Записки рыболова-любителя Гл. 721-725

Намгаладзе
721

Н о я б р ь 2 0 0 4 г.

1 ноября 2004 г., Мурманск
Вчера же «Зенит» выиграл у «Сатурна» в гостях 3:1, играя вдесятером с конца первого тайма, когда при счёте 1:0 в пользу «Зенита» с поля был удалён Быстров.

Письмо Дениса Датешидзе от 31 октября 2004 г.
Намгаладзе А.А.
От: Датешидзе Д.К. (журнал "Звезда")

Уважаемый Александр Андреевич!
В вашем любезном письме вы, в частности, назвали меня вежливым человеком. Спасибо, но, видимо, сглазили. – Вежливому человеку не подобало так долго тянуть с ответом.
Вынужден оправдываться тем, что попал в полный цейтнот – по работе и не только. (Надеюсь, вы мне верите). Это продолжается и сейчас, но я, наконец, заставил себя урвать десять минут.
Ваше письмо осталось в рабочем столе, а я пишу из дома и сейчас не помню текста дословно. Во всяком случае, вы, естественно, имеете полное право присылать какие бы то ни было материалы, и они должны быть рассмотрены. Разумеется, положительное решение не гарантировано (вы это понимаете и так).
Я мельком сказал одному из соредакторов – Я. Гордину, что есть такой вот разноплановый текст и спросил, в какой из сегментов лучше углубиться (может быть, в историю ДС?). Он резонно ответил, что хотел бы взглянуть сам, и я обещал найти "записки" и показать их. До этого руки пока не дошли, но, думаю, дойдут.
Итак, если говорить о "записках" дальнейшее развитие событий будет зависеть от реакции Я.Г.
С уважением
Д.Д.

Мой ответ Денису от 1 ноября 2004 г.

Дорогой Денис Кириллович!
Вы продолжаете удивлять меня своей обязательностью. Честно говоря, я никак не ожидал, что Вы ответите на моё письмо, поскольку «рукописи не возвращаются и не рецензируются», а Вы мне уже второе письмо написали, несмотря на цейтнот.
Мало того, Вы ещё и к Гордину обратились, хотя и мельком, с упоминанием о моих «Записках». Значит, интуиция Вам подсказывает, что, возможно, что-то стоящее в этих «Записках» и есть.
И она права, Ваша интуиция (не сочтите это моё утверждение за нахальство).
Боюсь только, что имеющиеся у Вас отрывки из «Записок» могут и на Гордина произвести неблагоприятное впечатление своей хаотичностью, несвязанностью.
В связи с этим, наверное, было бы целесообразно мне встретиться с Вами и, если возможно, и с Гординым в мой ближайший приезд в Петербург. Я планировал быть в Питере в течение недели-двух сразу после т.н. «ноябрьских праздников», то есть в период с 9 по 19 ноября, и мог бы привезти более цельный и внутренне связанный фрагмент «Записок», а вот из какого «сегмента»… мне не ясно, поскольку не очень ясны приоритеты «Звезды» в сегодняшнее, скажем так, непростое время.
Поскольку в Вашем письме фигурирует вопрос «в какой из сегментов лучше углубиться (может быть, в историю ДС?)», то я мог бы предложить историю о том, во что вылилось моё знакомство с ДС, а именно, историю появления 25 мая 1989 года на трибуне Съезда Народных Депутатов СССР Александра Оболенского, предложившего свою кандидатуру в качестве альтернативы Михаилу Горбачёву на выборах Президента СССР. Откуда он взялся, и куда потом делся? В истории этой я и мои друзья принимали активное участие, и она подробно описана в «Записках».
Но, может быть, это и не самая интересная история. В «Записках» их много разных, переплетённых между собой и развивающихся с одними теми же героями в течение последних лет пятидесяти. Безусловно, в своём полном варианте «Записки» перенасыщены подробностями, иногда, быть может, излишними. Убрать их несложно, но это уже собственно редакторская работа, которую я мог бы и сам проделать, а мог бы и на откуп редакции отдать, для меня это совершенно не принципиально.
Принципиальными для меня являются мировоззренческие идеи, которые…
Впрочем, я рискую Вас утомить. Собственно, этим письмом я хотел попросить Вас уделить мне около получаса времени для личной встречи в Петербурге в период с 6 по 20 ноября в удобное для Вас время и, если это возможно, помочь мне встретиться с Гординым, раз уж Вы ему о моих «Записках» заикнулись.
Надеюсь, что Ваше благожелательное отношение ко мне ещё не слишком Вас утомило.
С наилучшими пожеланиями,
Ваш А.Намгаладзе

1 ноября 2004 г.

7 ноября 2004 г., Мурманск
С 3 по 5 ноября я был в Москве, болтался в ФАР’е – Федеральном Агентстве по Рыболовству, так нынче именуется бывший Госкомрыболовства, а ещё раньше - в СССР’е – Минрыбхоз, ведомстве, которому принадлежит наш университет (до поры до времени якобы, ибо по замыслам идеологов нынешней административной реформы ему надлежит принадлежать Минобрнауки, но это дело решили пока отложить).
ФАР – типичное российское коррупционное государственное заведение советского образца. Там чиновники деньги распределяют промеж подведомственных учреждений согласно поданным заявкам, а представители этих учреждений ошиваются там в расчёте получить их больше для своей конторы. Какими уж методами они этого добиваются – можно только догадываться, но называется это «обоснованием».
Мне вот было сказано, что я плохо обосновываю уже хотя бы потому, что редко здесь бываю, другие вон по скольку раз в году наведываются, а я вот только в первый раз появился, хоть и проректор по науке. Начальник НИС МГТУ Немыченков здесь почаще бывает, но это же несолидная фигура.
Короче, толку от моей поездки только и было, что я с нужными людьми познакомился, а как с ними «взаимодействовать» - ещё предстоит понять.
Расположен ФАР на Рождественском бульваре недалеко от метро Тургеневская, и гостиница («Связист-плюс») рядом (на Сретенском бульваре) божеская, хотя и с удобствами в коридоре, зато мотаться по Москве не нужно. Этот район Москвы вообще мне не был знаком раньше, и я с удовольствием побродил по бульварам от Страстного до Чистых прудов (где Аннушка Берлиозу голову трамваем отрезала) и Покровских ворот.
И статьи для «Вестника» в номере почитал как действующий ещё главный редактор, а то никакого времени на них в Мурманске не остаётся.

