радикальные "новации" вводились вопреки всем показаниям исторического опыта, уже открытым законам перехода к капитализму с человеческим лицом.
 - Почему пришли к безудержно "хапающему","мафиозному", самому жестокому капитализму.
 - Рынок и рыночные отношения - это цель или средство.
 - Какую цену уже заплатила Россия за следование лозунгам и установкам лидеров "реформ" (Гайдар: "Свобода рынка лучший из порядков"; Чубайс:"Несколько ударных лет, выполним ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия").
 - Сколько требуется, при самых благоприятных условиях, времени для настоящего перехода к гуманизированному капитализму.
 - Почему нынешний капитализм Чехии и России оказывается неконкурентносособным.
 - Почему в России происходит такое неудержимое истощение не только материальных, но и человеческих ресурсов.
 - Почему "новые у власти" ломают дучшие достижения социальной инфраструктуры.
 - Кому выгодны "реформы" 1992-2002 гг. и растаскивание национального достояния.
 - Какова роль СМИ в событиях последнего 15-летия.
 - В каком обществе, в какой системе отношений, в каком режиме оказалось население Чехии и России.
 - Может ли рынок работать на общество, на всеобщее благо; есть ли такой опыт и у этих двух стран.
 - Есть поддельный социализм, а знает ли история настоящий социализм.
 - Почему в понятие социализм вот уже 150 лет вкладывается разный смысл и имеются в виду совершенно разные типы социализма.
 - Как в наиболее развитых и вполне благоустроенных странах решается проблема: рынок-общество-государство, строится и обеспечивается их партнерство.
 - Какова роль государства в переходе к гуманизированному, демократическому капитализму, его непрерывном совершенствовании.
 - Являются ли процессы последнего 15-летия в этих двух странах локальными или они оказывают воздействие на весь мир.
 - Какова роль Запада в происшедшем.

 На самом простом и малом по объему примере можно увидеть как соотносятся и вместе работают в Книге все четыре ранга:

Что собой представляла перестройка в СССР (красный цвет)

 Чем она была вызвана (синий)

 ........................................ (желтый)
 ........................................
 ........................................
 ........................................
 ........................................

 Почему перестройка в СССР провалилась (синий)

 неподготовленность теоретическая, идейная, социально-психологическая и организационная (желтый)

 отсутствие животворящей элиты и перерождение компартии(желтый)

 пренебрежение всех зачинателей, руководителей и организаторов перестройки созидательными возможностями простых людей; сохраняющаяся практика помыкания ими (желтый)

 ....................................... (зеленый)


 некомпетентность и низкий культурный уровень руководителей, включая хозяйственных, а также чиновников всех должностей (желтый)

 ........................................ (зеленый)

 верхушечный характер перестройки, присущие ей пристрастие к компанейщине и торопливость (желтый)

 Горбаческая антиалкогольная кампания, вызвавшая массовую криминализацию в стране, развал трудовой и служебной дисциплины, а также резкое ухудшение положения пенсионеров, плохо обеспеченных слоев населения (зеленый)

 искуственность, надуманность, просто несерьезность проводимых мероприятий
(желтый)
 ........................................ (зеленый)
 ........................................
 ........................................

 Материалы второго типа, как правило I ранга. Они выходят на темы неразработанные применительно к особенностям нашей эпохи или почему-то (почему?) намеренно запутанные и искаженные. Прежде всего и главным образом это понятия:
капитализм и его разновидности; неоднородность класса капиталистов, наличие в нем разных слоев, по-разному относящихся к действительности; социализм, теоритические и житейские представления о нем; рынок и рыночные отношения их место и роль в совокупности существующих в данном обществе отношений; демократия, ее система признаков; опыт человеческий в полном смысле и во всех значениях этого слова; реформирование как переход от ... к ...; тоталитаризм и фашизм...
 Книга В. Ланды не повторяет давно известные науке и просвещению положения о роли понятий в познании самого себя и окружающего мира, в формировании и функционировании общественного сознания. Книга каждой своей страницей побуждает=требует разобраться во всех необходимых для жизни понятиях, их уточнения, дополнения, насыщения применительно к сегодняшней действительности. Другая часть материалов второго типа выводит на темы, неразрывно связанные с понятийными категориями, но по-своему автономные. Например, какие особенности выявились в переходе от тоталитаризма (фашизма) Япония и ФРГ к гуманизированному капитализму и что здесь он собою представляет. Есть в книге несколько тем и II ранга. Например, о роли восстановленной в правах и возрождающейся православной церкви в современной России.

