Лицом к солнцу

Наталья Харит
Тьма. И наступит время, когда вы поймете что потеряли. Станете мучиться, начнете искать и придете ко мне. Все. Все до одного. Это будет новая вера. И я буду новый Бог. Я буду солнцем, созданным лучшими моментами вашей жизни. И без меня вы просто погибнете. Итак, я спрашиваю в последний раз: готов ли ты отдать мне самое дорогое мгновение своей жизни?
Узник (отворачиваясь). О-о-о!.. Поверните меня лицом к солнцу! Я хочу еще раз ослепнуть! Одна вспышка, и все будет кончено! Я боялся и хотел этого всю жизнь. Сейчас, сейчас или никогда! Слезы мои не омыли, сердце мое не остыло, путь вспыхнет от солнца, пусть! Куда ни беги – не спрятаться – жаром своим дышит в спину, жжет так, что боишься взглянуть ему в лицо. Слепота моя – награда за дерзость. Решил переплюнуть, переиграть. Придумал… Человек! Был слеп. Должен еще раз ослепнуть. Хочу, потому что начинаю видеть! Поверните меня лицом к солнцу!
Режиссер (из зала). Стоп! На сегодня достаточно. Всем спасибо.
Актер (Тьма). Саш, ты меня подбросишь?
Режиссер. Домой?
Актер (Тьма). Куда ж еще?
Максим (Узник). Ну и духотища, кондиционер работает?
Актер (Тьма). А ты думал!
Режиссер. Макс, я тут тебе новую пьесу принес. Читани на досуге.
Максим (снимая костюм). Да? И кто автор?
Режиссер (доставая пьесу из сумки). Неизвестная еще. Кажется, Вера… (Читает.) Вера Зотова. ( Передает Максиму пьесу.)
Актер. Я на очереди. Что-то интересное?
 Максим просматривает пьесу.
Режиссер. Почитаешь, идем. До скорого!
Актер. Счастливо!
 
 Уходят.
Максим (не отрываясь от чтения). Пока!
 Закуривает и смотрит вперед.
 Звучит вступление муз. композиции.
 Действие переносится на 20 с лишним лет назад.


 Появляется Леша с нотами в руках.

Леша. Ну-ка посмотрим… бас-гитара… Как это будет звучать? Ты - ды-ды-дынь… (Изображает игру на гитаре.) Здесь вступает Мишка, потом Максик. ( Играет.) Ты-ды-дынь… Только бы Маринка не подкачала. Нет, она, конечно, молодец, но вечно волнуется по пустякам… Срочно, пока помню, надо записать. ( Пишет.) Фа, соль, соль, ля, фа… А будет ничего…

 Звучит припев, во время которого Леша не двигается.
 После припева заходит Миша с авоськой в руках, из которой
 виднеются бутылка молока и булка хлеба.
 

Миша. Чуть не опоздал! Представляешь, стою в очереди за молоком, а тут старушка привязалась, «божий одуванчик» такой: « Купи, сынок, молочка, нет сил стоять.»
Леша. И ты, как всегда…
Вместе. Ку-пил.
Леша. А потом домой…
Вместе. Прово-дил.
Леша. Спать…
Вместе. Уло-жил.
Леша. Сказку…
Вместе. Расска-зал.
 
 Припев. Нет движения. После, выбегает Марина.


Марина. Привет! Только не говорите, что я опять не вовремя. ( Быстро проводит рукой по клавишам.)
Леша. Нет, сегодня ты как раз!
Миша (отдавая салют). Привет пионерам!
Марина. А мы, между прочим, сегодня на танцах учили позиции.
Леша (настраивая гитару, пропевает). По-зи-ции.
Марина (изображает). Вот! Первая. Так или нет?


 Миша все повторяет за ней. Марина пытается переставить его ноги.


Ну, совсем деревянный! А это (сама меняет позицию), кажется, третья. ( Падает.) Ой, мамочка!


 Миша помогает ей подняться. Леша занят нотами. Опять все замерли.


 Максим продвигается вперед.


Максим. Нет, этого не может быть!


 Максим достает из кармана телефон и набирает номер.


Максим. Ну что ты в этой своей Америке, совсем заснул? ( Гудки.) Черт, забыл, у нас же разница во времени. Хотя нет, если я еще не сплю, значит, ты уже проснулся. (Набирает номер еще раз.) Ну, ответь же, наконец! ( Уходит.)
 