Сегодня же праздник – 7 ноября (в последний раз якобы), и на кафедре только я, Юля Зубова и Маша Князева – работаем над статьями. Вечером с Сашулей помянем моего родителя (87 ему исполнилось бы), а вчера поминали Николая Степановича (11 лет как умер).

17 ноября 2004 г., Мурманск
8 ноября «Зенит» проиграл дома «Москве» 2:3 и лишился шансов не только на золото, но и практически даже на бронзу, ибо при одинаковом количестве очков с «Крыльями Советов» перед последним туром уступал им по результатам личным встреч (1:2 дома и 1:0 в гостях, и у «Крыльев» больше забито на чужом поле).
В последнем туре (12 ноября) «Зенит» выиграл у «Ротора» в Волгограде со счётом 5:2, а «Крылья» победили «Сатурн» в Раменском 2:1 и заняли третье место, а «Зенит» четвёртое, забив больше всех голов в чемпионате – 55. Кержаков стал лучшим бомбардиром с 18-ю голами и набрал больше всех очков по системе «гол плюс пас».
«Зенит» весь сезон играл зрелищно и азартно, много забивал, великолепно играл Аршавин, но вот оборона подкачала.
Чемпионом же стал «Локомотив», совершенно неожиданно обошедший ЦСКА в предпоследнем туре, когда армейцы не смогли выиграть у «Динамо» (0:0).

А я, побыв три дня дома после Москвы, 9 ноября отправился в Питер по зову тёти Тамары в связи с долгожданным визитом к ней «на дачу» судебного эксперта для размежевания дома и участка с совладелицей Большухиной (Людкой, как её тётя Тамара называет). Никакой особой надобности встречаться мне с экспертом не было (на мой взгляд), но тётя Тамара очень волновалась и ждала меня ещё и по поводу других своих хозяйственных проблем, ремонта квартиры, прежде всего.
Была у меня, кроме того, надежда пообщаться с Денисом Датешидзе в «Звезде», а, может быть, и с самим Гординым.
Визит эксперта тётю Тамару разочаровал: за 15 минут осмотрела участок, дачу и ускакала – «обсчитывать», а тёте Тамаре заявила, что у неё бумаги из земельного отдела не в порядке – новым правилам не соответствуют. Короче, надо ещё туда ходить, ещё платить, а конца краю делу не видно, как и в какую сумму это всё мне обойдётся…
С ремонтом тётя Тамара решила пока подождать, поскольку я ей заявил, что тратить деньги одновременно и на ремонт квартиры и на раздел участка и дачи не в состоянии: сначала одно, потом другое, в любом порядке. Тётя Тамара выбрала раздел, хрен, мол, с ним, с ремонтом, тридцать лет не ремонтировали квартиру, ещё подождёт, и я оставил её денег на возможные очередные расходы по разделу.
Помог я решить тёте Тамаре две хозяйственные проблемы, очень её заботившие: кровать на дачу отвезти и обить полиэтиленовой плёнкой парник на зиму для защиты его от снега. Мужик-перевозчик отказался помочь затащить кровать на мансарду тёти Тамариной дачи, и мы проделали это вдвоём по крутой лестнице, сами потом удивлялись – как это мы сумели? И парник обили вдвоём, под дождём, ругаясь и споря: нервы мои уже не выдерживали тёти Тамариной старческой вздорности.
Побывал я и в «Звезде», пообщался и с Денисом Датешидзе, и с Гординым, встречу с которым мне Денис любезно организовал.
Яков Аркадьевич Гордин похож во многом на Михаила Ивановича Пудовкина - комплекцией, внешностью, манерой общения. Выслушал он меня очень доброжелательно, обещал сам посмотреть то, что уже было в редакции (отрывки из разных мест), и привезённый мною цельный кусок «Записок», охватывающий период с лета 1963 года (Распоповская экспедиция) по 1968-й год, включительно (до событий, связанных с Лужбиным). Гордин попросил оставить и «Путеводитель по «Запискам рыболова-любителя», где я выделил жёлтым фломастером наиболее интересные, на мой взгляд, места (правда, только в главах до начала семидесятых годов).
Пообщался я и с Денисом, пока мы ждали Гордина и пили чай.
Я задавал ему нескромные вопросы типа «Сколько Вам лет?», «Откуда фамилия грузинская?», «Какой вуз Вы закончили?» и «Сколько Вы тут зарабатываете?», вызвав у него неоднозначную реакцию на эти вопросы: сначала защитно-настороженную – «А зачем Вам это знать?» - потом более расслабленную, спокойную.
Оказалось, что он 1970-го года рождения – на пять лет младше Иринки и на пять лет старше Мити, полугрузином был его прадед, осевший в России, сам он окончил Герцена (Педагогический) и ещё где-то получил экономическое образование, в «Звезде» зарабатывает, естественно, мало, подрабатывает переводами с итальянского. Поговорили об итальянцах, об их сходстве, на мой взгляд, с русскими – такие же разгильдяи, с чем Денис не согласился, рассказав об осаде Сиены и республиканском патриотизме её жителей, на что я вспомнил про наших староверов, но тут как раз пришёл Гордин…
Жаль будет, конечно, если не удастся за «Звезду» зацепиться, всё-таки Гордин – фигура известная. Он, кстати, спросил – носил ли я свои «Записки» куда-нибудь ещё. Я признался, что их читала в «Знамени» Елена Владимировна Хомутова и отклонила из-за их объёмности (нежурнальности), книгу посоветовала издать.

