Поёт Иван Семёнович Козловский

Лера Сейгина
На звук его голоса я могла всё.
Могла даже - знаете, в детстве - в любой момент проснуться! В остро-необходимых случаях родители заранее ставили Козловского, других средств уже и не_искали)).


- - -
Пишу в середине декабря 2007 года. Исполняется уже четыре года, как ушёл из жизни этот замечательный певец.

Точнее, артист-певец. По всем рассказам, откликам и по моим собственным впечатлениям, Иван Семёнович Козловский был больше, чем вокалист. Его драматический актёрский талант стоял наравне с певческим.

Плюс ещё - балетная выразительность пластики и соответствующая физическая подготовленность. (И откуда?! вырос ведь в селе, в своей украинской, всю жизнь потом заботливо опекаемой Марьяновке!)
...В финальной картине «Фауста» - знаменитой «Вальпургиевой ночи», где у его героя нет ни одной вокальной реплики, Козловскому доставался особенный гром аплодисментов, наряду с партнершей - балериной, народной артисткой СССР Наталией Дудинской - Вакханкой. Дудинская вспоминала, что Козловский был единственный Фауст, который танцевал именно балетную партию. И восхищалась, в частности, каким он оказался партнёром, как выполнял поддержки. Поддерживать не кого-нибудь, а балетную вакханку в неистовстве - да-а-а!.. :)

Об исключительной драматической выразительности дуэтов Козловского и Надежды Андреевны Обуховой тоже ходили рассказы, потрясающие, как легенда. Ладно, ещё, Владимир Игоревич и Кончаковна из «Князя Игоря», это всё-таки в большом оперном спектакле. Впечатление, возможно, усиливается от костюмов, декораций, от длительного развития действия. Но - летуче-краткий концертный дуэт «Ночи безумные», исполнявшийся без грима и почти без движения - две фигуры у рояля, обращённые друг к другу!.. по рассказам мамы, на глазах зрителей проходила целая жизнь. Поражала и насыщенность сюжета, перипетии человеческих переживаний, и слаженность творческого ансамбля.

По грамзаписи* - у меня впечатление, что там вообще поёт один человек, одна душа, а не двое.

Поёт про бесценное - про неделимость Счастья.
Или Не-Счастья.

...Эх, в жизни ведь есть и то, и другое. По большому счёту, важно, что оно ПОЁТ. А не_скрипит-кряхтит-придирается... :)


- - -
Мне посчастливилось и в реальности, считанные разы, но всё-таки слышать и видеть артиста. Даже на самой сцене Большого театра. Это на особых (вне обычного репертуара) спектаклях, которыми праздновались юбилеи Козловского. И хотя Иван Семёнович был уже пожилой, но...

...
Его Юродивый нашёптывал мне точно в ухо - слышала смыкания и размыкания губ... небесно-детская мудрость глаголила прямо в сердце... а сидела я на самой верхотуре галёрки пребольшого Большого театра... Поразительно, как даже сам характер вокала выражал суть образа, вот эту кротко-бескомпромиссную правду, которая дойдёт до любого, беря все расстояния и преграды. Так «просто», словно все друг с другом рядом и преград не_существует.

...
Его Лоэнгрин являл сверкающую законченность и цельность воплотившегося идеала, в гармонии вокала и пластики - чистых, протяжённых, самодостаточных, как бы парящих в воздухе. Серебристый воздушный рыцарь, почти надчеловек, светоч долга и самообладания, сквозь всю невысказываемую боль души.

...
Его Пётр из «Наталки-Полтавки» был очень непосредственный украинский хлопец. Труженик, вернувшийся из долгого хождения на заработки. В нём чувствовался хотя и аристократизм (куда «выбросишь» аристократизм из Козловского!)), но - в работягах, умельцах это ведь и вправду бывает, гармония подлинности, в высшем проявлении - аристократизм... Ему так ладно шла жёлтая крестьянская шляпа и вытерто-синие шаровары, оно всё было - «его»!... И он так естественно, от души вскинул Наталку высоко на вытянутых руках вверх и подставил плечо под её присогнутые ножки в красных сапожках... - взрыв чувств от долгожданной встречи!.. Праздник всамделишный, не_декоративно-«оперный».

...Пел без микрофонов, простите, исключительно БЕЗ микрофонов!


---
И классическая, строгая элегантность в имидже камерного певца - чёрный фрак, бабочка... - Иван Семёнович в концертах!
Ах, он сам был как оргАн Большого Зала Консерватории!...

И, если не_ошибаюсь, это «по Козловскому» учились, как носить фрак?..

( - Да, по Козловскому и Кторову.)

- - -
На первом из концертов, на который мне удалось попасть: осмелилась пройти за кулисы и практически дико лепетала про восхищение искусством. Король проявил поистине королевскую выдержку и вежливость, давая мне автограф!
А вот я бы на его месте не_вынесла бы такого бреда.
Как он прав, что всегда изо всех сил старался скрыться от поклонниц))

(Нет, но шарфов и пуговиц со своих кумиров я не_отрывала и не_отрываю. Пусть этим отличаются другие)).