 9. Так как книга В. Ланды всемерно побуждает читателя самостоятельно раздвигать рамки исследования и доводить до полной картины, имеющиеся в книге многочисленные эскизы я тоже, читатель включаюсь в это течение, но конечно в допустимых рецензией пределах.
 Самое простенькое и всеми употребляемое слово переход. Вот уже сколько лет "реформаторы" Чехии и России, СМИ, учебные пособия и даже научные труды этим словом обозначают происходящее: рывки, броски, крутые виражи и обвалы, а ведь слово переход - это постепенное, пошагово осторожное движение в качественно новое состояние.
 Точность и полнота понятий-это путеводитель, за которого надо держаться, чтобы выйти на свет ясности. И, напротив, подмена понятий и представлений, эксплуатация их неполноты в совершенно новых, в столь тяжелых и странных обстоятельствах жизни-это первое занятие дьявола, а точнее, главный инструмент манипулирования обществом, людьми, их оглупления.
 Видимо, самое разрушительное явление в странах бывшего соцлагеря это психическое состояние их населения: люди путаются в происходящем, они не могут его понять, сбиты с толку и не могут найти для себя философии жизни.

 9.1. Опыт исторический, социальный - понятие очень широкое и емкое, но все еще мало разработанное. Оно включает в себя: усвоенные знания, умения и навыки во всех видах жизнедеятельности людей; их взгляды, теории, поступки, искания, открытия, успехи и заблуждения, провалы; испытания и переживания; формы уклада жизни, традиции, обычаи и привычки; элементы социализации и культуры - высшего качества жизни.
 Опыт - это и отношение к опыту, своему и чужому, это способы приобретения и конструктивного использования опыта. Мы знаем, каким бывает разным отношение к опыту - от обостренно внимательного и критически просчитывающего, действенно созидательного до высокомерно пренебрежительного, делячески конъюктурного, разлагающего и разрушительного; от бесценного источника творческой силы, движения вперед до реанимации заблуждений, предрассудков, ошибок прошлого. В странах бывшего соцлагеря многое вызывает недоумение, но больше всего поражают два факта (к ним подводит автор, см. с. 495, 496, 509-510, 514, 521-522 и др.).
 К 1985 г. СССР обладал богатейшим опытом, имел подробные описания, аналитические обзоры, научные работы о способах последовательного улучшения качества жизни населения довольно большой группы стран. Только опыт Японии и Западной Германии, переживших национальную катастрофу и совершивших блистательный переход от тоталитаризма к "первоклассному стилю жизни" чего стоит. Но потрясает отношение к опыту руководителей и организаторов перестройки, "реформаторов" новой России. А ведь Россия еще с XIX века восхищала мир своей любознательностью, интересом к творению новых, высших форм жизни. И это в Чехии, в которой Томаш Масарик был одним из первых в мире, кто положил начало гуманизированному, демократическому капитализму.
 Следующий факт. Уже когда бедствия "реформируемой" России переросли в общественную катастрофу. Но опять урок не пошел, впрок, хуже того и сегодня правители России такой сверхнаглядный и более чем убедительный урок отметают. А общественное мнение? Его здорового нет, есть видимость, тогда как 4/5 населения страны продолжает находиться в состоянии безысходности, обиды и социальной апатии, у него одна забора - выжить, продержаться, выкрутиться; тогда как 1/5 испытывает свое превосходство над 4/5, упивается материальным достатком и доступам к невиданным прежде удовольствиям. Естественно, в такой среде не может образоваться влиятельная конструктивная оппозиция. В такой среде любая попытка публично осмыслить опыт со всей серьезностью и гражданской ответственностью кончается плохо.
 Мой давний коллега в 1996 г. написал статью, в которой подверг убийственной критике активно насаждаемое утверждение, что собственности государственной и муниципальной быть в России не должно ни в коем случае, что только абсолютное, ничем не ограниченное господство частной собственности мгновенно сотворит экономическое чудо и станет основой ее народного капитализма". Мой коллега безупречно доказал: опыт Российской империи и СССР эпохи НЭПА, и уже благоденствующих зарубежных стран во главу угла ставит сочетание разных форм собственности, а само сочетание, в том числе планирования (центрального, регионального, отраслевого и местного) с рыночными отношениями структуруется применительно к особенностям времени и места. Ух-ты какое негодование "общественности", СМИ, именитых "ученых" вызвала рукопись этой статьи. Ее публикация не состоялась, мой коллега умер, а ксерокопии статьи остались достоянием двух десятков одиночек.
 Характерно, что сочинители "трудов" = утверждений типа указанного, весьма востребованы "общественностью" и СМИ, они публикуют до полсотни статей и "раздумий" в год, их приглашают на самые помпезные конференции, симпозиумы и в страны Запада. Такие сочинители задают тон" общественному мнению. А так как сказать что-то действительно умное они не могут, то повторяют на все лады свои схемы, а когда эти схемы разбиваются фактами, то действуют по правилу: тем хуже для фактов. Такие авторитеты не размышляют и не анализируют действительность, они изрекают, а раз так, то главное найти звонкую фразу для своего очередного поучения.