А сегодня пришло письмо из Европейской Комиссии с оценками экспертов нашего проекта по пятибалльной шкале. Оценки ставились по шести позициям. Мы получили три четвёрки, две тройки с плюсом и одну тройку при пороге в три балла по каждой позиции, набрав в сумме 22 балла при пороге в 21. Каждая оценка сопровождалась качественными комментариями, в целом одобрительными, не содержащими почти никакой критики за исключением, пожалуй, того, что «воздействие результатов проекта будет ограничено специфической группой учёных» и «требуется бо;льшая (с ударением на о) детализация финансового плана».
В письме сообщается, что эти результаты будут сопоставлены с оценками других проектов, после чего и будет вынесено окончательное решение. Нас, следовательно, пока не откинули, что само по себе уже является некоторым положительным результатом. А дальше – конкуренция.

18 ноября 2004 г., Мурманск
Но шансов в этой конкуренции у нас, судя по сочувственному письму Ивоны Станиславской, практически нет. Ивона надеется, что я ещё возглавлю какой-нибудь другой проект в этом же направлении с бо;льшим успехом.

722

Д е к а б р ь 2 0 0 4 г.

1 декабря 2004 г., Мурманск
Сегодня первый «официальный» день очередной зимы, но настоящая зима – с морозами и снегом - у нас установилась примерно неделю назад, сравнительно поздно для Мурманска. В прошлое воскресенье (28 ноября) мы с Сашулей открыли лыжный сезон, пройдя за два часа до птичьих кормушек и обратно. Лыжня ещё не накатана, как следует, мягкая, и палки проваливаются, но удовольствие всё равно получили, хотя и возвращались в полупотьмах. Морозец был градусов в десять, безветренно, луна светила. Хорошо!
А остальное время, начиная со своего дня рождения, я провёл совершенно по-дурацки – в Москве, на выставке «Рыбные ресурсы- 2004», где МГТУ имел свой стенд, у которого шло интенсивное угощение нужных людей (чиновников разного ранга) университетской рыбопродукцией, копчёной и консервированной на кафедре технологии рыбной продукции – родной кафедре ректора Ершова, в комбинациях с кофе, водкой и коньяком.
Продукция не только скармливалась на месте, но и выдавалась наборами в больших пакетах на вынос. [...]
Навестил я в этот раз Бирюковых, провёл у них вечерок, показал фотографии парижские. Майечка отдала мне дешёвое издание книжки Анатолия Наймана «Славный конец бесславных поколений», которую я теперь с удовольствием читаю не без чувства зависти к стилю автора сих мемуаров – куда моим до него!
Из Москвы я выбирался самолётом в течение полутора суток из-за пурги с грозой в Мурманске, побыл в Мурманске два дня и обратно в Москву, в ФАР, на совет ректоров учебных заведений рыбной отрасли – совершенно бессмысленное мероприятие, посвящённое совместным стенаниям по поводу проводимых правительством реформ образования и науки.
В Мурманск возвращался вместе с Владимиром Николаевичем Шибановым, замдиректора ПИНРО по науке и моим соседом по гаражу, который, как оказалось, ловит зимой корюшку на Верхне-Туломском водохранилище, правда, с глубины метров двадцать – посинеешь леску на морозе вытаскивать, что поубавило мой пыл заняться этим делом, да и далеко туда ездить.

Письмо из кирхи от 22 ноября 2004 г.

Дорогой Александр Андреевич!
Поздравляем Вас с днем рождения, искренне желаем здоровья и творческих успехов!
Всегда рады встречам с Вами и надеемся, что в следующем году они будут регулярны.
Ю.Кореньков, В.Клименко, И.Карпов. Ф.Бессараб.

Письмо Мити от 23 ноября 2004 г.

[…]

Мой ответ ему от 29 ноября 2004 г.

Dear sonny,
Thank you very much for the congratulations.
Sorry for my late reply because of my trip to Moscow (I received your message only today).
I kiss you and Lena.
Dad

Письмо Серёжи Лебле от 23 ноября 2004 г.

(Латинскими буквами, конечно)
Саша, совершил маленький подвиг: вернулся в оффис в ужасную погоду (видок: сломанное дерево разбило крышу около Политехники), так как на обратном пути вспомнил о тебе, родившемся в такую погоду.
Прицепляю своё фото на фоне главного здания. Я с гостем из Москвы, это Алексей Днестровский («Курчатник»), рассказывал о перспективах термояда (токамак JET в Англии, на котором он сейчас подрабатывает, даёт q=0,6; на моей homepage есть кнопка "materially dydaktyczne", под ней выложен доклад, можно рекомендовать студентам энергетических специальностей, мы такую открыли). Посылаю с мыслью: а почему бы тебе не оказаться на этой аллее?
[...]
Привет Сашуле самый тёплый.
Сергей
 
Privet, uragan krepchaet...Obnimaju
S

Ja zabyl dobavit pozdravlenie i privety ot Ani. Esce foto priceplju. Ania, Ira i menshaja sobaka Dedovtsov, my na progulke.

7 декабря 2004 г., Мурманск
А тут вдруг вечером позвонил … Максим Саенко!
Он, оказывается, случайно (но не совсем) налетел на мои «Записки» в Интернете, набрав в поиске «Ладушкин», и пришёл в ностальгический восторг: надо же, даже кровать родительская описана, которую они с Дениской сломали, прыгая на неё.
От Максима я узнал, что Юра, Юрий Сергеевич, его отец, живёт один в Сочи, в самом центре, у гостиницы «Москва», занимается «созерцанием» (ах, как я ему завидую!), в Москве у него трёхкомнатная квартира, которую он сдаёт, и это его пенсия. У Максима же двое сыновей (старшему 19 уже!) и компания в Москве, которая занимается проведением всяких сборищ международных. У Дениса двое дочерей и тоже свой бизнес в Москве, какой, не уточнил.
Максим прислал мне на следующий день свои и отцовский номера телефонов и несколько фото.

