Глава 6. Бог или истина

Борис Попов
…нет ничего прекраснее, глубже,
       симпатичнее, разумнее, мужественнее и
       совершеннее Христа, и не только нет, но
       с ревнивой любовью говорю себе, что и не
       может быть. Мало того, если б кто мне
       доказал, что Христос вне истины, и
       действительно было бы, что истина вне
       Христа, то мне лучше хотелось бы
       оставаться со Христом, нежели с истиной.
       ------------------------------------Ф.М. Достоевский

       Никого не должно предпочитать истине.
       -----------------------------------Сократ

Вечером, как обычно, студенты-первокурсники исторического факультета Московского университета собрались в одной из комнат студенческого общежития и стали беседовать на разные темы. Кто-то вспоминал прошедшие лекции, кто-то сообщал о новостях, полученных из дома, а кто-то просто мечтал о будущем.

– Да, ребята! – сказал один из них, а это был наш старый знакомый, Владимир, превратившийся теперь в полноправного студента лучшего ВУЗа страны, – Тот самый Сократ именно так и говорил, не иначе. Поэтому истина может быть предпочтительнее не только, например, мнения венценосного короля или богоподобного императора, велеречивого генсека или красноречивого президента, но даже самого всевышнего Бога. Понимаете, Бога! И если Сократ прав, а он, наверное, всегда прав, так как в своё время даже официально был признан у себя на родине «мудрейшим из людей», то Бог действительно беспомощен перед истиной. Он ничего не может с ней поделать. Истина превыше Бога! Такова её сила! Поэтому Бог при встрече с ней должен снять свою шляпу и поклониться ей. А если Бог – это Христос, а Христос – это Бог, то сам Христос может сегодня ещё раз снять свою шляпу перед истиной и поклониться ей низко в пояс.

– А разве можно так говорить о Христе?
– Кроме того, разве ты не читал высказывания Достоевского о Христе? По-моему, Бог – это и есть истина, а истина – это и есть Бог!
– Конечно, друзья, это всего лишь моя шутка, маленький подвох, приготовленный мною, конечно, не для Бога, Боже упаси, а для вас, но в каждой шутке или подвохе есть скрытый намёк.
– В чём же заключается твой сегодняшний намёк?
– А вот в чём! Не так давно, внимательно листая книгу древнего греческого историка Аппиана – был, оказывается, и такой – о трёх многолетних войнах Рима против царя Митридата Евпатора, я случайно наткнулся на упоминаемое в этой книге имя Христа: «Митридат это претерпел, но против Никомеда, сына Никомеда и внука Прусия, который получил от римлян царство Вифинию как отцовское наследство, он послал Сократа, брата самого Никомеда, – прозвище ему было «Христос»».

– Как? Христос!? Этого не может быть! Христос никогда не был царём! Ты что, не читал Библию?
– Ведь все знают вот уже две тысячи лет подряд, что Христос один и другого нет и быть не может!

– Но это, друзья, как ни странно, как ни удивительно, был совсем другой Христос. Это был самый первый Христос! Не тот, кого мы с вами давно знаем по Библии. Не тот, чьё изображение мы постоянно видим на иконах в православных храмах или у себя дома. Не тот, кому молятся миллионы и миллионы страждущих во многих странах мира. И совсем не тот, кого человеческая надежда и молва давно превратила из смертного человека во всемогущего Бога. Оказывается, когда-то, в очень давние времена Христом, да простит меня народ наш православный, христианский, называли ещё одного человека. Не легендарного, не мифического, а вполне реального, исторического.

– И что же это был за человек?

– О! Это был не рядовой человек. Этот человек хоть и недолго, но правил целой страной. Понимаете? Страной! Называлась она Вифинией. Получается, что некий человек с прозвищем Христос не только когда-то ещё просто жил на белом свете, но даже являлся правителем целой страны. И если посмотреть на всю предыдущую мировую историю человечества, то на нашей планете больше не было ни одной другой подобной страны, кроме этой самой загадочной Вифинии, где правил бы человек с прозвищем Христос. Также за всю предыдущую историю на нашей планете не было ни одного другого правителя, который носил бы подобное необычное прозвище. И вот однажды сошлись и первый Христос на царственном престоле, и первая Вифиния с правящим Христом! Разве это не удивительно? Разве это не достойно с нашей стороны хотя бы небольшого внимания к ним?