 9.2. В опыте очеловечивания капитализма исключительную роль сыграла социал-демократия. Какую блестящую плеяду деятелей во всех сферах жизни она воспитала! Только перечень их имен за время с 60-х годов XIX века до первой мировой войны составит многостраничный список. Теоретики и практики, идеологи и вдохновители реформ, придающих капитализму человеческий облик, они оказали сильнейшее влияние на все слои, в том числе на консерваторов, на тех, кто неприязненно, даже враждебно относился к социал-демократии. Поддерживала самостоятельные и бескорыстно честные профсоюзы, которые повседневными делами убеждали-естественная забота о людях наемного труда, справедливые критерии его оценки и оплаты, способны творить чудеса: обеспечивает строгую дисциплину, высокую организованность работников, снижает издержки производства, повышает его конкурентноспособность и эффективность, оздоровляет общественные отношения. Дальновидные капитаны капитализма с начала XX века все чаще приходили к заключению: социал-демократические реформы не спасают дикий капитализм, раздираемый противоречиями и междоусобицей, а преобразует его в качественно новое явление, выстраивает новую ситему отношений в обществе; на смену "хапающему" и самому жестокому капитализму (с. 100, 101, 133,, 146, 197 и др. книги) должен и может прийти капитализм гуманизированный гражданским обществом и правовым государством, капитализм, в котором у частных собственников, бизнесменов, людей наемного труда, трудящихся и государства, как аппарата общенациональной воли, возникает потребность в постоянном партнерстве.
 --------------------
 Примечание: Из опыта. Весьма показательный факт, который давно напрочь забыт, но и прежде преподносился как организационно-производственный или как повод для партийных нападок и классово-идеологических разглаголствований.
 Генри Форд, самый богатый на свете промышленник и комерсант, создатель совершенной системы организации производства. К началу 20-ых годов минувшего века Генри Форд обретает огромный авторитет, заслуженный блестящими, невиданно эффективными результатами его практической работы.
 В 1924 г. Форд пишет книгу. („Моя жизнь, мои достижения“. Ленинград,“Время“, 1924). Она обошла почти все страны и напечатана на 29 языках. Жгучий интерес к книге, который держится 15 лет, вызван не именем автора, а содержанием книги, как Форд осмысливает свой опыт. Что Форд выводит из него?
 - Форд не приверженец всесилия капитала и эффективное хозяйствование может быть свободным от насилий капитала;
 - Фордовский метод доказал, что промышленность может быть сцепленной силой, которая незаметно оказывается в зависимости не от давления денег, а от внутреннего состояния страны, ее общественной системы;
 - Эта система крепка и продуктивна, когда капитал работает на общую пользу, „когда деньги не хозяин, а слуга“;
 - Потом возможен всеобщий мир, построенный на точном определении места и роли производства, капитала в жизни общества. Призводство и капитал- предпосылки, условия, средство прогрессивного развития всех сфер жизнедеятельности человека.
 Опыт убедил Форда: модель мира, состоящего из железных машин и машин-людей, вытесняющая природу и все подлинно человеческое, отнюдь не предвещает светлого, радостного будущего. Больше того она представляет собой уже зримый тупик разогнавшегося на рельсах научно-технической революции росту общественно полезной деятельности. „Нынешняя система- с горечью отмечает Г. Форд,- не дает высшей производительности“ ибо ограничивает ее проявления и способствует расточению во всем и всегда.
 Юджин Дебс. Земляк и современник Генри Форда, благородный и любимый вождь американских профсоюзов. Своей самоотверженной жизнью Дебс доказал, чего могут добиться профсоюзы не только в обуздании своеволия, ненасытной корысти капиталистов и защите естественных прав людей наемного труда, но и в их окультуривании, в воспитании личной ответственности за поведение общества, за его благополучие и процветание, в создании условий для проявления созидательных возможностей простого человека. Отсюда такое творчество Дебса, его товарищей в организации общественных детских садов, вечерних и воскресных школ, различных курсов, в развертывании сети клубов, кружков, библиотек, художественных и спортивных сообществ...
 А главное, профсоюзы руководимые Дебсом, с решительной настойчивостью всего этого добивались установлением совершенно новых отношений между капиталистами и трудящимися, равноправных отношений взаимной выгоды или, как минимум, взаимоприемленности.
 Призыв Интернационала: „Вставай проклятый заклеменный/Весь мир голодных и рабов/Кипит наш разум возмущенный/ И в смертный бой идти готов“ в таком микросоциуме оказывался ненужным.
 Ко всему Юджин Дебс и „великий народный оратор“ настоящий просветитель. Его видела вся Америка. Статьи, лекции, речи Юджина Дебса публиковались с 1902 по 1923 год. Единственная книга Дебса издана в 1927 г., после смерти автора.
 Итак перед нами два совершенно разных деятеля, представляющих непримиримо враждующие классы. А ведь эти деятели в конце концов находят пути к социальному партнерству в работе на общую пользу.
 --------------------

