Рождение любви

Татьяна Кожухова
Как рождается любовь? Или глубокий интерес к предмету, если о любви к чему-то неодушевлённому говорить некорректно...
С физикой всё было в порядке. До поры до времени. Но на один семестр физика поглотила Янку целиком, заняла все свободные минуточки, и засЫпала её своими проблемами. Янка не на шутку испугалась, - чем больше она уделяла времени физике, тем безнадёжнее ей казалось выпутаться из её объятий...
 
***
А началось всё летом, в сессию. Предстоял последний экзамен по физике. Янка собиралась на следующий день уезжать в альплагерь. Простояла полдня в очереди за билетом, потом что-то покупала, потом...
 В общем, впервые за всё время обучения она не успела подготовиться по всему материалу. И ночное сидение в учебной комнате общежития не помогло исправить положения , - большая часть материала по разделу «оптика» осталась не проработанной. Утром, собираясь на экзамен, услышала голос девочек первокурсниц - соседок по комнате:
-Не поёт...
Янка с удивлением посмотрела на Иришку и Валю, сидящих на своих кроватях, и внимательно наблюдавших за её сборами.
-Что? – переспросила она.
Девчонки почти хором ответили:
-Ты всегда что-то напеваешь перед экзаменами, и получаешь пятёрки.
-Разве потому что напеваю? – Янка улыбнулась им, взяла сумочку, и сделала шаг к двери. Ответ Иришки рассмешил её:
-Может и не только потому, что напеваешь. Ты всегда в красном платье на экзамены ходишь, а сегодня не одела.
-Да? – Янка рассеянно посмотрела на свою блузку с коротким рукавом, на солнце, уже в этот утренний час так решительно ворвавшееся в комнату и добавила:
-К экзаменам готовиться надо! А платье здесь ни при чём! – и выпорхнула из комнаты, оставив озадаченных первокурсниц дожидаться результатов экзамена.


***

Входила она в аудиторию и брала билет первой – это было заведено с первого курса, когда все боялись идти отвечать первыми, а Янка пошла – рискнула. Всем показалось, что Янкин ответ создал у преподавателя хорошее настроение, поэтому первое место в первой пятёрке так и осталось за ней.
Но сегодня, когда Вера Симакова, ткнув в спину Янки ручкой, прошептала:
-Можно отвечать.
Янка ответила – написала на листочке:«Не готова...»
Сзади послышалось:
-Шпору дать? -
Янка подготовила ответы на два вопроса. По третьему – вспомнилась рабочая формула, но вывод и всё остальное – не выстраивались в логические цепочки. Обычно первая растерянность после взятия билета проходила у неё быстро, сосредоточенность не покидала её до конца ответа на экзаменационные вопросы. А тут – два ответа ей стали казаться жалкими, что-то неотвратимое поехало у неё в голове видимо не в ту сторону, она быстро написала на чистой стороне листа для Веры:«Нужно побеждать честно».
Встала и пошла к столу. Доцент Игорь Васильевич кивнул на стул, но Янка прошептала почему-то вдруг охрипшим голосом:
-Я в другой раз...
Как он смог удержать её, не позволив уйти с экзамена, Янка уже не помнила. Очнулась сидящей за своей первой партой. С удивлением обнаружила в себе способности наскрести ответ и на третий вопрос, но отвечать не вызывалась. Так и сидела до конца, изрисовывая листочек по краям замысловатыми загогулинами.
 Преподаватель, едва начав слушать ответ, перешёл к беседе по всему материалу. Да, он «вытянул» из Янки ответы на все вопросы, но ей было стыдно за себя – казалось, что хуже быть не может... Так отвечать она не привыкла. Получила «удовл». Первую тройку, «испортив» свою зачётку, пестрящую пятёрками.