– А что же это была за страна такая – Вифиния?

– Сегодня она, конечно, мало кому знакома. Даже не каждый профессиональный историк может вспомнить её. То ли дело Египет, Индия, Китай, Рим или Греция. Их знают все ещё со школьной скамьи. А Вифиния? Уже несколько тысячелетий её нет на географических картах. Ни следа не осталось. Всё давно быльём поросло.

– Так может не надо о ней и вспоминать? На кой ляд она нам сегодня нужна?

– А зачем нам надо вспоминать и тех, кто в этой стране когда-то жил и правил? Ну, зачем, скажи, сегодня нам нужен ещё какой-то Христос, когда у нас давно уже есть другой, хорошо всем знакомый, свой?

– А Он не только хорошо знакомый, но ещё и очень для нас удобный! Что бы мы ни делали, а Он вроде бы всё молчит и молчит. Отвернувшись от Его изображения на иконах, кажется, что можно делать всё что захочешь, грешить направо и налево. Бояться же нечего. Так и жить спокойнее. Христос сам по себе, а мы сами по себе. Называемся только христианами, а если подумать, то какие мы христиане!

– А нужен ли нам какой-то иной Христос, беспокойный? Не известно, что выйдет после знакомства с подобным Христом. Нет! Уж лучше ничего не менять!

– Правду сказать, Владимир, что ты всё копаешься в древней истории? Брось заниматься малопонятным и ненужным далёким прошлым. Не лучше ли тебе, коли ты серьёзно увлекаешься историей, заняться чем-нибудь другим, более актуальным, и одновременно – более прибыльным, например, более солёненьким: амурными похождениями какой-нибудь близкой и вполне понятной нам Екатерины Первой или Второй или даже самого Бонапарта. За это, я уверен, тебе и заплатят больше. Смотри, как ведут себя вокруг некоторые современные историки. Аж диву даёшься их умению копаться в чужом белье! Так и бегают по улицам, размахивая бабскими трусами. Вот и бери с них пример, но только с умом!

– К тому же, можно ведь для красного словца придумать всё что угодно. Люди всему поверят, проглотят любую ложь, даже самую наглую. Да ещё и очень хорошие деньги заплатят за эту ложь. Представляешь, как, например, сегодня можно смачно живописать амурные похождения любой российской Екатерины! Может получиться роман или кинофильм даже похлеще «Эммануэля»!

– К сожалению, мы сталкиваемся с этим сплошь и рядом. Посмотрите, что, например, иногда за очень большие деньги показывают на теле- и киноэкранах или на театральных сценах! С давно почившими уважаемыми персонажами творят что хотят, не останавливаются ни перед чем. Пользуясь их беззащитностью, регулярно на их могилах устраивают шабаш, безумные пляски, безнаказанно выливают на них ушаты лжи, выставляют их в таком свете, что стыдно смотреть даже чужому человеку, а каково же близкому или даже дальнему родственнику?

– В этом я с тобой согласен. Это, безусловно, так, но что делать! Сегодня все живут по законам рынка, а рынок требует непременно свежатины. Вот и приходится кое-кому изощряться даже на могилах, устраивая на них сатанинские пляски.
– А мне, например, также очень стыдно и противно смотреть на перлы современного животного натурализма. Иногда даже хочется провалиться сквозь землю от стыда или закрыть глаза от отвращения, чтобы только не смотреть на экран или сцену, не быть свидетелем позора современного авангардного антиискусства.

– А кому-то это очень даже нравится, кто-то называет это теперь верхом совершенства, идеалом красоты, новым словом в искусстве ХХI века.
– Но мне кажется, что самой красоты в подобном творчестве давно уже и нет. Вместо неё нам подсовывают под нос её дурно пахнущий разложившийся труп, как труп известной всем вам акулы Дэмиана Херста. А всё потому, что в нашем исковерканном и разнузданном обществе сознание и мораль деградируют, добро и зло, прекрасное и безобразное, как это ни прискорбно, постоянно меняются местами.