Добрый день, Александр Андреевич!
Мои координаты: 771-55-97 – мобильный; 937-29-23 – рабочий; 465-33-62 – домашний.
Папин телефон в Сочи - 8 8622 92-11-99.
Снимки сделаны этим летом в Сочи.
С огромным приветом,
Максим Саенко

Новогоднее послание Сашули Мите и Лене от 23 декабря 2004 г.

С Новым Годом вас, дорогие наши дети Лена и Митя!
Желаем, чтобы в наступающем году у вас все складывалось наилучшим образом – и в семье, и в работе, и в жизни на новом месте, где бы и старые друзья вас не забывали и появились новые. Будьте здоровы и счастливы!
Веселого Рождества и радостной встречи Нового Года!

Очень бы хотелось не переносить в новый год груз взаимных обид, несправедливостей, непонимания. Понять друг друга, конечно, не просто, нужны встречи и долгие разговоры, но взаимно простить друг друга, не держать и не копить в душе обиды – можно.
Сама я готова попросить прощения у Лены. Возможно, Леночка, неправильно восприняв какие-то моменты Ваших с Митей отношений, какие-то обстоятельства, я сделала совершенно неверные выводы, была несправедлива к Вам и глубоко обидела Вас. Прошу Вас быть великодушной и простить меня.
В свою очередь, готова простить и забыть всю свою боль, горечь и обиды, как только почувствую хоть малейшее движение навстречу.
Очень надеемся на встречу с вами, дети, в наступающем году. Хотелось бы видеть вас у себя в гостях.
Целуем.
Мама, папа.

P.S. На Новый Год еду в Калининград (25-го декабря). Вернусь домой 11 го января. Папа, обремененный множеством своих обязанностей и дел, скорее всего, останется дома. Мог бы лететь в Калининград самолетом 31-го, но при этом вероятность встречать Новый Год где-нибудь в аэропорту очень велика, и это папу не вдохновляет.

Ответ Мити от 23 декабря 2004 г.

[…]

26 декабря 2004 г., Мурманск
Вчера я проводил Сашулю в Питер-Калининград, а сам остался встречать Новый год в одиночестве. Впервые в жизни. И не только из-за кучи дел недоделанных, а и не хочется никуда ехать, и никуда идти, и ничего встречать. Сколько уже встречали! Точнее, встречать-то каждый день надо, чем 1 января лучше остальных дней?
Моё проректорство, конечно, мне боком обходится: всё время в цейтноте, занимаюсь хренотенью всякой вместо того, чтобы над статьями сосредоточиться для “Advances in Space Research” и “Journal of Geophysical Research”, хорошо хоть в последнем дэдлайн продлили аж до конца февраля. Про мемуары уж не говорю.
Проект наш Еврокомиссия не поддержала. Мы попали в число 32 преодолевших порог и вышедших во второй круг из 110 поданных проектов, но не попали в число 20, получивших финансирование. Возможно, нас жадность сгубила, ибо средняя цена проекта оказалась равной 400 тысячам евро, а мы запросили аж миллион двести тысяч.
Но партнёры наши готовы помогать нам в следующих проектах (а в один уже пригласили участвовать), и у меня есть, по крайне мере, один энтузиаст и помощник – Илья Артамонов, готовый писать проекты до посинения и тщательно изучающий правила этой игры. А писать проекты – это не хухры-мухры, и сил, и времени нужно не жалеть. Какие уж тут каникулы новогодние!
Илья, кстати, меня очень радует, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.
Он ведь на втором курсе ещё ко мне сам пришёл, а теперь вот уже в аспирантуру поступил, и на кафедру я его инженером пристроил. Кроме него в аспирантуру этой осенью ко мне поступили Миша Гладких, сокурсник Ильи, и две девицы – Оля Волотцкова и Света Порубова, у меня же на кафедре ещё и преподающие (в ущерб науке, разумеется). Оля спит и видит, как бы за границу податься, от чего, наверное, и не в состоянии по-настоящему за дело взяться. Миша и Света пока никак себя не проявляют.
Из «старых» же аспирантов Юля Зубова молодцом, хоть и успела и замуж сходить и развестись, для диссертации у неё уже хватает материала и публикаций, саму диссертацию только осталось написать. Маша Князева и Лена Доронина тоже зашевелились, статьи пишут. Как и Лена Васильева, которую Илья подгоняет. Даже исчезнувшая было Люда Чернюк объявилась (обзаведясь ребёнком за время своего отсутствия) с желанием продолжить работу со мной.
А вот в ПГИ Роман ушёл в глухое подполье (пьёт, похоже, с Худуконом), и Юля Шаповалова в личных проблемах увязла. Роману-то вообще до диссертации пару шагов осталось сделать, а он их уже который год делает…
Из РФФИ маленькая радость – один из двух наших проектов поддержали, второй на рассмотрении.

А что наверху в стране творится – тошно и писать. Путин со своей камарильей напрочь отвязался, отнял собственность у ЮКОСа, наплевав на Запад, который на удивление терпим к путинским безобразиям. Хорошо, хоть в Украине ему по носу щёлкнули. И спасибо Юле Латыниной, которая на «Эхе Москвы» объясняет слушателям «Ху из мистер Путин»… «Банду Ельцина под суд» и в самом деле надо было отдать за такого «преемника».

 
Моё послание Денису Датешидзе от 26 декабря 2004 г.

Дорогой Денис Кириллович!
С Новым годом и Рождеством Христовым!
Желаю Вам новых итальянских впечатлений и посылаю пару фотографий очаровавших меня городков полуострова Гаргано
Искренне Ваш, А.Намгаладзе

Ответ Дениса от 27 декабря 2004 г.

