В ожидании годо

Артём Киракосов
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/2077/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/18906/



Артём Киракосов :

ТЕКСТЫ К ВЫСТАВКАМ








Артём Киракосов

В ОЖИДАНИИ ГОДО
 или
ПРИЕДЕТ ЛИ ПАНАСЮК,
ПАНАСЮК, КАКИМ МЫ ЕГО ЗНАЛИ, ОЙ! PARDON! ЗНАЕМ!



+++

“Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли… Науке это не известно”. Приедет ли Панасюк, нет ли, а «вечер» проводить надо.
– Валера, Вы приедете?
– Как Бог даст.
– Людей приглашать? Пора!
– Наверное, – приходит `через год` ответ. (Переписка шла SMS-ками – телефон ``недоступен``.)
– Плакат вешать?
– Вешать, – был ответ. И я повесил. Это был вечер вторника.

+++

Показать Миру и Граду оригинала, выдающегося современного мыслителя, чудака, матера и кулинара, знатока оперы и оперетты, ценителя женской красоты и женских голосов в опере и оперетте, мистика и практика, талантливого книжника, коллекционера, собирателя, теоретика и молчуна – одновременно, театрала, не пропускающего ни одной значительной премьеры в доступных его визовому режиму столичных и провинциальных городах, разнообразного и разнопланового художника, поэта, драматурга, педагога, учёного, лектора, нашего дорогого Валерия Юрьевича призван вечер, который должен состояться в субботу.

+++

Валера открывал мою фотовыставку в Сумах, писал о ней. Хорошо писал. Назвал меня «выдающимся современным художником» (ну и я в долгу не остался, как вы видите). Статья его затерялась. Зато нашлись две другие, журналистов, с которыми я, к сожалению, не встретился, не успел познакомиться – хорошие статьи, спасибо, спасибо! “Что вы как прима прямо, Артём, оставайтесь”, – я видел, что Валера хочет, чтобы я погостил, но… может, я действительно «прима»? Я уехал в тот же вечер. Но, Валера встречал меня потрясающе. Тот час, до открытия выставки, был запоминающимся, с чудесным столом, полным всякими явствами, составленными и сооружёнными им самостоятельно. Валера встретил меня на такси. Повёл в музей, зная, что я музейный работник. По пути познакомил с половиной города. (Пока мы шли к Центральной областной библиотеке, где в отделе искусств с любовью большой всё было уже подготовлено к встрече автора и зрителей с фотоработами.) За этот час я успел поразиться, как оригинально жилище Валеры. Оно организовано, как музей, но, не тот музей, в котором я работаю, – затхлое, склочное, позорное, обезображенное последним своим неучем-директором, рвущимся в хоть какие-то, но начальники, в общем, – «государственный историко-литературный и художественный музей-заповедник», а – живой! человеческий, талантливый!
Я пожалел, что не взял с собой `камеры`. (Обычно, это бывает всегда.) “Да, что может случиться за несколько часов?” – думал я.
И пожалел. Впиваясь в те красоты, которые Валера `выстраивал` квартирно. На стенах – картины, фотографии, его, чужие, коллажи. Было понятно, что ПРОСТРАНСТВО живёт! Стало понятно, что его автор / хозяин относится к нему, как к живому ПОЛЮ, формирующемуся даже как-то не зависимо, от владельца сего. Видно было, как взгляд художника меняет что-то… Что-то меняется и под его взглядом (даже!). Квартиры и мастерские художников – ещё не исследованное поле жизни, предоставляющее громадную массу всего для творческих родов мыслителям, журналистам, писателям, критикам, исследователям, просто любителям искусства и всего забавного.

+++

Валера человек восторженный. Восхищался моими текстами, фотографиями, живописью, графикой, реставрационными приёмами работы, мною (при общении). Валера человек общительный, светский, открытый, деловой, всегда желанный, и на научной конференции, и за кулисами театров, и в любой дружеской компании. Кто скажет, что благодарность – ответная – качество дурное. Я – благодарный человек. Так учит нас, меня Господь. Что бы ни было, как бы ни было – встречи с Валерой – «запали».