– Это сегодняшняя жизнь! И тут уж никуда не денешься! Поэтому теперь наибольший успех скорее можно достичь именно там, где безобразное зло, а не там, где прекрасное добро. Посмотри, например, на последние рейтинги писателей или поэтов. Впереди тот, у кого нет чувства меры, кого ничто не останавливает, и он готов на всё ради достижения популярности.

– Не забудь, что за это теперь даже какую-нибудь особую иностранную премию или даже грант дадут. Поэтому дерзай, круши, ломай, топчи законы многовековой православной христианской морали, нравственности, красоты и создавай на груде их развалин совершенно новое альтернативное искусство!

– Не случайно как раз сегодня и идёт самое отчаянное соревнование между нашими же отечественными псевдо творцами, псевдо художниками, псевдо мастерами за выдачу на гора такого продукта, который окажется наиболее гадким, наиболее грязным, наиболее шокирующим. Кому это нужно? Простому человеку? Или всё же тем манипуляторам, которые прячутся за его спиной и у которых самые определённые планы на его счёт?

– Этих, как ты говоришь, манипуляторов теперь пруд пруди! Их уже не переплюнешь!
– Поэтому и становятся героями нынешних литературных произведений России не те, кто, например, помогли ей проложить дорогу в космос, а те, кто обворовывают её на каждом шагу, кто пытается утопить её в грязи. И эти подонки превратились теперь не только в литературных героев, но и в героев по жизни. На каждом углу их славословят и ставят нам в пример. Вот, как мол, надо жить. А иначе жить – даже преступно. Парадокс!

– Но ты ничего теперь не изменишь. Рынок – есть рынок. И побеждает сегодня тот, кто начисто отвергает какие-либо моральные законы и живёт только по законам рынка.

– Потому, наверное, и мать-Россия для кого-то превратилась сегодня в ту самую женщину, которую можно теперь без зазрения совести раздеть, ограбить, напоить и изнасиловать, а сверху потом ещё и нагадить. И по их мнению даже жалеть её при этом совсем не стоит!

– А чего её жалеть? Она сама заслужила к себе такого отношения. С другой стороны, и на наш век хватит её богатств, а что будет после нас, об этом и думать не стоит. Пусть об этом лучше думают наши дети и внуки.

– И всё-таки, ребята, он был, был другой Христос! Не выдуманный! Настоящий! А против истины ведь не попрёшь. Поэтому, может быть, всё-таки следует сегодня вам хотя бы немного познакомиться с этим моим Христом, а уж потом и забыть его навсегда? Если, конечно, удастся забыть? Ну, что, попробуем?

– Ну, ладно, давай, валяй!
– Мы согласны тебя послушать, только не затягивай, а то по телику скоро хоккей!
– Ну, что ж! Если вы согласны, то предлагаю сейчас же отправиться вместе со мной на моей волшебной машине времени из нашего скандального века в глубь давно прошедших таинственных веков!

И Владимир с одобрения окружавших его новых друзей начал свой сбивчивый рассказ:
 
– Страна Вифиния когда-то располагалась на северо-западе Малой Азии или нынешней Турции у берегов Мраморного и Чёрного морей как раз возле знаменитой Трои, к северу от неё. Именно в этой стране за тридевять земель от своей родины почему-то нашёл свой последний приют легендарный полководец Ганнибал, правитель могучего Карфагена, не раз наносивший тяжёлые поражения самому Риму, причём даже на его же территории, а потом проигравший несколько сражений и оказавшийся далеко в изгнании: вначале в Сирии, а потом в Вифинии.

– Может быть, в Вифинии жили его родичи?
– Это не исключено.
– А что ещё тебе известно о Вифинии?
– Именно Вифиния долгое время хранила ключи от цепей, закрывающих вход в пролив Босфор, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Если корабль, приближаясь, например, к цепям с севера или с юга, хотел пройти проливом в ту или в другую сторону, то должен был вначале уплатить пошлину в казну Вифинии. Иначе замки цепей никто ему не откроет. И хотя сама страна Вифиния была сравнительно небольшая, но её такое исключительно важное географическое расположение, конечно, же, привлекало к ней пристальное внимание тогдашнего могущественного Рима, стремившегося в своих захватнических планах продвигаться всё дальше и дальше на восток. Ведь, беря в руки бразды правления Вифинией, Рим, тем самым, открывал перед собой путь на этот желанный восток.

