Праздники и двенадцать автопортретов

Артём Киракосов
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/19035/


Артём Киракосов :

ТЕКСТЫ К ВЫСТАВКАМ








Артём Киракосов
 
ПРАЗДНИКИ
и
двенадцать автопортретов цветущего дерева

ко дню рождения священника Александра Меня

ж и в о п и с ь

весна 2003 – 2004 осень




Человек приходит в мир. Нагим, незащищённым ничем, лишь лаской любящей матери. Приход человека в мир, его рождение – праздник. Всякий человек рождающийся призван быть Богом, стать Им. Рождество – вот уже две тысячи лет мы, христиане встречаем горящими свечами и песнопениями: “Свет Разума Воссиял”. Наряду с Воскресением – это – центр нашей веры. В традиции ЦЕРКВИ – гибель, жертва – стала днём особого почитания. День гибели мы называем ПРАЗДНИКОМ. С годами – так и становится… Но, с годами – только лишь…
Прошло много лет с того ужасного, трагического для нас всех дня, когда отец Александр был зверски убит – сапёрной лопаткой. Эти страшные фотографии для меня – его – распятого, обнажённого (всякий убитый – обнажён, как беззащитный перед смотрящими на него, фото- и видеокамерами) – Икона Распятого. Священник, спешащий ранним утром воскресного дня… На службу – Богу и людям. 9 сентября 1990 года, день, когда история нашей страны стала иной.
Прошло много лет… – и люди на месте гибели отца Александра – ставили свечи, приносили цветы, установили божницу, выросла Часовня, Храм, храмовый комплекс, музей, дом-музей, заповедные тропы… Люди целуют друг друга. Поминают. И поют: “Вечная память, подай…” И – поздравляют друг друга – с ПРАЗДНИКОМ. Воскресение всегда следует за Распятием – верим, верим и – знаем мы, – хорошо, – христиане. Святой – посвящённый Богу! И не идёт он дорогой иной, идёт Христа Дорогой! Венчает Её – Голгофа! Голгофа! Распятие! Смерть на Кресте. Позорная и жуткая. После истязаний и испытаний, унижений и оплеваний – смерть. Смерть.
Это не конец, нет. Если это был бы конец – не было бы нас – христиан. Христианство – это Воскресение, Воскресение из мёртвых. И – вслед за Богом – его святые… Первенец из мёртвых Cходит в ад – и разрушает цепи… Поэтому, наверное – ПРАЗДНИК, всё равно… ПРАЗДНИК! Праздников Праздник – Пасха – “Красная”, “Святая”, “Светлая”, как поётся.
Праздников Праздник – Пасха Христова – День Его Светлого Воскресения.
Двенадцать холстов, написанных в смешанной технике. 90 х 90. Лишь цвет и свет. Свет и цвет. И – легко угадываемые композиционные схемы известных мотивов: Троица, Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад и Воскресение, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Вознесение Господне и – двенадцатая! двенадцатая, которую я добавил от себя – “Всеобщее Воскресение” – венец Истории, Её конец – !
Двенадцать Автопортретов Цветущего Дерева. 12 картонов – в смешанной технике. “Смешанная”… – жизнь такая… смешанная. 50 х 50. Но – при всех поворотах – отец Александр для меня – цветущее дерево, растущее дерево, вечно цветущее дерево, вечно растущее дерево. Отец Александр, наш пастырь – добрый. А мы – цветы его слов, слов о любви! К миру, друг к другу, к Христу! Мы – его дети духовные, которые приходят и приходят и приходят и приходят в Церковь – его путями, книг, проповедей, икон, фотографий-икон. Дерево растёт, даёт всходы, плоды, плодоносит. Святой – тот, кто не уходит, а – остаётся – с людьми, на Земле. Земля – наша земная родина – как-то выносит, носит ещё нас, запутавшихся, блудливых, воинствующих, бесчинствующих, слабых, поверженных и отверженных, алчных и алчущих, жадных и властолюбивых, страдающих и причиняющих страдания другим, грешных. Господь Протягивает нам Руки – Руки Любви и Спасения. Мы нужны Ему. По каким-то неведомым нам связям и планам. Святые собирают нас ко Христу. Отец Александр – мощный соработник Христов, “апостол интеллигенции”, как его тут называли на Земле, трудится там, в Небесах, на Небесном Поприще ещё жарче, чем это было с ним здесь – на нашей грешной и прекрасной одновременно (земле). Сбирает нас. Собирает. Я чувствую его мощную, любящую, заботливую руку, голос, голос властный и призывающий. Я не знал его при жизни. Я знаю его сейчас.