+++

Мы познакомились в Путивле, на ежегодном фестивале искусств. Валера предварял там концертное выступление, я показывал “свежую” выставку фотографий по Швейцарии. Через неделю после моего возвращения оттуда – благо – технологии теперь это позволяют сделать. Валера очень высоко оценил то, что я сделал; я подарил ему то, что особенно ему полюбилось. Так началось наше плодотворное творческое общение. Валера должен был выступать на открытии моих фотовыставок в Полтавском художественном музее и Харьковской муниципальной галерее. Не приехал. Не смог. Болеет. Тяжело. Эта попытка – ещё одна. Мы будем их делать – сколько сил хватит и времени – быть вместе, делать что-то – интересное. Поправляйся, дорогой наш Валера, Валерочка, Валерий Юрьевич, всё готово уж: вино, кино, тосты, …

+++

На чествовании «Пархомовской сокровищницы», Пархомовского историко-художественного музея (филиала Харьковского художественного музея) Валера сделал феноменальный доклад, о музее, как символе и живом механизме тоталитаризма, его абсолютном и действенном воплощении в методах управления и художественной практике. Я пытался возражать (с места), как музейный работник. Мол, наоборот, – все решения принимаются коллегиально, взвешенно, осторожно, после многократных обсуждений – реставрационным советом, учёным советом. Как насмешка, позже, в нашем музее появился новый директор – Пентковский – “пенёк”, рвущийся в любые, но, начальники, молодой профессор Троице Сергиевой Лавры, самолично топором взявшийся безо всяких `советов` “чистить” лес, парк, открывать и закрывать плотины собственными руками, “чистить” дно прудам, то выкачивая их полностью, срывая экскаваторами сложно и специально устроенное глинистое дно, то круглосуточно заливая это, не держащее влагу дно из шланга к приездам всяческих комиссий и `пресс`. Мохова – так называемая главный хранитель, покрывала всё, чтоб не слететь самой. Швыдко-Швыдкий своей шоудеятельностью освятил это всё безобразие: его «культурная революция» катится по стране. (И это наш лучший `министр` – руководитель Агентства!) Коллектив нашего музея, как выяснилось, очень даже неплохой, был погромлен за год. Кроме абсолютных приспособленцев-мерзавцев и откровенных тупиц-бездырей не осталось никого. Ещё и те, кому некуда деться. Вот. Пни и мхи – в память о музее-заповеднике «АБРАМЦЕВО» и его нынешних властителях – Пентковском и Моховой. Музей – как рассадник хамства, тупости, подлости, бескультурья, невежества, неуважения и презрения к своей истории и людям, музей – среда для слабоумия, питательный воздух ненависти к зрителю и посетителю, музей – скопище ненашедших себя, музей – тина утопших от нежелания жить, музей – детский сад старых дев и ведьм, крыс и тараканов, котов и мышей, моли, музей – царство повальной безграмотности и некомпетентности, музей – арена битв за бессмысленные ценности “хранения” “единиц”, `ставки` и `надбавки` к ним, `категории` и `библиотечные дни`. Музей – царство древнего фараона, живущее абсурдистскими представлениями о вселенной, как складе, который есть собственность кладовщика.
Валера был у нас в музее. Уехал оттуда раздавленный увиденным и услышанным. «Мохова – худший представитель и олицетворение самого дурного в музейных работниках», – сказал мне другой искусствовед из Сум, Сергей Иванович Побожий, которого я привозил в музей на переговоры. (Он делал в Сумах выставку живописи Всеволода Мамонтова, сына знаменитого Саввы.) “Ничего не буду делать с ними”, – отрезюмировал в сердцах Побожий (попытка вторая провалилась). “Когда же мы поднимемся, Валера, – наш музей, я имею в виду?” “Никогда”, – ответил травмированный увиденным Валера.