Дорогой Александр Андреевич!
Большое спасибо. Вас также - с наступающим Новым Годом.
Что касается наших дел - Гордин сформулировал тему, под которую можно было бы попробовать сделать "экстракт" из "Записок рыболова-любителя", примерно так: "Пробуждение общественного сознания технической интеллигенции на фоне научной деятельности". Может быть, это звучит несколько топорно, но будьте снисходительны: сказано наспех (важна суть).
Если вы будете предпринимать усилия для подготовки материала, то со своей стороны добавлю пожелание, чтобы он был как можно менее фрагментарным, - максимально связным и самодостаточным (в том смысле, что не требовал бы знакомства с другими частями "Записок").
Еще раз с наступающим Н.Г.
P.S. В последнее время по разным причинам мне не удается регулярно проверять почту, так что не удивляйтесь и не обижайтесь, если отвечаю с опозданием.
Д.Д.

Мой ответ Денису от 29 декабря 2004 г.

Дорогой Денис Кириллович,
Спасибо за ответ. Предложенная тема меня вполне устраивает. Ваши пожелания понятны и приемлемы. Если Вы не возражаете, я предварительно подготовлю и вышлю Вам для согласования план "экстракта" - что именно из "Записок" можно было бы в него включить по данной теме, а уж потом займусь компоновкой текста.
Надеюсь не слишком Вас утомить,
Искренне Ваш,
А.Намгаладзе

Новогоднее поздравление Мити и Лены от 29 декабря 2004 г.

[…]

723

Ф е в р а л ь 2 0 0 5 г.

17 февраля 2005 г., Мурманск
Вот впервые в новом, 2005-м году взялся за «Записки». Очередной проект лепили с Олегом и Ильёй для Европы и вчера загрузили его по Интернету за 10 минут до истечения срока подачи документов.
Проект предполагает создание в Англии на базе фирмы Hovemere Ltd, управляющим директором которой является Дэвид Рис, международной команды учёных под моим началом, которая будет на базе нашей модели верхней атмосферы Земли создавать в течение четырёх лет Европейскую Модель Верхней Атмосферы, доступную международному научному сообществу.
Сделать модель доступной не только для использования, но и для её дальнейшего развития самими пользователями – вот основная идея проекта.
Ну, а ещё проще говоря, «толкнуть модель на Запад, чтобы она тут зазря не пропадала» - так я сформулировал задачу Олегу и Илье, охотно эту идею подхватившим.
Правда, если Олегу интересна была сама задача – сделать, наконец, для модели дружественный пользовательский интерфейс и разработать новый универсальный, сам себя описывающий формат данных, то для Ильи главной была возможность дать дёру из России. Впрочем, и Олегу наше безумие отечественное надоело, как и мне, конечно.
Короче, энтузиазма у нас имелось в достаточном количестве. Но по правилам конкурса будущая команда должна быть именно международной, а не преимущественно российской. Из иностранных партнёров к нам с радостью присоединился Монио Карталев из Болгарии, активно участвовавший в подготовке нашего предыдущего проекта. Не возражал против участия и Матиас Фёрстер, как раз занятый сейчас поисками нового места работы. Остальных будущих иностранных участников предполагалось нанять в Европе из молодых выпускников вузов.
Монио и Дэвид Рис активно участвовали в написании проекта, хотя Дэвид лишь в последний момент понял, что команда собирается поселиться у него на четыре года, на Европейские деньги, правда, с возмещением всех затрат фирмы.
Деньги победителям конкурса дают хорошие, вот только победить у нас шансов немного: русских в Европе не шибко-то любят, да и я неперспективен – стар уже. И вообще по этому виду конкурса финансируется всего лишь около десяти процентов проектов. Но зато до мая (если проект сразу не откинут по каким-нибудь техническим причинам) можно будет тешить себя мечтами о работе у Риса, в Англии, в Севеноксе – пригороде Лондона.
Из других событий первых полутора месяцев 2005-го года следует отметить телефонный звонок Лены (невестки нашей), потом Мити, мою очередную поездку в ФАР, встречу в ПГИ с Терещенко и, наконец, начало долгожданного (Сашулей) ремонта в нашей квартире.
Лена позвонила, судя по всему, под давлением своей мамы, гостившей у них в Кайзерслаутерне, и, возможно, Мити. Целый час они выясняли отношения с Сашулей. Очень тягостно мне это было слушать. Кругами ходили вокруг вопроса: «Зачем нужно тамбовскую квартиру продавать, чтобы Лене костюм купить?». Ответ, конечно, найден не был. Каждая осталась при своём мнении. Сашулю я потом водой с пустырником отпаивал после этого разговора.
Недели через две Митя позвонил – в отсутствие Лены. Тон доброжелательный, давно такого не слышали. Узнали, наконец, что сейчас он работает в Институте биохимии Биологического факультета Университета Кайзерслаутерна, а летом они переезжают во Франкфурт на Майне, где он будет работать на Медицинском факультете Франкфуртского Университета. Занимается атеросклерозом.
Я ему сообщил, что в Вену собираюсь на Ассамблею наук о Земле в конце апреля, и предложил встретиться там. Митя промямлил, что Вена это всё-таки далековато, а у них финансово ситуация напряжённая, на что я ему сказал, что проплачу дорогу. Митя поблагодарил за приглашение, но обсудить этот вопрос договорились попозже: я и сам-то ещё документы не оформлял.
В ФАР я ездил на совещание проректоров по научной работе рыбных вузов, как бы деньги делили по секции «Образование». Скучно описывать. Пакеты «от ректора» возил с рыбой и коньяком Баранову и Сазонову из отдела вузов. Приняли как должное, но никаких полезных для МГТУ последствий от этого не последовало, в частности, при делёжке денег, 20% которых ушло вообще на сторону, в частную фирму «ТрансАС». У них «пакеты» наверное посолиднее были.
Помимо «пакетов» наш ректор ещё и премии проректорам выписывал, а деньги себе забирал тратить на московских чиновников, и на моё изумление в связи с этим объяснял, что в Москве иначе нельзя, ничего не пробьёшь. Тут уж я совсем затосковал от своей новой должности и начал подумывать о возвращении в ПГИ на чисто научную работу без каких-либо административных обязанностей.
О чём и поговорил с Терещенко. Тот, конечно, приветствует, хотя денег и не обещает. А я уже и не прошу. Здоровье дороже.
Сашуля же начала ремонт квартиры в разгар моих проектных страданий. 15 лет квартира не ремонтировалась за исключением маленькой комнаты, ванной, туалета и когда-то кухни. А тут мастер хороший освободился. Пришлось начать. Мастер – Саша, действительно, приятное впечатление оставляет. Очень тщательно работает. Кафель в кухне уже положил. Но из-за тщательности, наверное, дело движется очень медленно и затянется, судя по всему, надолго.

