Мостик Левитана

Виктор Анисимов
Многие, наверно, знают картину Исаака Левитана - «Мостик. Саввинская Слобода». Этот неброский, но удивительно задушевный пейзаж был написан им в окрестностях Звенигорода. От этой картины веет особенной теплотой, трогательной любовью к родным местам. Действительно, надо быть поистине гениальным художником, чтобы увидеть в простых и, казалось бы, обыденных вещах высокую поэзию.

Как-то гуляя в подмосковном лесу, я случайно набрёл на старый, покосившийся от времени и непогоды деревянный мостик через маленькую речушку, вытекающую из глухого болота. Вокруг стояла полная тишина, лишь изредка нарушаемая скрипом высоких сосен, обрамляющих эту лесную прогалину. Почерневшие от дождей брёвна мостика, иссохшие перила и весь его полуразрушенный облик вдруг отчётливо напомнили мне тот самый мостик, изображённый на картине Левитана.
 
Конечно, между ними не было, да и не могло быть, полного сходства. Но было что-то другое, неуловимо общее, роднившее их не столько по внешнему виду, сколько по внутреннему содержанию, заложенной в них и не поддающейся объяснению привлекательности.
Некоторое время я постоял у мостика и, полюбовавшись живописным лесным пейзажем, отправился домой. Прошло несколько дней… И вот что интересно – мысль о сходстве этого мостика с картиной Левитана стала всё чаще приходить мне в голову. Постепенно она настолько окрепла, что меня невольно стало тянуть к лесному болотцу, к маленькой речушке, к тому самому полуистлевшему мостику.

С тех пор, во время лесных прогулок я не упускал случая, чтобы навестить это место. Я бывал там в разные времена года. Летом можно было в полной мере насладиться буйством зелени, ароматом смолистых сосен и лесного разнотравья. Осень разбрасывала по деревьям всю палитру красок, и даже в дождливую и туманную погоду здесь было как-то по-своему тепло и уютно. Зимой через мостик проходила лыжня, и искрящийся снег весело поскрипывал под моими лыжами. А весной окрестности встречали меня нежно-зелёными красками распускающейся листвы и несмолкаемым щебетаньем птиц.

В течение многих лет я приходил к этому мостику, когда у меня бывало разное настроение, даже тогда, когда у меня были неудачи, было трудно и грустно. А мостик, хоть и немного старел, но в целом оставался таким же и, словно, был немым свидетелем моих раздумий и переживаний. Это помогало мне справляться с неудачами, преодолевать грустное настроение, восстанавливать душевное спокойствие и чувство уверенности.

Вот почему, я очень благодарен картине Левитана и своему мостику в подмосковном лесу. А вообще-то мне думается, что, по большому счёту, в жизни каждого человека должен быть свой собственный «мостик Левитана».



Москва, ноябрь 2006 года