фарфоровая кукла

Аркадий Левиев
 Фарфоровая кукла

 Антон шел по знакомым улицам, вспоминал детство. Вот его школа, вот горка, на которой они с Гришкой и Максом катались на лыжах. Здесь, на набережной, они ловили рыбу, купались, брали лодки на прокат. И с ней он катался на лодке когда они повзрослели, но еще учились в школе. На лодке или на водном велосипеде.
Однажды, когда они закончили школу, они уплыли c ней в бухту за железнодорожный мост. Потом пристали к заросшему камышом берегу. Он обнял ее и поцеловал.
 - Я сегодня ночью дал себе клятву, что буду любить тебя вечно. Вот, смотри, чтоб ты знала. Что это не просто слова.
 Он протянул ей ладонь. На тыльной стороне, возле сгиба между большим и указательным пальцем две, еще не засохшие от крови полоски,- буква "Т".
 - А если у тебя будет жена с другой...
 - Никаких если! - решительно сказал он.
 Потом они выпрыгнули на крутой берег. Поднялись на горку, спустились в овраг. Густая трава, крепкие стебли пахучей лебеды, высоченный иван-чай с краснорозовыми лепестками. На другой стороне оврага все покрыто темнозеленым ландышем. Запах его цветов кружит голову и отгоняет серьезные мысли.
 - Ты меня любишь? - От жара, исходящего из его груди, казалось, сейчас вспыхнет прошлогодняя трава.
 - Да,- промолвила она еле слышно, закрыла глаза и вздрогнула. В камышах раздался плеск. Утка с селезнем искали место для гнезда. Но ничто уже не могло остановить распаленную весенним солнцем любовь...

 Прощались они в любимой беседке на полуострове. Они часто приходили сюда. Когда солнце окунулось в море, маяк на мысу включил свой фонарь. Она подарила ему малюсенькую фарфоровую куколку с вращающимися глазами. Кукла умещалась на ладошке.
 - Видишь, когда глаза у нее открыты и смотрят на тебя, значит со мной все в порядке.

 Прошло несколько лет...
Он шел и про себя напевал "моряк вразвалочку сошел на берег". В кои то веки они оказались в его родном городе, где каждый дом, каждый кустик, каждый камень подпевает ему. Каждый встречный взгляд согревает душу. Он достал из кармана амулет. Все в порядке, синие, как утреннее небо, глаза подмигивают и улыбаются. Он остановился у цветочного киоска. Вдруг, кто-то хлопнул его по плечу. Он обернулся.
 - Привет!.. Не узнаешь?
 - Гриня, ты, что ли?- Антон купил астры и расплатился.
 - А то!
 Обнялись.
 - Женился?- спросил Гриня.
 - Зачем? Моряку жена не нужна. В море с собой не возьмешь. А оставлять на берегу, все равно, что бросать машину на дороге. Никакой гарантии.
 - А для кого цветы?
 - Для нее.
 - Пошли отметим, что-ли, это дело.

Они сидели за длинным столом, обставленные пивными кружками.
 - А тебя, значит, охомутали.
 Гриня промолчал.
 - А давай к Максу нагрянем? Как он? - спросил Антон.
 - К нему сейчас на хромой козе не подъедешь. Макс пошел по- крупному. Не то, что мы с тобой. Он же авторитет. Подмял под себя всех местных. Охрану завел. Может в упор тебя не заметить. Да и где он сейчас,- неизвестно. Может, пузо греет на Канарах, может, как мы с тобой сидит с мэром в ресторане. Отбился он от народа.

 Они так наотмечались, что Антон смутно помнил, как они вышли из бара. Как зигзагами пробирались по уснувшим улицам. Луна то и дело выскакивала из-за деревьев, когда их заносило на крутых поворотах, и показывала дорогу. У подъезда он огляделся. Все правильно...