 С гитарой в руках выходит Миша, звучит песня в его исполнении.
Сразу после песни у Миши звонит телефон.

 
Миша. Да.

 Входит Максим с телефоном.

Максим. Ну, наконец-то! Привет, дружище!
Миша (радостно). Макс? Я думал ты меня уже совсем забыл! Сколько лет, сколько зим?
Максим. Да что ты! Сам знаешь: работы по горло! Вечером приходишь и сваливаешься как подстреленный. Как ты?
Миша. Вроде все о’кей. Жена работает, дети учатся. А ты?
Максим. Как обычно.

 Пауза.

…Мишка, скажи, ты что-нибудь слышал о Маринке?
Миша. О Маринке?..
Максим. О Перепелкиной?
Миша. … Слышал, что после того как они с Лешкой расстались, вышла замуж время, вскоре развелась. И все. Потом я улетел. Ты дальше сам знаешь.
Максим. А Лешка, что с ним?
Миша. Без понятия… Он очень переживал, какое-то время мы переписывались, а потом потерялись.
Максим. Глупо как…
Миша. Что?
Максим. Глупо! Столько лет прошло, а мы ни разу даже не встретились.
Миша. … Правда.


 Пауза.



Прости меня, конечно, но почему ты вспомнил?
Максим (в сердцах). Да потому что нам 40 в этом году! Жизнь проходит, понимаешь, а мы…
Миша. … Да, ты прав. Слушай, давай попробуем их найти!
Максим. Как?
Миша. Ты что, совсем отстал? «Одноклассники.ру»! Сегодня же займусь этим.
Максим. По рукам!


 Пауза.


Мишка, а ты помнишь, как мы первый раз пробовали курить под лестницей?
Миша (оживленно). В каком классе это было?
Дай Бог, памяти…
Максим. В третьем? Точно в третьем!
Миша. Перепелкина нас нашла и пообещала рассказать все классной.
Максим. Лешка с перепугу бросил сигарету и попал прямо в штору.
Миша. Ух! Милиция, пожарные машины. ( Копирует сирену.)
Максим. Паника, крики…


 Смеются.


Миша. А Маринка – ни слова никому.
Максим (задумчиво). Ма- ринка… Какая она сейчас?


 Звучит музыка. Максим и Миша расходятся в разные стороны. Появляется Марина (в сегодняшнем времени). Играет пару аккордов на органе. Садится напротив компьютера, одевает очки и начинает печатать:


Марина. В туше струны – тетиву
Вонзив смычок.
Неравный бой сама начну –
Пришел мой срок.

И будут белые снега
Догадки вить.
И запорошат навсегда
К победе нить.

А поутру пойдет плясать
Теней испуг
И станет радостным тогда
Прозревший слух.

И возвратятся берега
К потокам рек,
И прослезятся облака
Как человек…
 
 Звучит песня в исполнении Марины, в конце которой, она покидает сцену.
Появляется Максим, с звонящим телефоном.


Максим. ДА! Да, слушаю, здорово!


 С другой стороны входит Миша.


Миша. Это я , салют! Две новости: хорошая и плохая. С какой начинать?
Максим (думает). … А-а… Давай с хорошей.
Миша. Тогда… я нашел Ильина! Никогда не догадаешься где!
Максим. Не томи. Где?
Миша. В Германии. Все так же сочиняет песни, классный аранжировщик.
Максим. Все, все, давай телефон!
Миша. Записываешь?
Максим (готовит телефон). Секундочку… Пишу!
Миша (диктует номер). …………
Максим (повторяя номер, записывает). ……… Правильно?
Миша. В точности.
Максим (меняя тон). …Ну, а вторая новость? ( Закуривает.)
Миша. … Не могу Перепелкину отыскать.
Максим. Как не можешь?
Миша. Так. Даже с соседями связался, сказали, что лет 10 назад уехала. Концы в воду. Как дальше искать не знаю. Остается только ждать, может сама откликнется.
Максим (в волнении). Ну неужели больше нет никаких способов?! Придумай что-то! Ты же у нас компьютерный гений, целыми днями на кнопки нажимаешь!
Миша. Попробую. Не падай духом.
Максим. Спасибо тебе.
Миша. Береги себя.
Максим. И ты. Звони.

 Действие переносится на 20 лет назад, заходят Марина с Лешей. У Марины в руках женская сумочка, она кладет ее на парту.

