1962 г. Поездка в Челябинск

Вадим Качала
Приезд прошлой осенью родственников из Челябинска завершился приглашением приехать к ним. И вот после окончания 8-го класса родители разрешили мне поехать самостоятельно в Челябинск с пересадкой в Москве.

Кроме поездки в Челябинск у меня была и другая цель. Я договорился о встрече с девочкой Инной из Новосибирска, с которой переписывался три года. Она должна была гостить в начале июля у родственников в Москве, что окончательно определило сроки моей поездки.
Мне 15 лет. Это первая самостоятельная поездка, первая поездка в Москву, первая поездка за пределы Украины. Я купил путеводитель по Москве и подробно его изучил. Прочитал и другую литературу, которую нашел в библиотеке нашего санатория. План Москвы хорошо уложился у меня в голове, и я был готов к самостоятельным путешествиям по ней.
Поезд Евпатория–Москва, на Курском вокзале меня встречает Валя Андрианова, которая снимала у нас в Евпатории жилье, пока ее мама лечила свой радикулит в санатории «Прибой». После обеда мы с Валей поехали на Казанский вокзал компостировать билет до Челябинска.

На следующий день я «шагаю по Москве»! Моя любовь к картам и схемам сослужила хорошую службу: я свободно ориентировался в чужом городе. Мне нужно было быть в 10 часов утра у ворот парка культуры и отдыха им. Горького, где была назначена встреча с Инной.
Она пришла с небольшим опозданием. Это была встреча уже повзрослевших детей. Три года назад мы были совсем детьми, а тут… я уже год как начал бриться. Она тоже была уже не та нескладная девочка с косичками, а начинающая формироваться девушка.
Я закурил. Честно говоря, не могу сейчас сказать, что это было: то ли желание показать свою взрослость, то ли уже по инерции (последние два года мы часто курили с ребятами, курил я и в поезде). На ее удивленный вопрос о курении, я сказал, что после возвращения из Челябинска обязательно брошу (что в последствии и сделал).

Мы пошли гулять по парку, деталей я не помню, но врезалось в память название фильма, который мы пошли смотреть: «Приведения замка Шпессарт». Фильм был не очень интересен и практически не запомнился. Глупо, конечно, приехать первый раз в Москву, встретиться с девочкой, которую не видел три года, и пойти на какой-то дурацкий фильм. Это сейчас, через 45 лет кажется глупо, а тогда… было как-то естественно… пойти в кино. Безусловно, следовало бы пойти смотреть этот огромный город, а мы ограничились парком, да еще «пропили» время в кино. Еще помню, что мы поели сосиски с капустой, что было довольно вкусно. Прощались мы, прячась от проливного дождя под козырьком кинотеатра у метро «Октябрьская» (сейчас там уже нет кинотеатра, но я его видел недавно в повторном показе фильма «Москва слезам не верит», где главная героиня на ступеньках сталкивается со Смоктуновским).

В Москве меня интересовали магазины радиодеталей и модные тогда магазины синтетики (в эти годы был бум химизации: людей привлекали пластмассовые вещи, синтетическая одежда). Купить я ничего не купил – у меня было всего 80 рублей (это на обратную дорогу и текущие расходы). Единственное, что я купил в Москве, так это сигареты разных марок. Я купил по пачке сигарет «Друг» (с изображением овчарки), «Пчелка» (ароматизированные, трижды обеспыленные) и каких-то других. Часть из этих сигарет после возвращения в Евпаторию я подарил отцу.

Через день я уезжал в Челябинск. Мы с Валей не очень грамотно рассчитали время, и пришли к поезду за 4 минуты до отправления. Для меня было непривычно, что из вокзала мы вышли к последним вагонам поезда. Весь мой предыдущий опыт посещения вокзалов в Евпатории, Симферополе, Харькове, а также других вокзалов по всему маршруту от Евпатории до Москвы, показывал, что из вокзала мы попадаем к середине состава. А тут остается 4 минуты до отправления, а мой вагон у головы поезда. Пришлось почти бежать, но успели: сел я без проблем.