 И в такой социализации (связи физических и юридических лиц с обществом) организующая роль принадлежит государству. Чехословакия Т. Масарика и Э. Бенеша оказалась в числе стран, которые первыми по-достоинству оценили значение этого исторического вывода из опыта. У Чехословкии 1918-1938 и 1945-1948 гг. имелись уже крепкие традиции созидания гуманистического капитализма. У Российской империи, СССР такого опыта не было. Хуже того, здесь все делалось для того, чтобы его опорочить и не допустить.
 Тем противоестественней представляется взлет чешских "реформаторов" в результате "бархатной революции". Я лично их приходу к власти, их затянувшееся правление и влияние объяснить не могу. Возможно, это гибельные следствия 1948 г. и разгром пражской весны в 1968 г., пребывания Чехословакии в соцлагере, изоляции от западной (в т. ч. японской) социал-демократии.
 Что же касается России, то при всех масштабах и глубине обрушившихся на нее бедствий, все в основном понятно. Слишком долго и последовательно тут осуществлялась десоциализация.
 Ханна Арендт, замечательный философ середины минувшего века, атомизацию (расчленение на обособленные частицы) существования людей считала главным признаком тоталитаризма, бесчеловечности.
 К середине 80-х гг. XX столетия социал-демократия, ее влияние добились ошеломляющих успехов, чему крепко посбопосбствовала победа над фашизмом во второй мировой войне
 Хрущев, когда вернулся из поездки в Швецию (1955 г.) потрясенный заявил: „Я видел настоящий социализм!" (Откровение такое огласке не подлежало, а в свержении Хрущева, его „разоблачении "сталинисты использовали).
 Т. Эрландер и У. Пальме в Швеции, Л.Эрхард и В. Брандт в ФРГ, Есида, Маруяма, Мацусита, Исикава, Хирамацу в Японии- люди разного социального происхождения и положения, своего отношения к политическим партиям, оказались вдохновенными творцами и умелыми организаторами движения к гуманизированному капитализму. Однвко, со второй половины 80-х годов, вместо его неутомимого совершенствования и необходимой корректировки, вместо здоровой неудовлетворенности сытый и комфортный Запад впал в состояние благодушия, если не зазнайства, а его общественная и культурная жизнь - в состояние застоя. Фантастические достижения научно-технической революции, прежде всего в вычислительной технике, информатике, средствах коммуникации и управления подпитывают это самодовольство, хотя, как и всякое переворотное техническое достижение имеет не только плюсы, но и минусы, и эти новшества социально-системно не оцениваются, не приводятся в соответствие с потребностями развития физических и духовных сил человека.
 Опыт Запада последнего 20-летия отличается духовной пустотой и творческим бесплодием. Откуда вдруг такая бедность талантами? Почему в это 20-летие нет великих мыслителей, художников, мастеров культуры, политических и общественных деятелей, настоящих новаторов?- вопросы, которые все чаще и чаще задают себе люди разных сословий и образовательной подготовки.
 Бедность содержания, убогость форм жизни и низменность потребностей все большего числа людей, в т.ч. высших слоев, становятся главной отличительной чертой современного западного мира. Быстрее и заметнее всего это сказывается на укладе школьной жизни. Игнорирование педагогического закона о последовательно полном включении в жизнь детей всех основных видов деятельности, их непрерывном самообогащении и самосовершенствовании - главная причина неблагополучия в детской и молодежной среде, стремительного роста полуобразованности и технократизма, утраты высоких идеалов и устремлений, искрывлений личных отношений и истощения лучших семейных традиций.
 А ведь это все - процессы десоционализации противостоящей гуманизированному капитализму, "первоклассному стилю жизни" (Хиромацу, японский региональный лидер национального масштаба), самому верному комплексному показателю качества жизни людей и общества в целом.
 Ну а социал=демократия, этот генератор идей и новаций, так она в последнее 20=летие утратила свой творческий дар и скатывается к деградации. Западный мир впал в состояние сытой безмятежности и тупой развлекательности. И реакция на это современной социал-демократии-самый дешевый популизм, насаждение иждивенчества, перерождение профсоюзов, пустозванство, неразличение добра и зла даже в правовых и политических отношениях, попустительство фашиствующей нечести, новый "Мюнхен", куда более опасный сегодня, чем 65 лет тому назад.
 И вот это состояние Запада, социал-демократии пришлось на развал соцлагеря. Тоталитаризм здесь вытравил, уничтожил к этому времени общественную культуру, а Запад ее похерил, перечеркнул.
 Так на какую модель ориентироваться Чехословакии-Чехии, СССР-России в 1985-2003 гг.? Вопрос обескураживающий честных тружеников в этих странах и ненужный их циничным "реформаторам". А когда они ввергли свои страны в пучину бедствий, то Запад не имел ни адекватной позиции, ни конструктивного общественного мнения, ни действительно компетентных консультантов, советников, способных помочь народам этих стран выбраться на оптимальный путь.
 В таком неблагоприятном совпадании обстоятельств сильнейшую, но почему-то все еще не осмысленную, роль сыграл и играет процесс воссоединения Германии, интеграции восточных земель, бывшей ГДР. Несмотря на многолетнюю фантастическую материальную помощь государства, специальный налог на жителей Западной Германии в пользу Восточной, непрерывный поток инвестиций, всевозможные льготы для предпринимательства и живущих здесь, энергичные административные меры в Восточной Германии не уходят в прошлое и активно реанимируются симпатии к бывшей ГДР, усиливается неприязнь к такому образцовому обществу "демократического капитализма" как ФРГ. К лету 2004 г. уже 26% избирателей восточных земель голосуют за социализм с человеческим лицом.
 Почти 15 лет идет этот процесс интеграции в мощнейшей и богатейшей стране, а интеграция состоятся не может. Хуже того, затраты ФРГ на интеграцию таковы, что они перенапрягли экономику страны; методология интеграции такова, что она превратила восточные земли в бездонную бочку...
 Как же так получилось, что столь прагматичные немецкие политики и общественные деятели, получившие в наследство превосходный опыт, оказались несосотоятельными?
 Происходящее 15 лет в восточных землях, в структуре одного государства, одной социальной системы показало: 1) переход от тоталитарного "социализма" к гуманизированному капитализму- процесс беспрецендентный и немыслимо сложный; 2) упование на экономику и экономические рычаги здесь не срабатывает; грубый, прямолинейный материализм оказывается бесплодным, хуже того противостоящим цели; 3) такой переход возможен и успешен только при наличии методологии (соответственно методик), синтезирующей все достижения общественного и политического опыта, философии, правоведения, социологии, экономики, культурологии, педагогики и социальной психологии; 4) само по себе введение рынка, полной свободы рыночных отношений ничего не дает, только разбалтывает и разрушает общественный организм; частная собственность, рынок должны стать естественной и созидающей частью системы многообразия форм собственности и отношений, существующих в обществе.