Марина (мечтательно). Завтра выпускной...
Леша (берет гитару). А сегодня последняя репетиция.
Марина. А где ребята? (Смотрит на часы.)

 Появляются Максим с Мишей.

Миша. А ребята уже здесь! ( Став на одно колено, целует Марине руку.)

 Марина грациозно раскланивается. Максим здоровается с Лешей.

Леша. Привет! Все на месте. Тогда по коням!
Миша (имитируя всадника). Я уже! ( Поет.)
 
 Марина дает ему легкий подзатыльник. Ребята рассаживаются на свои места.
 
Леша (командует). Раз, два, три, четыре…


 Звучит песня.

В конце песни Миша начинает дурачиться. Хватает Мариныну сумку и раскручивает ее в разные стороны. Из сумки начинают выпадать письма. Марина бежит их собирать.
 
Леша (оставляя гитару). Это еще что такое?!

 Максим отворачивается. Миша помогает Марине.

Марина (виновато). Письма… (Прижимает их к груди.)
Леша. Чьи?
 
 Пауза.


Миша. Мои!
 
 Максим поворачивается к ребятам.


Леша. Интересненько! А что они делают в Маринкиной сумке?!
 
 Марина смотрит то на Мишу, то на Лешу.


Миша (как ни в чем не бывало). Хранятся. ( Увереннее.) Да, я их сдал на хранение. А сегодня собирался забрать. Правда, Мариш?
Леша. И почему я об этом ничего не знаю? ( Наклоняется над Мариной.) Ты мне скажешь или нет?
 
 Максим кидается к Леше.


Максим. Оставь ее, не виновата она ни в чем! Это…
Леша (отодвигая его). А это мы сейчас узнаем! ( Хватает письмо с пола и пытается его раскрыть.)
Марина (бросается к Леше). Не смей! ( Выдирает у него из рук письмо.) Не смей, я сказала! ( Прижимает письма к груди.) Это мои письма! Мои! ( Складывает их в сумку и уходит.)

 Пауза.
Максим отворачивается и уходит в противоположную сторону. Миша бежит за Мариной. Леша стоит, не двигаясь.

Звучит песня в исполнении Леши. После песни Леша уходит.
Заходит Максим (настоящее время).

Максим (набирает номер телефона и тут же дает отбой). Нет, что за черт?

 Кладет телефон в сторону. Раздается звонок. Максим хватает трубку.

Леша. Ну, здравствуй, друг.
Максим. Лешка, ты?!
Леша. Я. Узнал.
Максим (радостно). Не поверишь, стою с телефоном и собираюсь тебе звонить.

 Входит Леша.
Леша. Я – первый. ( Смеется.)
Максим. Ты всегда первый! Как оно?
Леша. Да вроде ничего. Работаю. Жена, дети. Как у всех. А ты?
Максим. Был женат, не сложилось. Да, Бог с ним. Чем ты занимаешься?
Леша. Как всегда.( Напевает строчку из их общей песни.) ……
Максим (подпевает). … Сколько лет прошло-то?
Леша. …Макс, я давно хотел
Максим. Что?
Леша. Вообщем, прости меня. Понимаешь, когда ты сказал, что это были твои письма, я думал башку тебе оторву.
Максим (шутливо). И чуть не оторвал.
Леша (с облегчением). Ты тоже хорош, я еще потом месяц фингалы замазывал.
Максим. Если бы не Мишка, кто знает, чем все это закончилось?
Леша. Зато как мы смотрелись в черных очках на сцене? Все выпали.

 Смеются.

Леша. А куда ты потом пропал? Я искал тебя.
Максим. Уехал далеко. Не хотел вам больше мешать.
Леша. У нас все равно ничего не вышло. Я после того случая стал ревновать ее как последний дурак. Она ничего мне не объясняла, только смотрела в одну точку и молчала, молчала…
( Максим вздыхает.)
Потом мы оба не выдержали и расстались.


 Пауза.


Леша (радостно). Максик, ушам своим не верю, что слышу тебя! Сколько воды утекло! А помнишь… помнишь как мы в соседний сад за грушами забрались?
Максим. Мишка столько сорвал, что унести не мог!
Леша. Мы только к забору. А сзади такой писклявый голос: « Стоять!» Поворачиваемся – Перепелкина с игрушечным пистолетом в руках.