***
Новый семестр начался и прошёл в сомнамбуле, в полном отрыве от реальности. Янка не могла защитить ни одной лабораторной работы. Чем ближе была зимняя сессия, тем с большим отчаянием Янка понимала, что от неё ничего не зависит. Она не МОГЛА отвечать на вопросы по физике. Студенты из подгруппы за глаза посмеивались, говорили, что у отличницы «ку-ку замкнуло». И Янка не замечая, что все остальные предметы у неё идут с блеском и быстротой конвейера на бессознательном уровне, считала себя самой глупой студенткой на свете. Что «тысячи» по иностранному языку переводятся автоматически, хотя ещё полгода назад она чувствовала, что ей, имеющей в аттестате прочерк по иностранному языку, не догнать основную группу никогда...тоже не утешало её. В этом семестре только физика, изучаемая по разным учебникам, и довольно понятная при чтении, становитс камнем преткновения как только она оказывалась сидящей перед преподавателем.
- Ты хоть слышишь, какие ты глупости говоришь? – говорила её напарница по лабораторным – Люба, после очередного краха с защитой. И Янка осознавала, что ничего из того, что она отвечала, не может воспроизвести даже приблизительно. «Вот так и становятся двоечниками», - думала она, - «это же так просто! И не выбраться из этого состояния!»
 Самый настоящий момент отчаяния наступил в один из последних дней декабря, когда Игорь Васильевич, так и не поставив ей зачёты по двум последним лабораторным работам, сказал:
- Всё! У меня остаётся последнее занятие на первом курсе тридцатого декабря. У Вас ещё есть попытка. Готовьтесь!
Янке стало страшно. Староста собрала зачётки, чтобы проставить штампики о допуске к сессии, тактично обойдя её. Янка представила, что уже отчислена... Отчисляли каждый семестр. Девчонки из отчисленных приходили, рассказывали как устроились в техникумах или других учебных заведениях... Но Янке казалось, что уже нигде она не сможет учиться...

***
Сжатая напряжением очередной попытки, с лихорадочным блеском отчаяния в глазах, - уже на несколько вопросов она вновь ответила невпопад, Янка слушала спокойный голос доцента, предупредившего, что вопрос последний:
- В каком Вы альплагере были?
Янка ещё какое-то мгновение сидела в ступоре, пытаясь сообразить – из какого раздела физики прозвучал вопрос; затем подняла голову, внимательно и с удивлением глядя на преподавателя, отметив про себя, что он совсем не строго, а даже участливо смотрит на неё сквозь стёкла очков...
- В Талгаре...
-Хорошо. Зачёт! – Игорь Васильевич размашисто расписался в зачётке, подал её Янке со словами:
- Всего доброго Вам!

***
Янка в пустом холе. Вторая смена. В коридоре странная тишина. В Янкином сознании – пустота, слабость во всём теле. Подойдя к окну, она упёрлась лбом в холодное стекло и закрыла глаза... Вздрогнув, отпрянула – ей показалось, что треснуло стекло... Нет...Это ощущение чего-то раскалывающегося на мелкие кусочки исходило изнутри...Захотелось потянуться и стряхнуть с себя некий панцирь. Она вытянула руки вверх, к высокому потолку и, подчиняясь некоей мелодии, взявшейся неизвестно откуда, медленно закружилась в каком-то одной ей ведомом танце. Она слышала, что скрипнула дверь, но мелодия не оставляла её, она медленно и плавно повернулась на скрип, и также плавно опустила руки, и затем склонила голову, увидев, что танцует перед заведующим кафедрой, Юлием Гельмгольдовичем:
- Здравствуйте! – голос её прозвучал звонко и радостно, - Янка не чувствовала смущения...
Улыбка сияла на лице профессора. Он, назвав её по имени и фамилии, спросил:
- Это Вы для меня исполнили такого просыпающегося лебедя? Мне понравилось! Наверняка получили отлично!
- Янка улыбалась, ничего не отвечая. Затем, взяв с подоконника сумку, снова поклонилась седому преподавателю, читавшему им в прошлом семестре курс «теории вероятностей»; видимо своими причудливыми «па» совсем развеселив его.
- Такого же вдохновения Вам на экзаменах! – пожелание его в ответ на её слова прощания Янка уже слушала на ступеньках лестницы...

***

Мелодии не оставляли Янку и по дороге в общежитие. Она летела с ними, понимая, что произошло нечто важное, что она должна осознать, понять... ЭТО нечто настолько важнО, что определяет всю дальнейшую её жизнь. Это нельзя потерять! Это нельзя забыть! Но что это?
Она остановилась. Она поняла: «В неё ВЕРИЛИ! Поверили, что ОНА может не быть двоечницей! И главное, что ОНА сама ПОВЕРИЛА в то, что в неё ВЕРЯТ!»

***
Вдохновение не оставляло Янку во время сессии, и помогло сдать все экзамены на отлично. В том числе и по физике.