 9.3. События и процессы последнего 15-летия в странах бывшего соцлагеря обнаружили тяжелую недостаточность почти всех употребляемых общественных понятий. Куда сегодня ни ткни, везде дыры, которые моментально заполняют мерзавцы всех мастей.
 Вот национальный вопрос, которого, конечно, не обошла своим вниманием Книга.
 В начале XX в. социал-демократия (Ленин, Роза Люксембург) выдвинули и страстно пропагандировали лозунг о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Образованный юрист, президент США В.Вильсон сочувственно отнесся к этому требованию. Тогда, в эпоху конгломерата многонациональных империй, такая позиция была справедливой, а потому конструктивной. Первая мировая война, ее последствия коренным образом изменили положение в мире. И фашизм, прежде всего гитлеровская Германия, тотчас использовал несоответствие между реальностью и красивым принципом. Казалось бы история с судетскими немцами, разворачивавшаяся по сценарию Берлина и положившая начало уничтожению Чехословакии, должна была научить мир как относится к проблемам этнических меньшинств1. Так нет же. Спустя 50-55 лет эти проблемы обострились, а в странах бывшего соцлагеря настолько, что стали источником жутких злодеяний и даже апартеида (турки -месхитинцев в России и т. д.).
 Какие основания сегодня сохранять и не исправлять понятие принципа вплоть до "отделения"? Разве богатейший опыт многообразия форм автономии (государственной, муниципальной, культурной) не доказал, что это "вплоть" при наличии полноценной автономии должно быть изъято из общего употребления. Но Западу сегодня не до разработки понятий, он играет в глобализацию, безоглядно тащит ее туда, где ей не место. Между тем, глобализация существенно облегчая международное общение, пробуждает национальные чувства, резко ускоряет процесс возникновения новых диаспор и пополнения старых, что при сохранении принципа "вплоть до отделения" работает на силы зла, которые всячески стараются использовать "свои" диаспоры в качестве пятой колонны политических переворотов и экспансии.