Ехать до Челябинска более суток, запаса еды у меня большого не было, и я засобирался в вагон-ресторан. До этого я разговорился с девушкой, сидящей напротив. Она была третьекурсницей какого-то московского вуза, а я разыграл «легенду». Я рассказывал о том, что учусь в МГУ, окончил первый курс мехмата. Рассказал, как я поступал, какие сдавал экзамены, называл вопросы на экзамене. Мой рассказ был так убедителен, что девушка ни капли не усомнилась в моей «легенде». В завершение я пригласил ее в ресторан (вагон-ресторан!), где заказал обед и… крепленое вино «Лидия».
Итак, в 15 лет первый раз жизни пригласил девушку лет на 5 старше себя в ресторан!
В последствии родственники встретили случайно эту девушку в городе и рассказали о моем истинном возрасте, чем ее очень удивили.

В Челябинске меня встречают родственники, везут к себе домой. Я первый раз в Челябинске, первый раз вижу своих двоюродных дедушку и бабушку, высланных как середняков в тридцатые годы из Одесской области на Урал. Жили они втроем (дедушка, бабушка и тетушка Оля) в комнате в деревянном бараке. Их сыновья Женя и Стасик уже жили отдельно.
Я прожил в Челябинске целый месяц. Дедушка с бабушкой купили для меня килограмма два вафель. Я с удивлением взирал на кулек с вафлями – я никогда не имел дома столько вафель сразу!

Я много поездил на велосипеде по окрестностям, в основном по лесу. Езда по лесным кочковатым тропинкам привело к поломке педали велосипеда: она просто обломилась.
Дедушка, увидев, что я уверенно катаюсь на велосипеде (у меня никогда не было своего велосипеда, но часто летом брал велосипед на прокат, также одноклассники регулярно давали мне покататься), предложил поучить меня езде на мотоцикле. Дедушка был водителем с большим стажем – возил начальники милиции Челябинска, но машины своей не имел. У него был мощный мотоцикл с коляской «Урал» – самый мощный мотоцикл СССР – мечта многих жителей сельской местности. Мы поехали в лес, Дедушка объяснив основы вождения, посадил меня за руль мотоцикла, а сам сел на заднее сидение. Освоился я быстро, но у меня в голове сидело неверное, непонятно откуда сформировавшееся представление, что для увеличения газа (скорости) необходимо ручку мотоцикла крутить от себя, а для торможения – наоборот. В результате я чуть не покалечил дедушку. Мы ездили не по дороге, а просто по лесу. Один раз я поздно заметил, что коляска мотоцикла движется прямо на дерево, и резко «затормозил», крутанув ручку газа на себя… Дедушка от удара вылетел из седла мотоцикла. Другой раз елочка полутораметровой высоты проскочила между мотоциклом и коляской.

Помню, как мы ходили купаться и загорать. Здесь я впервые в жизни спасал утопающего: рядом со мной купался парень лет 12 и вдруг начал тонуть. Глубина была небольшая, и мне не составило большого труда подтащить парня к берегу.
Путешествуя по магазинам Челябинска, я увидел в продаже первый в СССР портативный радиоприемник «Турист», который стоил 36 рублей. Прикинув предстоящие возможные расходы, в частности, на обратный билет, я понял, что могу его купить. Это был уникальный ламповый радиоприемник, который имел смешанное питание. Сетевое – через приставку, на которую он ставился, и батарейное – две круглые, привычные и сегодня батарейки по 1,5 вольта и батарея на 80 вольт, покупать которую для меня было всегда большой проблемой (иногда приходилось за ней ездить в Симферополь). Этот приемник в Евпатории я использовал при вечерних прогулках к морю (впоследствии так будут ходить с магнитофонами), а отец слушал на нем «голоса» – сквозь шум «глушилок» он слушал «Голос Америки», «Свобода», «Немецкая волна», «Би-би-си» и другие. Позже его сменил рижский радиоприемник «VEF».

О походе в гости к старшему дяде, Жене, за радиодеталями я описал в главе «1958 г. Радиолюбительство. Несуны» http://proza.ru/2007/10/06/407.

Младший дядя Стасик был большим любителем рыбалки. Он несколько раз привозил по ведру крупной рыбы. Однажды он пригласил меня поехать с ним порыбачить. На электричке мы отъехали от Челябинска километров на 30–40 и далее пошли пешком. Добрались до воды к вечеру. Было пасмурно и очень много комаров, которые лезли во все щели одежды. Мы были без палатки и спальников, поэтому легли спать просто в кусты. Ноги пришлось сунуть в рюкзаки, поскольку от комаров спасенья не было. Спали плохо: было не очень мягко, да и комары… Утром заспанные попытались ловить рыбу. Было пасмурно, шел мелкий дождик, рыба не ловилась. Вернулись ни с чем.