 Дальше был провал...Очнулся он утром на большой кровати. Рядом похрапывал Гриня. Голова гудит. Кажется, они вчера сделали что-то неправильно. Какой-то неприятный разговор.Там коридор на кухню. На этой стене должна быть картина. Так и есть, висит. Знакомый книжный шкаф. Что же, он привел своего друга к любимой женщине. Это ж надо так напиться. И завалились пьяные на ее кровать. А где же она сама?

 Антон встал, прошел на кухню. На столе грязная посуда, разбросанные окурки, бутылка с недопитой водкой. Попил из-под крана холодной воды, стал убирать мусор со стола. Открыл мусорное ведро. В ведре астры, цветы, которые он купил для нее. Пошел в душ. Долго обливался холодной водой.
 Когда вышел из душа, Гриня сливал остатки алкоголя в стакан. Молча протянул Антону бумажный листок.

 "Гриша! Я давно собиралась с тобой развестись. Теперь окончательно решила. А тебе, Антоша, спасибо за цветы и "все остальное". Прощайте, голуби! "
 - И давно вы женаты?- спросил Антон.
 - Года не прошло.
 "Долго терпела, почти пять лет",- отметил про себя Антон.
 - И что же случилось?
 - Да не хотела она за меня выходить,- Гриня выпил половину и протянул стакан с остатками Антону. Тот отказался.- Да еще поддаю я. Её это всегда бесило. Истерики закатывала. На тему "не за того вышла". Так что получается,- не я виноват, а ты.
 - Получается,- тяжело вздохнул Антон.

 Антон вышел на последней автобусной остановке. Отсюда километра три. Первый километр в крутую гору. Бегом не удастся. После вчерашнего язык вылезает изо рта, как у запыхавшейся собаки. Остальные пару километров,- под горку, легкой трусцой. Красивая аллея под вековыми ивами ведет к полуострову.
Горбатый мостик через ручей. Сердце колотится от волнения. А вдруг ее нет. Вдруг, она забыла сюда дорогу... Вдруг, она просто "забыла".

 Наконец, за деревьями мелькнула беседка. Стены беседки увиты плющом. Отсюда не видно, есть там кто-нибудь. Антон подошел и заглянул внутрь. Сидит, с заплаканными глазами.
 Молча сел рядом. Она отодвинулась, отвернулась в сторону. Вытирала платочком слезы. Он положил руку на ее плечо. Она сбросила. Долго сидели молча.
Он посмотрел на часы, прошло полчаса.
 - Таня, извини,- наконец, сказал он.
 - За что? Ты передо мной не виноват. Если торопишься, можешь идти.
 - Зачем ты за Гриню пошла?
 Она взорвалась.
 - Ну извини, что забыла у тебя спросить разрешения!
 - Но мы же клялись друг другу в любви.
 - А ты сказал, сколько тебя ждать? Пять. Десять лет... Или вообще не ждать... Мне Гриша сказал, что у тебя в каждом порту есть такая, как я. Очень удобно. Пришел, отметился, ушел.
 - Я только тебя люблю.
 - Мне твоя виртуальная любовь не нужна. Я женщина и хочу простого женского счастья.
 Она замолчала.
 - Я не виноват, что у меня такая профессия.
 - Профессия тут не при чем.
 Он подвинулся к ней и снова положил руку на ее плечо.
 - Милая, прости меня.
 Она посмотрела на него грустными, заплаканными глазами. Он стал их целовать. Мокрые от слез глаза, щеки, лицо. Она повернулась к нему, прижалась всем телом, стала гладить его волосы.
 - Потерпи еще немного,- прошептал он,- я сделаю последний рейс и вернусь к тебе навсегда.
 - Хорошо,- ответила она,- я буду ждать.

 Но не удалось Антону выполнить обещание ни через полгода, ни через год. Они попали во фрахт и должны были отрабатывать из рейса в рейс его обязательства. Он регулярно присылал Татьяне полные жаркой любви телеграммы и получал в ответ теплые признания. "Не волнуйся, буду ждать тебя всегда."
 