 --------------------
 Урок предан забвению. Посему хоть кое-что напомню Уже с конца 20-х годов японские захватнические акции предваряются разжиганием сепаратистких настроений в среде этнических меньшинств Китая. Так отделение Маньжурии и превращение ее в Маньжоу-Го, колонию Японии, преподносилось миру как стихийное движение маньжурского народа к созданию „своего государства“. То же происходило с Внутренней Монголией и пятью северными провинциями Китая... То было начало „создания великой империи“, включающей в себе всю Азию.
 Февраль 1938 г. Речь Гитлера в рейхстаге: Германия „будет добиваться объединения всего немецкого народа... Германия не может оставаться безучастной к судьбе миллионов немцев, которые живут в соседних странах“. И за этим последовали - восторги австрийских немцев от присоединения к Германии при потере Австрией своей независимости; захват Чехословакии. И тотчас Геббельс развернул кампанию за присоединение к рейху всех территорий, где проживают немцы. Среди них распрстраняется „лингвистическая карта Европы“, на которой в числе таких территорий включены Данциг(Гданьск), Польша, Литва, Латвия, Венгрия, Югославия, Буковина (Южное Прикарпатье)...
 --------------------

 Деградация нынешней социал-демократии болезненно тяжело сказывается на всех сферах жизни западного мира, даже на политической деятельности. Она превращаетсяв в фиглярство.

 10. Издревле в военном искусстве действует правило разбора проведенной операции, тем более кампании.
 Уровень разбора - вычленение вопросов; честность и глубина их рассмотрения; качество обобщений и системность выводов - вернейший показатель состояния военного дела в данной стране и в данное время. Реформы в обществе, в т.ч. их отдельные акции (операции) особенно нуждаются в такого рода разборах. Однако даже серии "реформ", такой крутой и влияющий на весь мир поворот от тоталитарного "социализма" к капитализму вот уже 14 лет не получает откровенного и системного разбора. Книга В. Ланды убедительно свидетельствует об этом, описывая партийные съезды, заседания парламентов и пр.
 При тяжелейшей недостаточности старых понятий, представлений, при отсутствии разборов проведенного, у людей произошла потеря способности понимать и адекватно оценивать мир, в котором они живут. Он, каждое его явление становятся непонятными - это что-то страшное, парализующее волю и вызывающее страх.
 Книга В.Ланды позволяет человеку из бывшего соцлагеря осмотреться, разобраться что к чему и настойчиво искать средства победы над обстоятельствами, обретать уверенность в себе. В.Ланда всем подтекстом своей книги вводит читателя в опыт Робинзона Крузо и тем самым делает книгу жизненно необходимой для каждого, очутившегося в невиданном мире.

 11. В Книге сопоставление Чехословакии - Чехии, СССР - России занимает центральное место. И тем не менее автор в каждом случае спрашивает себя и читателей, а правомерно ли здесь сопоставление. Сами его результаты показывают: сопоставление вполне правомерно и очень-очень нужно. Различия в размерах географическом и геополитическом положении, государственном весе и формах правления не являются основанием отказа от сравнения.
 Главное сопоставимость процессов, их внутренней логики и способов действий.

 Что же выявляет сопоставление?
 - Неподготовленность личностная 4/5 населения к таким обвальным переменам.
 - Отсутствие подлинной, естественно отобранной элиты, состоящей из людей разного социального положения, национальной и партийной принадлежности, отличающейся только одним - человеческим величием.
 - Да, тоталитарный "социализм" сделал все, чтобы истощить тонкий слой лучших людей, нравственно стойких высококлассных мастеров созидания.
 - Незнание куда идти, состояние замешательства и потерянности.
Сопоставление обнаружило и существенные различия. Они в разном опыте стран. Так чешский опыт не допустил такого произвола и разгула бесчинств, такого разграбления общественных богатств и личного достояния граждан, такой криминализации всех отношений, как в России.Чешский опыт оказался крепким и надежным амортизатором, смягчившим эти ударные процессы, значительно уменьшил размеры и глубину катастрофы.
 Для выздоровления, для способности двинуться к гуманизированному капитализму это различие имеет первостепенное значение.