+++
 
Валера должен был приехать на мою выставку в Харькове, Полтаве. Не приехал. Не смог. Уехал и из Путивля, не дождавшись открытия. Не видел ничего моего и в Пархомовке. Никто не обижается, нет – жизнь сложна, да. Зато, приглашал всегда к себе. После Полтавы мы, с Ниной Бровко, неизменным и верным куратором моих украинских выставок, отправились на перекладных в Сумы, к Валере. (Он пригласил и попросил отреставрировать ему картину, купленную им в антикварной лавке – местный симпатичный ``примитив``, раму к ней и икону.) Валера принимал, как и всегда, замечательно – салаты с яблоками разных пород, вина (такие-сякие-домашние-покупные), коньяки, настойки, шампанское, торты, первое, второе, третье… В общем – Украина. Я – москвич (нет, не машина), но ем быстро и столько, сколько дают, сколько надо – сколько просят съесть, предлагается. Я не понимаю другого – выставляют – надо есть, съесть, «не обижать хозяйку». Таково воспитание, хороший тон. (Я – любимец всех `хозяек` Земли.) Я ел, как работал. В какой-то момент – еда кончилась, и Валера вышел за ней. И я тут и нащёлкал свою «КВАРТИРУ КАК МУЗЕЙ». Это несколько ворованные фото – армейская привычка – сержант отворачивается – мы “на сторону”… Прошёл какой-то час, и я отвлёкся “для себя”, поделал что-то: что мне эта реставрация? Надоела… Валера восхищался моей работой!.. Мы успели всё! Сделали. Нареставрировали ``вагон``. Мне помогала Нина, Бровко. Валера съездил за билетом. Подарил мне – купейный. Никогда я бы сам не купил себе такого. Благодаря этому я имел возможность всё время писать (на столе) научную работу для студенческого копирования. Прямо до самой Москвы.

+++

Конечно, я снял фото для себя, как в записную книжку. Я мечтал с самого раннего детства быть журналюгой-международником. Вот и попал в Сумы. (А чем вам не `заграница`?) Послал позже сделанное Валере, вместе с текстами. (Ему посвящены два моих немаленьких текста: «от чего к чему» и «О педагогике и пути художника». Они писались для специализированного журнала по искусству педагогики.) Валера оценил высоко сделанное мною так спонтанно. И – выставка – его детище, идея, желание. Быть на “вторых ролях” он мне не позволил, назвав полноценным участником. Я люблю повиноваться. Этот способ жить открыл мне крайне много нового и интересного: я вечно соприкасаюсь с тем, с чем бы по собственным движениям, производимым в живой действительности, не встретился бы никогда. Нынешний вечер – из этого ряда / рода моих откровений.

+++

Что это будет? Как это будет? Лишь импровизация. Комментарий спонтанный, опирающийся на базовые знания и взгляды говорящего. Из себя, что ли. Будет ли Валера, пока ещё – за сутки – не выписавшийся из Сумской больницы, не известно. Будем ли мы говорить о Валере, Валерии Юрьевиче Панасюке, или он сам будет вещать `многополосно`, поглядим. Это же Гоголь, мистик, лирик, практик, теоретик, друг! И вы хотите вмешаться в процесс? Что-то в нём понять? Оценить? Господь с вами! – Отдайтесь потоку! Вслушайтесь, это музыка, музыка речи… мысли… Неподдельное обаяние, талант. А талант – птица редкая. Было так всегда, да и сейчас – не лучше с этим.