– Смотри, какой сметливый Рим, какой проницательный, целеустремлённый! Вот пример достойный для подражания в нынешнее время!

– Но подражания чему? Грубому насилию? Постоянной заряжённости на агрессию? Или изворотливой словесной эквилибристике, призванной служить для всяческого оправдания своих корыстных действий на территории чужих стран?

– Но тут уж ничего не попишешь. Цель оправдывает средства. Или мы их, или они нас!
– К сожалению, и сегодня ещё очень многие политики на Западе и Востоке хотят следовать по пути тогдашнего Рима, протягивая свои длинные щупальца то в одну, то в другую сторону, объявляя чужие земли, расположенные даже дальше чем за тридевять земель, зоной своих жизненно важных интересов.

– Рынок не имеет границ. Поэтому сегодня необходимо ломать устаревшие понятия о своих и чужих землях и делать бизнес всё более и более агрессивным, с далеко идущими целями!
– А как же интересы тех, кто живёт на этих удалённых или не очень удалённых землях? Их что не надо брать в расчёт? Их интересы побоку?
– Прежде всего надо ставить во главу угла свои собственные интересы, а потом уже интересы других народов.

– Но, как вы знаете, путь к однополому однобокому миру, в конце концов, привёл эгоистичный Рим к собственной гибели, как приводил раньше к такому же итогу заносчивого Александра Македонского, а позже – зарвавшегося Наполеона Французского или безумного Адольфа Германского.

– Зато их пример даже до сих пор очень привлекателен и заразителен. Какое блаженство – хотя бы на миг почувствовать себя властелином мира!
– А может быть, всё-таки не стоит забывать этот плачевный опыт истории будущему Сэму Американскому или Ивану Московскому?
– Конечно, не стоит! Просто будущему диктатору надо обязательно учесть ошибки прошлого, и тогда он сможет, наконец-то, покорить весь мир и сделать его однополярным!
– Если это и будет возможно, то только какому-нибудь новому Мао, а не Сэму с Иваном.

– Но давайте, ребята, всё же вернёмся обратно к Вифинии и её Христу. Историк Аппиан писал о том, что этот Христос был в своей стране самым последним независимым от Рима правителем, что он действовал вопреки Риму. В своей борьбе за независимость Христос был, конечно, не одинок. Он опирался на союз со своими соседями, и, в первую очередь, на союз с довольно хорошо известным тогда царём Понта персидского происхождения Митридатом Евпатором, который однажды уже тягался с Римом своими силами. С помощью союза с этим царём Христос сумел прийти к власти в родной стране и какое-то время находился на её престоле.

– Ребята! Но также, как он, пользуясь поддержкой соседей, много веков подряд поступали самые различные претенденты на престол! Вспомните, например, нашего Ярослава Мудрого, который приводил на Русь варягов, чтобы с их помощью свергнуть своего брата Святополка и захватить киевский престол, или Бориса Ельцына, который выиграл президентские выборы во второй раз благодаря американскому кредиту в несколько миллиардов долларов!

– Да, это так! Но самое удивительное было, конечно, не в этом, а в том, что этот вышеупомянутый Христос жил гораздо раньше того Христа, который носил имя Иисуса. На целых сто лет. Причём настоящее имя этого первого Христа было Сократ, а Христос – это только прозвище, но прозвище, данное ему окружающими его людьми.

– Почему же люди дали Сократу такое удивительное прозвище, да ещё до Иисуса Христа?
– Не после того – тогда бы было всё понятно – а до того!
– Почему они сохраняли память о Сократе именно под этим прозвищем? И ведь всё это они проделывали не за год, не за два, а задолго до рождества Христова!
– Вот именно, Владимир, почему?