       Она развелась с Гришей, поступила на курсы секретарей- референтов. Когда курсы закончились, ее, как самую способную пригласили работать в солидную фирму.
 - Чего нам не хватало, так это красивого и умного референта! - Макс поднялся ей навстречу и протянул руку.
 - Может быть рано делать выводы,- скромно заметила Таня.
 - Меня интуиция еще не подводила. Присаживайтесь.
 И она постепенно стала входить в работу. Приходилось осваивать бухгалтерию, логистику, банковское дело, Приходила домой поздно, уставшая. Макс частенько приглашал ее на презентации, на выставки, на деловые встречи. Мероприятия заканчивались фуршетом или рестораном. И по законам жанра, деловая часть в ресторане переходила в легкий флирт и, в зависимости от количества выпитого алкоголя, флирт становился неуправляемым натиском. После первой же попытки Таня твердо сказала "Нет! Я замужем!"

 Надо отдать должное Максу, он никогда не напивался и не терял голову. Он понял, что его референт твердый орешек. И чтобы его расколоть, потребуется немало усилий и времени. К тому же, он знал, что ее пассия Антон, друг детства, и не стоит разрушать то святое, что оставалось еще в его душе ради сюиминутного, одномоментного удовлетворения мужской похоти.
 
 Когда Татьяна стала более-менее грамотно разбираться в кухне своей фирмы, она поняла, что не все гладко и чисто.
Почти за каждой сделкой можно найти нарушения. Потом она поняла, что любой бизнес строится в том числе и на компромиссах, на устных договоренностях. Но когда к ним перешла часть акций судоходной компании, она стала тщательно следить за сделками, за передвижением грузов, за техническим состоянием судов, амортизацией оборудования и т. д. И однажды попросилась на доклад к шефу.

 - Максим Соломонович, вот эти два балкера, "Полярник" и "Сириус" работают третий год во фрахте без подмены экипажа. Кроме того, у них истек срок очередного профилактического ремонта.
 Макс долго изучал документы.
 - Что ты предлагаешь?
 - Через неделю выходит из ремонта "Дельфин". Пошлем его на подмену "Полярника". Убьем двух зайцев сразу. И балкер встанет на ремонт и команда пойдет на отдых. Потом мы получаем в лизинг новенький балкер и пошлем его
на подмену "Сириусу".
 Макс молчал.
 - Если мы это не проделаем, нам грозят штрафные санкции... за то, что не поставили во- время суда на профилактику.
 - А ты подсчитывала убыток от этих самых ... манипуляций, которые ты предлагаешь.
 - Я подсчитала неустойку, которая нам грозит. Кроме этого, вдруг что случится, не дай Бог, мы теряем страховку.
 - А кто у нас капитаном на "Полярнике"?
 - Стрелец.
 - Вот! - Макс громко хлопнул в ладоши,- так бы сразу и сказала, "хочу мужа". Ладно. Оставь бумаги. Я должен посоветоваться со спецами из пароходства.

 Она повернулась, чтобы выйти из кабинета.
 - Татьяна Степановна, вы свободны в субботу? Вечером. - услышала она уже за спиной.
 - Да,- повернулась она к шефу.
 - Разрешите Вас пригласить в театр,- он замолчал. - Билеты пропадают.
 - А жена? - спросила она.
 - Жена законная валяется в грязи... на Мертвом море.

 Может быть, очарование от представления, может быть, распустившаяся сирень или лучик заходящего солнца, скользнувший по мокрой от майского дождя мостовой. Или все это вместе подействовало на Таню. Она впервые за два года почувствовала необыкновенно приподнятое, романтическое настроение. Но, самое главное, все-таки, от того, что скоро Антон получит подмену и они, наконец-то, встретятся.