+++

Что было интересно мне, что обнаружил я, когда перешагнул впервые это жилище, случайный репортаж из которого я и рискую, по мановению дирижёрской палочки мэтра, вам демонстрировать в цифровом виде на экране, так это старая дзенбуддистская мысль – искусство как жизнь – жизнь как искусство. В «КВАРТИРЕ В.П.» (А именно такое название Валера дал этому предстоящему вечеру. Верно! это не квартира нашего Президента, которого мы, надеюсь, скоро переизберём, нет, В.П. – это он сам, Валерий Панасюк.) А человеку свойственно любить себя. Собирать свои фотки, публикации о себе, пересказывать, кто чего хорошего сказал про него. Валере понравилось, как я его снял. Он с любовью касается всего, чего касается его взгляд, взгляд истинного эстета, эксцентрика, поэта, мистика, певца. Любой фрагмент прочитывается, как высчитанная и самодвижущаяся инсталляция. Рука верно и, иногда по много раз почти ежечасно, меняет расположение и, следом, и взаимоотношение частей композиции произведения, будь то ~горка~ хрустальных бокалов в серванте, сложенная ещё недавно живой Валериной мамой, скульптуры из фаянса 50-х годов, специально синсталлированные букеты давно засохших цветов, корешки умело подобранных книг, “ванные натюрморты” – пластик дешёвый – зубная паста, щётки, мыла, стаканчик, лекарства на холодильнике…

+++

Что есть объект искусства? Что не есть объект искусства? Спрашиваю я себя сам. Оказывается, это тема докторской диссертации, тема мучительных поисков в мыслях, статьях и для Валеры. Много общего? Да. Человек встречается, пересекается, так сказать, становится близким, так сказать. Помимо всего прочего, есть устойчивые симпатии и понимание – Валерину квартиру украшают и мои работы, фотографические, живописные, графические. Надеюсь, он примет и следующие подарки. Надеюсь угадать его настрой. Вешает он всегда исключительно выгодно, благоприятно для жизни произведения. Среди нас, в своей тихой неброской среде, у каждого есть свои `наименования`. Я, к примеру, до недавнего времени ходил в `авторитетах`. После поступления на работу в Суриковский меня обзывают `профессором` – издеваются. Есть у нас и `директор` и `поэт` и `писатель`, и `скулптор \ лэпхит`, есть и просто герои, имя-название коего не спутаешь ни с кем, ни с чем: `феликс`, к примеру таковый, звезда звёзд на фоне самого летнего и безоблачного ночного неба, Валера, Валерий Юрьевич Панасюк – гроза всех сумских неуспевающих студентов – `искусствовед`. Единственный, как и всякий из нас. Мы, пишущие и рисующие не избалованы пониманием, вниманием. “Лучший художник – это мёртвый художник”, – популярная фразка этого сословья. Что ж, и не похулиганит, и трезвый (раз помер), ясно всё и с семейными проблемами, не будет нести `чушь`, что он-де что-то там `так видит`. Валера – свой, свой искусствовед, ему мы и плачемся-доверяемся, рассказываем, какой очередной гад-искусствовед, его коллега `по цеху` нам попался. Он – нам, что художники все `леонардыдавинчи`, психи, заносчивые, не видящие ничего, кроме собственного величия, не умеющие говорить, да и вести себя прилично, да и нечастые гости в `ванных` …

+++

Валера, дорогой, в известной пьесе знатного румынского абсурдиста Эжена Ионеску Годо так и не появился… Но мы-то в России, в центре Вселенной, громадного мегаполиса – Москвы, надеемся на то, что мы не в пьесе… «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли…» Приедет ли Годо, нет ли?.. Время ожидания заканчивается, уже собираются гости… Гости, Валерочка. А на лестничных пролётах ЦДРИ, центрального дома работников искусств, мы смонтировали выставку, которую ты так и не увидел. Она вернулась из большого, кругосветного почти, путешествия по Украине, всё разъезжала-крутилась вокруг Сум, «КВАРТИРЫ В.П.», выставка, которую, – мы задумывали так, – ты БУДЕШЬ открывать:

 Артём Киракосов
 избранные фотографии цикла
 СЧАСТЬЕ ЖИТЬ
 2000 **** 2001 **** 2002 **** 2003 **** 2004
 Франция || Германия || Испания || Венгрия || Швейцария

+++

Валерий Панасюк, каким мы его знали, ой! pardon! знаем!



2004 ~~ 2005 ~~ 2006 ~~ 2007 || * 22-ое и 23-ое ноября 2007, предвыставочные дни * ||