 12. Какой бы вопрос В.Ланда не рассматривал, он так или иначе касается представлений о демократии, ее сфер осуществления. Всякое новаторское исследование эпохи не в состоянии быть во всем новаторским и в чем-то, главным образом в описании событий, вынуждено оперировать общепринятыми понятиями. Среди них, конечно, же о демократии.
 Честная логика В.Ланды приводит к тому, что у читателя возникает вопрос: а есть ли в современных Чехии и России демократия. Вопрос совсем простой а ведь очень даже запутанный.
 В последнее 20-летие, а это целое поколение и что важнее - новая эпоха, утвердилось формальное представление о демократии. Оно включает в себя пять основополагающих признаков: выборность органов власти; парламентаризм; форму политического устройства; многопартийность; свободу личного выбора и проявления инициативы. А материалы В.Ланды убеждаюти в том, что это формальные признаки демократии, тогда как есть существенные.
 По формальным признакам получается - в Чехии демократия есть, а в России с 2000 г. демократия рождается (с. 36, 107, 109, 241, 439, 499, 513, 514, 516, 518, 528, 540, 544, 551, 556, 557, 586, 587, 588, 590, 595, 598 - 599, 600, 608, 609). Вместе с тем В.Ланда приводит многочисленные факты, свидетельствующие о том, что в Чехии все еще нет условий для проявления демократии, что она людей наемного труда, их семей касается лишь в части довольно далекой от повседневного существования. А в России? Никогда со времен Сталина трудовой народ не был так замучен, задавлен, обворован, беззащитен и разобщен, как в последние 15 лет. Фактов тут столько, сколько есть судеб честных российских тружеников. Такие факты приведут читатели, я же, в их числе, приведу только четыре типовых.
 - Выдающийся актер, некогда звезда советского кинематографа, с 1979 г. пенсионер. Все свои накопления вложил в государственную сберкассу. В 1992 и 1998 гг. они пропали, пенсии на самое скромное прожитье не хватало, одинокий старик не мог выйти на улицу так как не имел пары целой обуви. В мае 2001 г. он умер от голодного истощения; его тело обнаружил спустя трое суток ученик, приехавший в Москву из Красноярска, он оплатил и организовал похороны, которые стоили бешеных денег.
 - Женщина, всю свою трудоспособную жизнь, отдавшая Родине, ее экономическому могуществу. Девчонкой добровольно уехала из Москвы на строительство Магнитогорска. Гоняла по 11 часов в сутки (при одном выходном в месяц) тяжелогруженные тачки, рыла котлованы. Она ударница, ее комната в Москве оклеена грамотами высшей власти, газетными вырезками и фотографиями, прославляющими труд этой женщины в возведении Магнитогорского комбината, на строительстве двух автозаводов. Пенсии, которую получила женщина, не хватало на одежду, ремонт обветшалой квартиры, на лечение. Единственная дочь прокляла свою мать, мол, неудачница, дура набитая, кому ты отдала свой энтузиазм. В 1999 г. женщина покончила собой.
 - Вдова моего однополчанина, Героя войны с фашистской Германией, так она не может навещать дочерей и внуков, живущих в другом конце Петербурга - денег на проезд нет. Отвечать на мои письма не может - денег на почтовую марку нет.
 - Общение - главное богатство человека. Выбраться из дома в вечерний час, чтобы встретиться с родными или друзьями - невозможно, т.к. опасно. Традиционные для России добрые повседневные отношения с соседями оборвались. Одним стыдно за свою нищету, другие прячут богатство или нелегальных жильцов-постояльцев.
 Со времен шумерской цивилизации почта стала самым простым и верным показателем дееспособности государства. А спустя 6 тысяч лет в современной России почты как таковой нет. Конечно, появились компьютеры, факсы, электронная почта, Но, во-первых, такая техника не для всех; во-вторых, эта переписка лишена конфинденциальности, доверительности, полной откровенности.
 Вот уже 9 лет как почтовые отправления в Россию, да и по самой России адресата не достигают. Три из пяти почтовых отправлений пропадают. А вы можете себе представить, что пропадает? Рекомендации врача и рецепты; важнейшие и самые срочные советы; рукописи дневников, материалы семейных архивов; ценнейшая для адресата деловая информация.... Никакие рекламации и иски по возмещению понесенного ущерба власти, в т.ч. судебная, России не рассматривает. Такой разобщенности людей, такого одиночества 4/5 населения история России не знала.
 О произволе работодателей, их безнаказанном мошеничестве, первыми жертвами которого оказываются рядовые работники, о дисквалификации специалистов, о мытарствах тех, кто по велению сердца взялся участвовать в организации гуманитарной помощи российским детским приютам и лечебницам, инвалидам и пенсионерам, можно получить тома показаний и описаний.
 Из всего этого следует: есть два слоя демократии - внешний, формальный и нутряной, сущестный; определять наличие демократии по внешнему слою недопустимо,но не для.."реформаторов", а также те кому они они выгодны именно так и делают. Больше того, именно формальный слой объявляется "современной моделью демократического общества." Таковой она предстает в специальной программе телевидения РФ "Уроки демократии" в российских учебниках, а также зачастую в западной прессе.