...Существовали несметные толпы «козловисток». Моя знакомая Марина в ранней юности случайно попала на улице между двумя надвигающимися «стенками» - «козловисток» и «лемешисток». В грянувшем бою Марине намяли бока с обеих сторон, и очень сильно! еле выбралась.


- - -
Только лишь на самых последних концертных выступлениях Козловского стало немного заметно (мне, т.е. простому слушателю), как виртуозно Иван Семёнович собственно поёт. Выводит мелодию, дышит, управляет своим певческим «аппаратом». Разнообразное, хваткое, изощрённое техническое мастерство тогда стало выходить (для меня) на видный план в пении Козловского - заметностью мастерства компенсировалось некоторое возрастное умаление природных качеств голоса. И вот, мои «открытия» на последних выступлениях Козловского заключались в удивлении - оказывается, сколько умений нужно человеку, чтобы так хорошо петь!.. :) Потому что прежде - до тех пор пока природные данные артиста были в полной силе - и уж сколько записей его и сколько раз переслушала! - техническая сторона вокального мастерства Козловского не_ощущалась мною вовсе. Казалось, что голос просто сам летает! Настолько этот артист погружал в музыку, во власть художественного образа. И, к тому же, настолько сам он был скромен как создатель, артист. Он исповедовал нашу, русскую вокально-сценическую школу.


А если принять во внимание, что этот «самый последний период» выступлений относится к возрасту, когда Козловскому было плюс-минус 90 лет (д-е-в-я-н-о-с-т-о--л-е-т), то... остаётся только склониться в безграничном восхищении. :) И послушать Его Музыку.


- - -
В Сети нашла в цифровом формате арию Ленского (выложила в свой блог). Дата записи неизвестна.

К ней бы добавить канон из «Евгения Онегина», дуэты с Надеждой Андреевной Обуховой*, русские песни, «Канцонетту Альмавивы», дуэт из третьего действия «Травиаты»** ... и ещё, и ещё... :)

Храню немало грампластинок, из конца 1940-х годов - как раз наивысшего расцвета творчества Ивана Семёновича. Мечтаю, что когда-нибудь удастся сделать с них цифровую запись.


- - -
А о том, какой это был человек, очень нравится мне, как сказал фаготист, работавший в alma mater Ивана Семёновича Козловского - Полтавском оперном театре. (Цитирую из очерка жизни и творчества И.С. Козловского - http://teatr-teatr.ru/index.php?artcat=3&see=246).
- «Козловский из тех людей, которые думают не_о том, что они могут взять, а о том, что они могут дать!»


16 декабря 2007 г., Москва


- - -

На одном из давних сайтов описание: "лирический тенор с примесью альтино, сталинский протеже".

- - -
30.10.2016 Бесконечное спасибо Яндекс.Музыке.

* https://music.yandex.ru/album/3435853/track/28696284 "Ночи безумные" с Надеждой Андреевной Обуховой

** (это, правда, из четвёртого действия. Из третьего не нашла) https://music.yandex.ru/album/3420224/track/28590340 два фрагмента из "Травиаты" с Елизаветой Степановной Шумской и Павлом Герасимовичем Лисицианом
...


30.10.2016
http://maxpark.com/community/5920/content/3331474
Иван Семёнович Козловский вспоминает о ночных домашних репетициях с Надеждой Андреевной Обуховой и Матвеем Сахаровым:
"О певице рассказывал ее близкий друг Иван Козловский: «Говорить об Обуховой - значит касаться чего-то бесконечно дорогого для каждого человека, любящего вокальное искусство. Была в ее пении та необыкновенная притягательная сила, та сердечность, которые и словами-то выразить невозможно. Я вспоминаю Надежду Андреевну в партии Кармен - мне посчастливилось быть ее партнером во время домашних репетиций. Дома во время нашей совместной работы она демонстрировала удивительную гибкость, танцевала, словом, делала все, что как будто необходимо в этой роли. Но на сцене подобные приспособления ей были не нужны. Она не вытанцовывала хабанеру, ее плечи не содрогались под аккомпанемент кастаньет, но спето все было так, что для меня до сих пор вне всяких сравнений. Так что дело тут не в талии и не в танцах. Существует убедительный язык музыки, и этим языком Надежда Андреевна владела в совершенстве, передавая всю глубину любви и трагедии Кармен. Обухова была неутомима и увлекала всякого, кто начинал с ней работать. Вопреки всем правилам Надежда Андреевна частенько принималась петь в час ночи. Я, как и многие люди, люблю тишину, но, когда начинал звучать голос Обуховой, всегда невольно охватывало волнение. И вот нередко случалось так: в гостях у Надежды Андреевны Матвей Иванович Сахаров - замечательный пианист, ее постоянный концертмейстер. Начинается музицирование. Я за стенкой, все слышу - не утерпится, шагаю к ним. И вот тут происходило некое таинство, когда от соприкосновения с незаурядным талантом словно вырастаешь сам, становишься духовно богаче. Это были незабываемые вечера. В один из таких вечеров у нас родился концертный номер: в дуэте мы пели «Ночи безумные...»."