 Смеются.
.
Максим. «Еще одно движение и буду стрелять!»
Леша. Так все и началось.
Максим. Это, кажется, был второй класс?
Леша. Нет, после второго, на летних каникулах.

 Звучит песня в исполнении Леши и Максима.
 Расходятся в разные стороны.
 Действие переносится на 20 лет назад.

 Заходят Марина и Миша.


Миша. Что, что она тебе сказала?
Марина ( заводится). … что это… бездарно. ( Опускает тетрадь на стол.)
Миша (возмущенно). Вот гадость!
Марина (копирует учительницу). Выдумки какие! Если ты напишешь такое сочинение на выпускном экзамене, выше тройки не получишь! ( Всхлипывает.)

 
 Входят Максим с Лешей.


Леша. Почему шумим?
Максим. Маринка, чего ты?
( Марина вытирает слезы.)
Миша. Так, у нас спор. Ну-ка, становись сюда. (Подставляет стул.)
Марина. Нет.
Миша. Давай, как в детстве, помнишь?

 
 Марина становится на стул.


Леша. Что тут происходит?
Максим. Миша, объясни!
Миша (дает Марине тетрадку, она успокаивается). Читай!
Марина. Нет.
Леша. Не капризничай, читай. ( отворачивается).
Марина. Не надо! (вытирает слезы и собирается слезать со стула).
Максим. Ну, пожалуйста.

 Возвращается обратно.
 Марина начинает читать.


Марина. Как же ты пела, скрипка моя, когда меня еще не было? Где же ты пела? Кто тебя слушал, а кто услышал? Когда это было?
 Помню гладкий загадочный футляр и тайну, спрятанную в нем. Желание открыть его и еще больше – познать ее. Остановка – замирание, ком в горле… и вот она, тайна! Боюсь прикоснуться – она королева, а я… маленькая девочка. Сколько же нам еще придется вместе? Душа в душу, плечом к плечу, в одной тональности? Милая моя, сколько?
Весна за окном, свист мальчишек, футбольный мяч, «классики»…
-- Выйдешь?
-- Нет, мне надо заниматься.
-- И что у вас может быть общего?
-- … Музыка.

 Ее оголенные струны реагировали даже на легкое дыхание. Мы так были похожи! Оставшись наедине, безоглядно погружались друг в друга, рождая новое, бесконечно - необыкновенное то, что приводит в необъяснимый восторг человеческих дух, что позволяет ему молниеносно взлететь и долго еще не забывать об этом. И все бы так, если бы однажды…
 Я бежала домой, я бежала впереди себя, встречный ветер, отталкивая меня назад, ревел: « Поздно, поздно!». Как он был прав. Чужие люди, чужие решения, чуждые нам поступки. … Ее не стало. А вместе с ней и меня.
Остались лишь кровоточащие изнутри глаза. Они-то и вернули меня обратно.

Дождь, ветер, толпа зевак и я -- скрипка. Прижавшись щекой, держу послушный смычок. Мы с тобой еще сыграем!

 -- Она ненормальная!
 -- Смотрите, совсем спятила!

… И смычок яростно вонзается в струны!

 Ах, как же я теперь пою, моя скрипка, а тебя уже нет! Для кого пою? И кто меня слушает? А кто услышит? Неужели все это нынче, а что потом? Толпа расступается…

Миша. Браво! ( Хлопает.)
Лёша. Она же королева!
Максим. … Девочка, не плачь!

 Аплодисменты. Ребята уходят. Звучит музыкальная тема.
 (настоящее время)
 На сцену выходит Максим, в руках у него пьеса и бутылка водки.

Максим. Наваждение! (Бросает пьесу так, что листы разлетаются в разные стороны.) Десять сумасшедших дней… Все! Хватит! ( Берет телефон ,набирает номер, гудки.) Пусть я буду полным идиотом, последним дураком… Алло, Семеныч, как дела?
Режиссер. Будет хорошо.
Максим. Слушай, у меня к тебе дело есть. Ты как-то связывался с автором той пьесы, которую дал мне почитать?
Режиссер. А? Что ты говоришь, плохая связь?
Максим Я говорю: у тебя есть ее номер телефона?
Режиссер. Конечно. А зачем?
Максим. Давай! Потом объясню.

 Звучит музыкальное вступление. Появляется Марина, которая вместе с Максимом исполняет песню-воспоминание "На тот большак". После песни Максим набирает телефонный номер. У Марины звонит телефон.
 