 Охранник подошел, чтобы открыть дверцу кабриолета, но Макс оттеснил его, услужливо распахнул дверь перед Таней, помог ей забраться на заднее сиденье и сел рядом.
 - Максим Соломонович,- негромко сказала Таня, вы рискуете ездить в таких открытых машинах.
 - Кто не рискует...- улыбаясь начал он.
 - Знаю, знаю... тот здоровенький помрет. И все-таки, ведь почти каждый день приходят "страшилки" на ваш адрес. И по телефону, и по факсу, и по интернету.
 - Давайте, Татьяна Степановна, заменим рабочую тему на соответствующую нашему настроению. Какое, например. в этот чудесный майский вечер у Вас настроение?
 - Чудесное. Майское.
 И они понеслись, рассекая ветер, по приморским бульварам, по красивым набережным, по утопающим в зелени пригородам. И очутились перед его загородной виллой. Она молча согласилась осмотреть сказочный домик. И они провели остаток белой романтической ночи в его роскошной спальне.

 Она недолго каялась. Все произошло само собой. Хорошее настроение, немножко влюбленности, немножко любопытства, немножко сексуального желания. Когда все это сходится, то разум отступает. В жизни каждой женщины хотя бы один раз наступает такой момент. Но она была твердо убеждена, что второго раза не будет. А за один раз Бог ее простит.

 Совсем не так рассуждал Макс. Наконец - то, у меня появилась любовница, соответствующая моему статусу. А то все завидуют, у всех слюни текут, когда я появляюсь с ней где-нибудь. "Бизнес-леди, Бизнес-леди". Бизнес,- это верно. Но не моя леди.
 А теперь моя!

 Татьяна зашла в кабинет Макса с ежедневным докладом. Макс поставил ей стул рядом со своим креслом, но она отодвинула стул на прежнее место.
 - Татьяна Степановна, мебель в своем кабинете расставляю я.
 - Не волнуйтесь, Максим Соломонович ! Я не собираюсь отнимать у Вас это право. Для дела так лучше будет.
 - Но мне же отсюда ничего не видно в ваших бумагах!
 - А раньше видели. Вам надо сходить к глазному. Со зрением шутить нельзя.
 - Ладно, что там у нас сегодня.
 Татьяна стала вводить шефа в курс дела. Некоторые бумаги он подписывал не глядя, некоторые долго изучал.
 - А это что такое?
 - Это заказ в Авиакомпанию "ФиннЭйр" на чартерный рейс. Для подмены экипажа.
 - Не понял.
 - Что вам непонятно? - ей пришлось встать и подойти к креслу шефа.
 Он поймал ее руку, обнял ее своими горячими ладонями и посмотрел ей в глаза. Она попыталась вырвать руку.
 - Таня,- прошептал он, но ее глаза молчали. - Разве тебе было плохо со мной.
 - Вы про что? - спросила она.
 - Я про то, что для меня это был незабываемый вечер. Ты подарила мне сказочное наслаждение, ты снишься мне во сне и наяву. Я не могу ни на чем сосредоточиться, потому что твои глаза постоянно передо мной...
 - Остыньте, Максим Соломонович. У нас много дел.
 От волнения он перескакивал с "ты" на "вы".
 - Впервые в жизни мне "до лампочки" мои дела. Вы разбили мое сердце,Таня,- он встал на колени,- я готов целовать вашу тень, быть вашим отражением, вашим мизинцем, вашей нежной музыкой. Давайте проведем вместе уикэнд. У меня есть замечательное место. Уютный кемпинг на берегу моря. Вы не пожалеете.
 - Встаньте, Максим,- негромко, но твердо произнесла она,- не скрою, мне хорошо было с вами. Спасибо, вечер был, действительно, чудесный. Но это была минутная женская слабость,- она помолчала немного,- и потом, я замужем.
 - Не будьте ханжой. Вы не замужем, я знаю. Вы развелись и теперь ждете своего Антона, который вас водит за нос. Я его знаю. Мы с ним дружили в детстве. Он мастер на такие дела.
 - Не смейте так говорить! - она вырвала руку. Дурацкий комок подкатил к горлу, она переменилась в лице, на глаза навернулись слезы,- я люблю его... И он меня,- и она выскочила из кабинета.