Да, забыл описать, как я Новый год встречал – в одиночку! Впервые в жизни.
Сашуля в Калининграде была, а оттуда в Гданьск к Лебле ездила с Ириной и Алексеем. Осталась довольна поездкой, а вот атмосфера в Иринкином семействе ей не понравилась – все орут друг на друга.

25 февраля 2005 г., Мурманск
А на Ирину опять накатило. Нынешний год последний, когда можно бесплатно приватизировать квартиры. И ей опять вздумалось настаивать, чтобы Митя выписался из нашей калининградской квартиры с тем, чтобы приватизировать квартиру исключительно на себя. А не согласится – она в суд на него подаст, поскольку он, мол, всё равно в квартире не живёт.
Обо всём этом она поведала по телефону Сашуле. Я в разговор не вмешивался, чтобы из себя не выйти, не сказать что-нибудь уж совсем грубое: ты совсем, что ли, совесть потеряла или рехнулась, доченька, крыша у тебя поехала – брату судом угрожать? Сашуля же нашу совместную позицию высказала чётко: мы решительно против выпихивания Мити, приватизируйте квартиру совместно, а дальше будет видно за кем какую долю оставить.
Уже, однажды подняв эту волну, Ирина поссорила нас с Митей и Леной, поскольку мы с Сашулей больше защищали её и уговаривали Митю от своей доли в калининградской квартире отказаться. И зря, как оказалось. И вот второй накат.
Мы надеялись, что, узнав мнение родителей, Ирина откажется от претензий к Мите или хотя бы от попыток угрожать ему судом. Ан нет. И вот сегодня Митя переслал нам своё письмо Ирине и Ивану, написанное им после телефонного разговора с Ириной.

Письмо Мити Ирине и Ивану от 25 февраля 2005 г.

[…]

Я тотчас же написал Мите:

Dear sonny,
We support your opinion.
Dad and mommy

И в тот же день ещё:

Здравствуй, дорогой сынуля!
У Ирины очередное завихрение, но ты не обращай на это особого внимания. Конечно, мы с мамой понимаем, как тебе это неприятно. А нам-то с мамой каково?
Хочется надеяться, что вы сумеете выйти из сложившейся ситуации с сохранением собственного достоинства и в своих, и в наших с мамой глазах.
Выиграет тот, кто будет порядочнее и благороднее. Да и умнее, в конце концов.
Ирине я, конечно, скажу, что судиться с тобой для неё будет равносильно тому, чтобы судиться со мной. В этом случае она проиграет абсолютно и безусловно. Локти потом будет кусать…
Оставив же эмоции в стороне, сформулирую сейчас нашу с мамой позицию: квартиру следует приватизировать вам с Ириной в равных долях, оставив вопрос об её фактическом разделе на будущее.
Ты-то хоть, Митя, неужели сомневаешься, что мы с мамой учитываем всё и в равной степени желаем добра вам обоим?
Когда я советовал тебе уступить Ирине, я уверял тебя, что ты не прогадаешь. Но понимаю теперь, как трудно было тебе согласиться с этим тогда, а теперь, наверное, и ещё труднее. И согласен с тобой, что Ирину надо ещё учить, как себя следует вести…
Главное, что мне хочется тебе сейчас сказать: не волнуйся, ты не будешь обделён ни при каком повороте дел.
Целую,
Папа

724

М а р т 2 0 0 5 г.

6 марта 2005 г., Мурманск
«Старый петушок и три молодые курочки». Это Наталья Георгиевна Клеймёнова так выразилась по поводу моих красавиц-аспиранток (Маша Князева, Лена Доронина и Юля Зубова), которых я привёз в Апатиты на очередной Апатитский семинар «Физика авроральных явлений», где мы представили три доклада. Ездили на университетских «Жигулях» 12-й модели без особого комфорта, но девочки остались довольны поездкой. Я же хвастался, что у меня ещё и моложе есть ученицы (Оля Волоцкова и Света Порубова)…
А в это время Митя приезжал в Калининград разбираться с Ириной, и так ни до чего они не договорились. Сашуля по телефону уговаривала Митю уступить Ирине, но не уговорила, а Ирина с ней и разговаривать не захотела – на всех озлилась. Я же с Сашулей потом спорил, что нечего Мите уступать Ирине: как он Лене будет свою уступчивость объяснять? Ведь именно из-за Лены Ирина выпихивает Митю из квартиры, и как же можно её в этом поддерживать, какая бы там Лена не была!

Письмо Мити от 14 марта 2005 г.

[…]

Письмо Сашули Мите от 21 марта 2005 г.