Марина. Да, говорите!
Максим. Алло, здравствуйте, Вера Зотова?
Марина. Да, здравствуйте, с кем имею честь…
Максим. Вас беспокоит… Дмитрий Ростов, я звоню вам из Израиля. Дело в том, что я буду играть главного героя в вашей пьесе…
Марина. Очень приятно.
Максим. Нет, все организационные вопросы решены моим продюсером, а я звоню, если можно так выразиться, по личному делу.
Марина. Что ж, интересно.
Максим. Знаете, я очень долго не решался тревожить вас, но эти письма, сюжет, не дают мне покоя.
Марина. В чем же дело?
Максим. Чем большее количество раз я прочитываю пьесу, тем больше становлюсь уверенным в том, что она обо мне.
Марина. Так случается.
Максим. Нет, вы не поняли. Письма, все письма, как будто написаны моей рукой.
Марина. Не мудрено, мы с вами творческие люди и можем думать и чувствовать похоже.
Максим. Нет, я о другом. Сложно предположить, что возможны такие совпадения. Видите ли, много лет назад, я был безнадежно влюблен в одноклассницу. Я долго боролся с этим чувством. А однажды стал писать ей письма, конечно же без подписи.
Марина (задумчиво). Забавно.
Максим. Вместо того, чтобы хоть раз в жизни, сказать ей о своих чувствах открыто, передал последнее письмо и уехал в никуда.
Марина (в волнении). Но… почему?
Максим. Мой друг, мой лучший друг, с первого класса носил ей портфели, я появился немного позже…
Марина (с дрожью в голосе). Но вы же могли хоть как-то объясниться с ней.
Максим. Нет, не имел права.
Марина. А если и она…
Максим. Что?
Марина. Если и она вас любила?
Максим. Ну что вы, это исключено… Она даже не догадывалась, что эти письма от меня.
Марина (с чувством). А если и она из-за друга, который носил портфели с первого класса, не посмела…
Максим. Нет, не думаю, я бы заметил…
Марина. Но вы же читали пьесу: «Иногда ему казалось, что она смотрит на него как-то по-особенному. Он не выдерживал ее пристального взгляда и отворачивался! Все время, все время отворачивался.»
Максим. Так и было.
Марина (в волнении). Послушайте, все это кажется мне очень знакомым, но расстояние, которое нас разделяет, … Дима, так кажется вас зовут?
Максим. Максим, меня зовут Максим Синицын, а Дима Ростов - сценический псевдоним.
Марина. Как?..
Максим. ...Я вас не понимаю!
Марина. Как Максим?.. Не может быть…
Максим. Простите?..

 Пауза.

 Алло, алло, вы меня слышите?! Вера, прошу вас, ответьте, не кладите трубку, Вера!
Марина. Я… не Вера. Я… Марина. Марина Перепелкина.
 Пауза.
Вот я тебя и нашла…
 
( Тишина. Актеры расходятся в разные стороны. Звучит попурри из школьных мелодий, затем, уже знакомая, музыкальная композиция.)


Марина. Надо же, как много незнакомых людей. Да нет же, ни одного знакомого! Я безумно волнуюсь. Похоже, моё волнение привлекает внимание окружающих. Господи, кто бы мог подумать, прошло столько лет! Даже не верится… А вот, кажется, Мишка, нет, обозналась. Было бы здорово его увидеть теперь. Интересно, какой он сейчас?

Максим. Годы, годы… И что они делают с нами? Бегут куда-то безвозвратно, а мы за ними. Пытаемся их догнать, или перегнать? Чудаки. Земля, все так же, вертится. Звезды манят своей необъяснимой загадочностью. А мы взрослеем, лелея в памяти лишь самые светлые воспоминания прошлого, которые, увы, уже никогда не вернешь.

Леша. А вот и родная сцена. Помню первое выступление в этом зале. Народу собралось видимо-невидимо. Кажется, отмечали 8 Марта. Перепелкина тряслась как осинка, тогда, после концерта, она и заявила: « В жизни больше не выйду на сцену!» А сколько еще выходила! Ох, и чего нам все это стоило!

Миша. Ребята, ну что же вы? Разве может разделить нас расстояние или время? Нет, так не бывает. Мы по-прежнему вместе. Ребята, вы меня слышите?
Марина. Слышите?
Максим. Слышите?
Леша. Слышите?
 Кидаются друг к другу в объятия.



 КОНЕЦ