“Карабах или Вифлеем”. Карабах или Вифлеем. “Карабах или Вифлеем” – так называлась статья отца Александра. Он написал её в 1988-ом, когда начались эти события, уточнив, что “Карабах” – это условное понятие. Но, оно не было для меня условным. И для многих ещё, других, моих братьев и сестёр по крови, по вере. Карабах стал для нас (и был) Вифлеемом. Вифлеемом – Карабах! Карабах – Вифлеемом! Стал! Младенец Христос Лежал там.
Я уехал. Организовал отряд. Мы строили домики для беженцев после последней резни армян в Азербайджане (Сумгаит, Кировабад, Баку). Начиналась война. Наши домики были сожжены с азербайджанских позиций, обстреливавших сверху нагло и безнаказанно весь Степанакерт и окрестности. Война набирала обороты. Война – всегда – поражение. Поражение – война. Всегда. Победа! – это! когда все живы! Живы! – все! Все! Вот – победа! Все живы! Живы все!
Я уехал – не мой путь – путь убивать, войны путь. Мой путь был – любить.
Я молился. Победа пришла. Ужасная, трудная, жуткая, но – пришла. Непереносимой ценой – но – была, стала, – победа. Я молился: “Господи, если есть Ты, мы не можем погибнуть. Карабах должен жить. Быть. И я крещусь тогда… в Тебя. Нет, этого не может быть, если Ты Есть. Не дай, не дай! смерти братьев и сестёр моих по крови, Господи... Спаси Сам! Сам! Господи! Сам… Господи… Господи… Сам… я обещаю Тебе – буду Твой, Твой – безраздельно. Крещусь, крещусь в Тебя, Господи! Крещусь! Крещусь! Господи! Помоги! Спаси! Сохрани! Только… Дай!.. Дай! Дай! нам победу эту! Не хочу ничего! Ничего. Это условие: дай! дай нам…”
Мы победили. Это была жуткая победа. И жуткая цена. И её ещё надо удержать – эту победу. И ещё надо жить – не сегодня-завтра, а – века… веками… тысячелетиями… Это будет Победой! Настоящей! Духа и славы. И – заключить мир, мир с теми, кто убивал. Простить и просить прощения самим. Мир – единственная победа – настоящая, и стоящая. Стоящая на Земле достойно – мир. Мир. Мир. Мир. “Миру мир!” – такой был лозунг в советские годы; мы его не замечали, обходили стороной, как и многое, помпезное, внешнее, а оказалось – МИРУ НУЖЕН МИР. Миру нужен мир! Как воздух! Как хлеб, вода, утешение, жизнь. Жизнь – это мир. В душе, с близкими, с неблизкими, вокруг. Молитвы мои сегодня – о мире – в душе, с другими, с близкими, с неблизкими, вокруг. Прошло двадцать лет… Мы победили… Война закончена… (На долго ли?..) Отец Александр убит. Написавший статью “Карабах или Вифлеем”. Я выбрал Карабах. Меня выбрал Вифлеем. И всё это, похоже, совсем не условно, в въяве.
Я месил глину и сеял песок: готовился к работам по Часовне. На месте гибели священника Александра Меня. Реставрировал иконы – позже – для этой Часовни Усекновения Честной Главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна, реставрировал две святыни – ставшие храмовыми – иконы кисти самого отца Александра: “Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн” и “Святой Архангел Михаил”, написанную отцом Александром для сына Миши, Михаила Александровича, как его сейчас все называют, вице-губернатора Московской области, вице-мэра Москвы, ныне – губернатора Ивановской области. Дом, где жил отец Александр, ныне преобразился, обнесён забором. Есть хорошие подъезды, решётки, охрана. Прикупили и соседский участок. Семхоз, где жил отец Александр, стал частью Сергиева Посада. Растёт всё – и на земле, не только на Небе. Вот, отец Александр. И – моими усилиями тоже. Я организовывал первые передвижные, сменные выставки, проектировал постоянную экспозицию, посвящённую отцу Александру, делал и свои фотовыставки уже в сложившемся комплексе помещений.
К юбилейному году – 2005-ому была задумана и осуществлена художественная выставка «ДВЕНАДЦАТЬ ХУДОЖНИКОВ» ко дню рождения отца Александра. Отцу Александру было бы 70. За год до этого мы сделали в его музее «РОЖДЕСТВЕНСКУЮ ВЫСТАВКУ», в холле перед основной экспозицией. День рождения отца Александра – большой и личный мой праздник – 22 января, в день его рождения, 1983 года мы поженились с Леной. Конечно, мы не знали ещё, что выбрали для своего бракосочетания такой день. День, ставший очень важным для нас – на всю жизнь. Мы решили и соединили свои судьбы в один из самых светлых дней в году – день его рождения.
Мы всё с большей радостью встречаем этот день. И вспоминаем – нашего дорогого отца, отца Александра. С днём рождения, отче! Отче Александр!
Отцу Александру будет… было бы… 73…
Семнадцать лет назад – он был убит.
На пути к Господу, в храм, на службу.
весна 2003 – 2007 осень