Однажды тетушка Оля предложила пойти в поход. Собрались мы вчетвером: мы с Олей, ее парень (в будущем муж) и девушка со странным именем Мунира. Она была худенькой и стройной, из строгой татарской семьи. Ей было 16 лет. Оля приложила немало усилий для того, чтобы уговорить ее родителей отпустить Муниру с нами.
И вот пятничным вечером мы едем в переполненной электричке. Едем в тамбуре почти на ступеньках. Те электрички не имели автоматических дверей, поэтому можно было ехать с открытыми дверьми. Часа через полтора сошли на какой-то станции, и пошли к автобусной останове. Подошедший автобус брали штурмом, через окна передавали вещи, а некоторые лезли и сами. Наконец кое-как втиснулись и поехали, но по дороге автобус остановил пост милиции, который выгнал половину пассажиров, в том числе и нас. Мы пешком пошли в обратном направлении, долго блуждали вокруг какого-озера пока не нашли уютное местечко на берегу.

Мы искупались в очень теплой вводе озера, разожгли костер, поели. Оля с парнем «растаяли» в темноте, а мы с Мунирой остались у костра. Я ей рассказал другую «легенду»: мне 18 лет, я учусь в школе в 10 классе, один год пропустил из-за болезни. Она всему поверила. Мы сидели одни рядом у костра довольно долго. Я ей, безусловно, понравился, и она ждала от меня чего-то, каких-то действий. Зажатая строгими родителями, не имея возможности свободно общаться с парнями, томимая зарождающимися желаниями, он готова была раскрыться… Но я был еще «зелен» в свои как бы 18 лет – больше, действительно, соответствовал реальным 15-ти. Я попытался ее обнять (было прохладно), и она не сопротивлялась, но … это было максимально, на что я решился (к большему я не был готов). Когда я уехал из Челябинска, Мунира очень тосковала по мне, и даже раскрытие тайны моего истинного возраста, не повлияло на это.

Утром мы проснулись и обнаружили отсутствие игральных карт, крема от комаров и моих плетеных туфель. Огорчились не очень – могло быть и хуже. Вся горечь от потерь обрушилась на меня: мне пришлось босиком добираться до электрички, потом в ней босиком ехать, а в конце, ехать через весь город босиком в трамвае.

Уезжал я поздно вечером проходящим поездом Свердловск–Симферополь. Мой вагон был нулевым, но, когда пришел поезд, моего вагона в составе не было. Я начал волноваться, еще не зная, что на крупных станциях к проходящим поездам подцепляют дополнительные вагоны. Наконец маневровый паровоз подцепил мой вагон, и я поехал.

У меня было не самое лучшее место – верхнее боковое у купе проводников. Ехать предстояло трое суток по южным районам в конце июля. К обеду следующего дня в вагоне стало жарко и душно, и я выбрался в тамбур. Там собралась небольшая компания. Мы открыли настежь входные двери и так ехали всю дорогу. В других вагонах пытались последовать нашему примеру, но их проводники пресекали эти попытки. Мы подружились, много говорили, я опять рассказал свою «легенду».

Подъехали к керченскому проливу (паромное железнодорожное сообщение прервалось в 1984 г.). Наш поезд «разорвали» на две части: одну часть затащили на паром, предварительно «разорвав» еще раз на две части, а наша половина осталась стоять в чистом поле на берегу Азовского моря. Пассажиры высыпали из вагонов и пошли купаться в море, где я заодно постирал свою рубашку. Где-то через час дошла очередь и до нашей половинки состава. На паром загнали наши вагоны, из которых мы выбрались на верхнюю палубу. Плыли около получаса. На керченском берегу вдоль состава размещались длинные дощатые прилавки, на которых продавалась рыба. Я купил быков горячего копчения и помидоры – это нечто неописуемое вкусное!

Остался последний отрезок путешествия, уже по крымской земле. Я рассказал своим попутчикам о своем истинном возрасте, но никто этому не поверил. Один сказал, что у меня брода жестче, чем у него – взрослого мужчины. Ну, что ж пусть остаются со своим заблуждением.

Вот мы и мы в Симферополе, где меня встречал отец. Я набрал в Челябинске у дяди Жени много радиодеталей и инструментов, из-за чего пришлось давать телеграмму отцу, чтобы помог мне довести вся это добро до Евпатории.

Так завершилось мое первое самостоятельное путешествие.