 Встречающие разбрелись по вестибюлю. Поглядывали каждую минуту на мерцающее табло и прислушивались к голосу диспетчера. Татьяна от волнения все время поправляла цветы или поворачивалась к зеркалу. "Какой ужас на голове!" И расческу забыла. Ей не раз приходилось встречать различные делегации, но такое волнение она испытывала впервые. Сердце мечется в груди как загнанный мышонок. Наконец, объявили, что самолет приземлился.

 - Представляешь, мы думали, что нам еще как минимум полгода бороздить моря. А тут руководство на берегу сменили и начали порядок наводить. Всю документацию подняли. Хватит, говорят, на износ работать. Пора дать людям отдохнуть и коробку подремонтировать... Как ты тут? Скучала без меня?
 - Очень!
 Они ехали, обнявшись, в такси. Она не сводила с него влюбленных глаз и не верила своему счастью.
 - Ну все! Отдохну с месячишко и буду искать работу на берегу. В портофлоте или в каботажке. И заживем с тобой нормальной жизнью.
 - Что ты имеешь в виду?- спросила она, поглаживая его волосы.
 - Дом построим, детей нарожаем.
 - А еще?
 Он задумался.
 - Я что-то пропустил?
 - А жениться на мне ты не собираешься?
 - Ну это мы можем прямо сейчас, не заезжая домой.
 - Я тоже увольняюсь, - сказала она,- Макс опасно балансирует по краю . Я вынуждена играть в его игру. Ему угрожают со всех сторон, а ему как с гуся вода. Я нашла место поспокойней. Так что завтра последний день отработаю. Ты меня встретишь?
 - Прилечу! На крыльях любви.

 Антон распахнул окно. Тополиный пух незваной стаей ворвался в комнату. Вдоль тратуаров купались в горячей пыли воробьи. Голуби забились от жары под скамейки в тень.Ласточки проносились над ними, почти касаясь крыльями земли, отчего те испуганно сбивались в кучу и недовольно ворчали. Солнце металось от тучки к тучке и выжимало из них влагу. Тучки постепенно увеличивались в размере. Природа требовала хорошего летнего дождя.
 Антон на секунду задумался. "Брать зонтик или не брать? Ладно, не сахарный, не растаю". Он вытащил из кармана пиджака носовой платок. Платок зацепился за что-то. На пол упала фарфоровая кукла. Антон поднял ее. Глаза у куклы закрыты. Антона охватило смутное беспокойство. Он стал крутить куколку, встряхивать, пытался приподнять ей веки. Но глаза не открывались.

 - Это нечестно, Татьяна Степановна, бросать меня в тяжелую минуту.
 - Разве у вас сейчас тяжелая минута. Жена приехала с курорта.
 - Вот это и есть тяжелая минута. Так хорошо было без нее... Я вас подброшу, а то сейчас дождь пойдет. Идите садитесь в машину. Я только документы возьму.
 Начиналась гроза. Она села на заднее сиденье. Крупные теплые капли через открытое окно залетали в салон. Она подняла стекло. Максима долго не было.

 Сначала вдали послышались раскаты грома. Почти сразу всед за этим полил дождь. Антон стал короткими перебежками, от укрытия к укрытию продвигаться вперед. Черные тучи легли на крыши домов. Стало темно. Молнии прорезали темноту ослепительными вспышками, потом разнокалиберный грохот, казалось, разнесет все дома и расколет землю. Небесный водопад затопил улицы бурлящими потоками.
 Беспокойство в душе Антона нарастало. Он периодически доставал из кармана фарфоровую куклу и, чуть не плача, просил ее "Открой глаза!". Но она не открывала.
 Антон не обращал внимания на грозу. Предчуствие беды гнало его вперед. Он бежал, не останавливаясь, по направлению к офису. Вот, уже осталось немного. За этим поворотом.
 Раздался очередной гром. Но на гром не похоже. Выстрел из пушки. Или взрыв. И молнии перед этим не было. Антон продолжал бежать. Потом повернул за угол. "Этого не может быть!"- закричала его душа. В двадцати метрах от него, обливаясь теплым дождем, пылали останки новенького автомобиля.