 13. Описание и разбор опыта Чехословакии - Чехии, СССР - России последнего 18-летия нужны не только народам этих стран и бывшего соцлагеря, а всего мира. Уж слишком богат, многообразен и сложен этот опыт.
Книга В.Ланды - событие крупнейшего значения.
 В начале 70-х гг. народный бард Советского Союза - Владимир Высоцкий пропел-прохрипел на всю огромную страну: "Спасите наши души! Мы гибнем от удушья." Советские люди, как и лучшие люди зарубежья услышали поэта-певца, но в минувшее 30-летие на сигнал SOS откликнулись единицы, не сумевшие организовать спасение.
 Исследование В. Ланды - это Прометеев труд.
 Книга В. Ланды должна заработать и в полную силу. Для этого предлагаю:
 - Выстроить Книгу в логике вопросов-тем, их обозначения, рассмотрения и обсуждения. Что упорядочивает содержание, делает его динамично прицельным, превращает в инструмент работы сознания и чувств.
 - Предложенный принцип структурования всех материалов Книги решает проблему повторов.
 Есть повторы, дословно воспроизводящие высказанное ранее, разве что с какими-то мелкими, частными, ничего не меняющими добавлениями цифр, статическими сведениями, имен,-таких повторов очень много в книге. А это повторы круга, топтание на месте.
 Но возможны и весьма эффективны повторы спирали, когда каждый повтор содержит в себе значимое новое: какую-то долю обобщения; выделяет какое-то свойство; обозначает иной аспект...
 Это повторы творящие мысль и переживания,. Тут каждый повтор-виток спирали-это ступенька, на которой читатель может оглянуться, закрепиться и двинуться вверх.
 Книга В.Ланды столь масштабна и многоэлементна, что нуждается в повторах: без них сцепить это обилие невозможно. Но только в повторах типа спирали.
 - Кому нужен высокий коэффициент полезного действия (КПД) книги?
 Структурирование по методу вычленения и определенного расположения вопросов - тем открывает перед книгой возможность самого широкого использования в лекциях на радио, публичных аудиториях; в тематике студенческих и аспирантских работ, специальных семинаров и конференций, в т.ч. международных; стать предметом научно-популярных публикаций в периодической печати, наконец серии изданий (народной библиотеки) о великих реформаторах последнего столетия.
 Так книга В.Ланды положит начало самому нужному сегодня-Просвящению.
 - При этом оно должно мужественно оценить реальность, среду в которой будет работать книга. Как минимум четыре обстоятельства: психологическое состояние 4/5 населения Чехии и России; остатки тоталитаризма, все еще существующие формы и механизмы десоциализации; неосведомленность, весьма поверхностные, зачастую искаженные представления Запада, его общественности о происходящем в странах бывшего соцлагеря; огромную. силу информационного обмана, противостоящего Просвящению.

 14. У авторов фундаментальных научных трудов обычно присутствует желание создать совершенство, отличающееся, такой полнотой и законченностью, что другим что-то добавить уже нечего. Тут налицо стремление исчерпать "закрыть" тему.
 Совсем иное труд В.Ланды. Он отдает себе отчет в том, что тематика его исследования неисчерпаема и просит читателя всегда это иметь в виду.
 Такой подход, как и содержание книги, ее стиль непрерывно побуждает читателя к самостоятельному продолжению, наполнению новыми фактами, соображениями и аспектами, к углублению тематика, к освоению "белых пятен" на карте гигантской территории. (Видимо потому Книга не завершается подведением итогов, заключительной главой).
 "Белых пятен очень много в той части, которая относится к духовной жизни индивидов, различных слоев, всего общества, к качеству их деятельности и отношений.
 Книга В.Ланды выводит думающего читателя на вопрос во все века кардинальный, а для народов, осуществляющих переход к гуманизированному капитализму, решающий, на вопрос, а что же является приматом в развитии общества- экономика или культура, ее сердцевина человеческий опыт.
 Осмелюсь предположить: такое заполнение "белых пятен" приведет в конце концов к весьма продуктивному пересмотру ряда общепринятых представлений, установок и догматов материализма.
 Глубоко переживаемая гражданская ответственность автора, его честность и неумолимая воля правдоискателя заставили меня с предельным вниманием отнестись к его Труду, столь долго размышлять над ним.
 Есть истина, которая доказана всем опытом человечества:
 - Гражданственность, общественная зрелость и стойкость начинается тогда, когда смотрят прямо в глаза реальности.
Инженер Вацлав Ланда сделал великое дело. И надо предпринять все возможное, чтобы оно стало Началом для самого широкого круга людей.



 Валентин Бейлинсон


 2 июня - 4 августа 2004 г.