Дорогие Митя и Лена!
Папа сегодня утром уехал поездом в Петербург. Собирался тебе, Митя ответить, но так и не успел. Попросил меня ответить на твои вопросы. Мероприятие в Вене состоится 25-29 апреля. Регистрация 24-го. Билеты папа будет заказывать туда на 24-ое, обратно на 30-е, соответственно и визу на этот срок. Как раз по поводу визы папа и поехал в Петербург. По совету Авакяна попробует через турфирму сделать заказ путевки, включающей только оформление визы, проезд и гостиницу (без туристического обслуживания). Если этот вариант по какой-то причине не пройдет, то будет самостоятельно все это оформлять. Домой вернется в конце недели.
В прошедшую пятницу была наконец-то завершена отделка большой комнаты. Оба выходных дня ушли на то, чтобы вернуть все на место в этой комнате и освободить для ремонта спальню. Из-за этих утомительных дел мне не удалось сходить на лыжах. Правда, в субботу и погода была для этого неподходящая - почти непрекращающийся снегопад и северный влажный ветер. А в воскресенье светило яркое солнце и было всего -2 градуса. Папа, несмотря на сорванную спину (полтора часа махал лопатой, разгребая снег у гаража), на лыжах все же сходил, но только до второго КП и назад. Лыжня была очень мягкая, ненакатанная - идти было тяжело.
Тетя Тамара из больницы выписалась 10 марта. Ее сердце подлечили немного, но она должна принимать какие-то поддерживающие препараты. Причем, чтобы выписать лекарства, нужно сначала сходить на прием к кардиологу (он напишет, какие лекарства нужны), а потом сходить к участковому терапевту, чтобы на эти лекарства выписали бесплатные рецепты). И везде отстоять очереди. Еще и очередь в аптеке (по бесплатным рецептам). Настроение у тети Тамары что-то неважное.
Ну, всего вам доброго. У вас сейчас должно быть предстоят пасхальные каникулы? Сегодня с удивлением узнала, что оказывается католическая Пасха уже в ближайшее воскресенье, 27-го. Желаю вам хорошо отдохнуть.
Есть ли уже заключение о Лениной дипломной работе? Уверена, что все в порядке и завершение учебы успешное.
Обнимаю и целую.
Мама.

Письмо Мити от 29 марта 2005 г.

[…]


725

А п р е л ь 2 0 0 5 г.

23 апреля 2005 г., Сестрорецк
Итак, в Англию мы съездили: отвергли наш очередной проект для Европы. И опять – отметки хорошие (4 – за качество проекта и 4 – за качество лидера), но минимальные. Много лестных слов в комментариях к этим отметкам и мягкие замечания типа «следовало бы лучше показать достижения, которые будут получены в результате осуществления проекта, а также гарантировать его дальнейшее развитие». А поскольку заявок, мол, много – на 250% от имеющейся суммы средств для их финансирования, то вы своими баллами и денежными запросами во второй тур не проходите.
Олег обрадовал Илью этой новостью, когда тот появился, следующим образом:
- Артамонов! С вещами, на выход! В Англию приглашают.
Илья, конечно, расстроился, особенно потому, что отзывы ему понравились:
- Как же, мол, так? Сами хвалят, а денег не дают.
- Значит, опять слишком много запросили, - я ему пояснил. – Опять жадность фраера сгубила.
Дэвид Рис утешил нас тем, что 80% от возможного максимума мы всё-таки набрали, и спросил:
- What do we do now and where do we go from here?
А Монио Карталев написал: - Жаль. Это был, действительно, хороший проект. Остаётся только сказать «Ещё не вечер».
И тут же предложил отправить этот проект на конкурс ИНТАС.
Я ему ответил, что уже устал писать проекты, но для ИНТАС всё же напишу и надеюсь на его участие.
- Конечно, - с готовностью откликнулся Монио, - если Вы меня пригласите.
Олег с Ильёй согласились переделывать проект для ИНТАС (к 14 июня надо закончить), а я отправился в вояж по маршруту Питер – Вена (с постерным докладом на Ассамблею Европейского Союза наук о Земле) – Кайзерслаутерн (Митю навестить, воспользовавшись случаем).

К середине апреля в Мурманске снег в основном уже растаял, а потом зима вернулась с метелями, снежной кашей на дорогах и тротуарах днём и морозами по ночам. Прилетел в Питер 21-го, и тут мокрый снег валит, а я уже по-венски легко одет. Противно.
Забрал в Интерлинке, рекомендованном Авакяном, свой загранпаспорт с визой, страховку, авиабилет и ваучер в гостиницу «Ибис» в Вене, и отправился в «Звезду» к Денису Датешидзе, с которым попил его чаю с моим коньяком, и у которого оставил очередной набор кусков из «Записок рыболова-любителя» - экстракт на тему, предложенную Гординым – «Пробуждение общественного сознания технической интеллигенции на фоне научной деятельности»: «Приключения с самиздатом», «Гостремиада», «Переписка с отцом Ианнуарием» и «Поход за демократию (Если хочешь счастья женского, голосуй за Оболенского)».
Дениса я хотел простимулировать вознаграждением за каждую отобранную для «Звезды» страницу, на что он ответил, что «все авторы равны», и себе он ничего взять не может, но любая помощь журналу будет, конечно, охотно принята. Я заметил, что, конечно, все равны, но некоторые могут быть равнее… Короче, договорились, что я его больше теребить не буду, он сам теперь на меня выйдет, когда прочитает то, что я ему оставил.
В Сестрорецке тётя Тамара вытребовала у меня удвоение своего содержания. Сходили с ней на кладбище. Стиральную машину на дачу оттащили с одним знакомым её мужиком. Что-то у тёти Тамары с ногой непонятное (как у меня с локтем), повреждены связки, похоже, в районе лодыжки, ходит с трудом. А в остальном она молодец, бодро держится. Но разговорами своими (воспоминаниями, главным образом) ужасно утомляет. А и то – ей скучно целыми днями одной, вот она и отводит со мной душу.
29 апреля 2005 г., Кайзерслаутерн
В Вену мы летели вместе с Юрой Мальцевым и его женой, Ирой Головчанской, которая теперь в ПГИ является Учёным Секретарём института. Их пригласили коллеги-австрийцы из Граца, туда они отправились сразу из аэропорта, больше я их в Вене и не видел.
Из соотечественников на самой Ассамблее встретил Макарову с Широчковым, видел Распопова (не общался с ним), Серёжа Авакян со своей женой Любой Барановой в одной гостинице («Ибис», у Вестбанхофа) со мной жили, мне и там Серёжа проходу не давал со своими прожектами (солнечные вспышки, Ридберговские состояния и сердечно-сосудистая деятельность). А Шагимуратов свою Лену в этот раз привёз, мы тепло пообщались сначала у них в гостинице, на следующий день у меня.
Ассамблея с научной стороны меня совсем не впечатлила, доклады рекламные какие-то, физики никакой, просто данные описываются и красиво представляются. Это позволило мне со спокойной совестью погулять по Вене и её пофотографировать.
Вена – имперский город. Помпезная архитектура, огромные здания. Чище, чем в Париже и цветных меньше, поспокойнее публика.
К Мите в Кайзерслаутерн я поехал через Зальцбург, где погулял три часа, любуясь крепостью Хоензальцбург и фотографируя её с разных точек, стараясь чтобы Альпы в кадр попали.
Из Зальцбурга в Кайзерслаутерн ехал через Мюнхен-Штутгарт, а в Вайнхайме должен был сделать пересадку. Там я застрял из-за того, что поломался нужный мне поезд на Саарбрюкен и в Вайнхайм не прибыл. Железнодорожная служительница отправила меня в Кайзерслаутерн через Манхайм с двумя пересадками, на чём я потерял полтора часа и явился в Кайзерслаутерн только полдесятого вечером (местного времени), а из Вены выехал в 7.30 утра.
Митя меня встречал, мы с ним связь мобильную поддерживали. Домой с ним от вокзала пешком за десять минут дошли. Квартиру они с Леной шикарную снимают, двухкомнатную, но раза в два, наверное, больше, чем в Констанце, более 60 квадратных метров площадью, больше, чем наша трёхкомнатная в Мурманске.
И район очень симпатичный, особняки, только Митин дом четырёхэтажный, единственный на улице. Рядом парк, переходящий в огромный лес (самый большой в Германии), и до Университета недалеко, максимум пятнадцать минут ходьбы, а Митя на велосипеде за пять добирается. Из такой квартиры жалко будет во Франкфурт переезжать, но с работой здесь у Лены мало шансов её найти, всё-таки небольшой город. Я его практически весь обежал на следующий день с утра часа за три, пока Митя на работе был.

30 апреля 2005 г., поезд Франкфурт на Майне – Вена
А всю вторую половину дня мы провели с ним в разговорах и распили с ним полтора литровых пакета красного вина. Мы высказали друг другу абсолютно всё, что хотели сказать, всё накопившееся со времени последней нашей встречи во Владимире, когда хоронили бабулю Тоню, то есть с июля 2003 года. Почти два года не виделись. Да и не переписывались толком.
Митя не сказал ничего нового по существу наших отношений с ним и с Леной, хотя и порывался вспомнить всю историю этих отношений. А я всё и так хорошо помнил, и всё уже давно понял: бедный наш ребёнок оказался между молотом и наковальней – между двумя любящими его и любимыми им женщинами, мамой и Леной, друг друга, мягко говоря, не воспринимающими адекватно.
Новой была, пожалуй, следующая Митина формулировка ситуации: мы (в первую очередь, я, конечно, а потом уже и Сашуля) нанесли Лене психофизическую травму, от которой она до сих пор не может отправиться даже с помощью психотерапевта (или психоаналитика?).
Я, в общем-то, и не возражал. Да, бедная Лена привыкла с детства к обожанию, привыкла строить родителей, а тут вдруг никакого к ней почтения не проявили, к такой умной, энергичной, деловой, любящей Митю… Это несоответствие ожиданиям породило досаду, развившуюся в устойчивую неприязнь, а, может, уже и в невроз, в то, что Митя назвал психофизической травмой.
Ну, и что теперь делать?
Не бередить рану – всё, что я мог Мите посоветовать. Угодить Лене, оправдаться перед ней у нас всё равно не получится, чему доказательством последний разговор Сашули с Леной по телефону, после которого я Сашулю водой с пустырником отпаивал.
А вот Митя мог бы маму не обижать, угождая Лене. К Лене он относится по-рыцарски, а к маме по-предательски (одна его фраза про «очередной удар ножом в спину» чего стоит). Понятно, конечно, что Лена рядом, мама далеко, но про сыновний долг не следовало бы всё же забывать, тем более, что немного от него и требуется- то: не делай маме больно, только и всего…
Митя со мной не спорил. Просил ему помочь: - Что же, мол, вы меня бросили?
С Леной, надо понимать, оставили одного воевать, нас защищать. А как ему помочь? Лену надо выслушать и с ней не спорить. Это он уже Сашуле говорил, но у Сашули с Леной ничего хорошего не получилось из такого разговора, по телефону, во всяком случае.
И Ирине Митя не уступает из-за Лены, конечно…
Лена, кстати, постится, а я Мите сказал, что ей больше бы зачлось, если бы она на нас злиться перестала. Уж больно она злопамятная.
А я-то к ней добродушно отношусь, снисходительно.
- Вот-вот, - заметил Митя, - это её и бесит. Ей не снисходительное отношение нужно, а восхитительное. Чтобы на неё не сверху вниз смотрели, а снизу вверх.
- Обойдётся, - ответил я. – Слишком она уж о себе высокого мнения. Мания величия страдает.
- Но и ты не без этого тоже.
- Возможно. Только я от других к себе почтения не требую.
О феминизме Ленином говорили и сошлись на том, что всё хорошо в меру. А закончили тем, что Митя обещал мне сочинить моё примирительное письмо к Лене (я-то сам могу опять что-нибудь не то ляпнуть), попробуем так её психофическую травму подлечить.
В общем, хорошо мы с Митей пообщались, душевно.

(продолжение следует)