– Эти и другие вопросы меня тоже сильно заинтересовали. Во мне проснулся новоявленный сыщик, детектив, стремящийся, словно английский Шерлок Холмс или русский майор Пронин, раскрыть тайну произошедших событий. Но если все знаменитые сыщики расследовали только что произошедшие события, в результате которых были совершены какие-то преступления, то мне нужно было распутать события давно минувших дней, и даже не дней, а веков и тысячелетий. Причём расследуемые мной события не обязательно преступные, наоборот, может быть даже благостные или чаще всего самые обычные, простые, заурядные. И я стал искать хоть какие-нибудь упоминания о более раннем Христе у других историков древности. Их ведь вон сколько было много! Всех даже не упомнишь. Может быть, кто-нибудь из них добавит что-то к скудным сведениям Аппиана?

– Неужели нашёл?
– Вскоре мне, действительно, удалось найти упоминания о Сократе Христе ещё у одного древнего историка – у Мемнона. Однако тот, к сожалению, тоже упоминал Христа лишь вскользь, повторяя краткие сведения Аппиана.

– Хотя два независимых историка, подтверждающих один и тот же факт, всегда лучше одного. Тем самым они доказывают, что твой Христос действительно существовал.

– Да, это, конечно, так! Но мне пришлось вновь и вновь продолжать свои поиски. Наконец, через некоторое время мне посчастливилось. Ура! Я нашёл целых тринадцать предложений о жизни Сократа Христа у Грания Лициниана, ещё одного историка древности. Правда, три из этих предложений неполные, так как отдельные слова в них пропущены. К сожалению, весь труд Грания сохранился очень плохо, некоторые слова и строки и даже отдельные страницы и главы в нём были повреждены временем, в том числе и те, в которых он описывал некоторые интересные факты из жизни Сократа Христа. Тем не менее, даже с помощью такой короткой информации Грания уже можно было хотя бы частично восстановить биографию Христа. И я, как заправский ученик Шерлока Холмса, считающий себя знакомым с его дедуктивным методом, принялся за её восстановление.

– Ну и как, удалось восстановить?
– Кое-что удалось. Поэтому я и решил именно сегодня поделиться с вами результатами своих поисков.
– Ну, давай, делись!

– Если верить Гранию, то Сократ Христос был сыном Никомеда Эвергета, прежнего правителя Вифинии, причём он был его внебрачным сыном.

– Внебрачный сын – это чаще всего сын, рождённый не по сложному закону престолонаследия, не по хитрому политическому расчёту, а сын, рождённый в результате самой обычной человеческой любви, а, может быть, даже не обычной, а пламенной любви. В данном случае по любви властителя, который совершенно забыл о делах и престоле, к прекрасной женщине.

– Хорошо это или плохо: любить прекрасную женщину и иметь от неё здоровых детей, забыв про политику, про законы власти?
– Конечно, хорошо!
– А самому родиться в результате чьей-то взаимной любви?

– Конечно, это намного лучше, чем родиться случайно, не по любви, а, например, по пьянке или в результате простого удовлетворения животной страсти. Я думаю, что любовь особенно ценна для человечества с точки зрения получения самого здорового жизнеспособного потомства. А вот без любви дети могут рождаться болезненными, хилыми, поэтому надо добиваться того, чтобы все дети рождались по любви.

– А если родиться по любви, но не по закону престолонаследия или супротив расчёта?
– Тут, Владимир, наверное, всё не так просто.

– Именно так! Поэтому продолжу. Сам Никомед Эвергет принадлежал к царственному роду Вифинии. Этот род, а, следовательно, и его представитель Христос, по отцовской линии вёл своё происхождение от какого-то древнего Пруса. А тот, если верить рукописи известного греческого географа Страбона, вместе со своим племенем прибыл в Вифинию неизвестно откуда, основал на Мисийском Олимпе город Прусу и воевал против известного своим богатством Креза, царя соседней Лидии, потомка самого Геракла. Больше об этом Прусе никаких других сведений не сохранилось. В конце концов, как пишет «отец истории» Геродот, Крезу – царю лидийцев удалось тогда подчинить себе все племена в округе. Напомню вам, что его подданные были родичами знаменитых этрусков. И если этруски, спасаясь от голода, уехали на север Италии, то их братья – подданные Пруса – остались вместе с лидийцами в Малой Азии. С их помощью Крез создал на северо-западе Малой Азии крупное по тем временам государство, способное какое-то время противостоять тогдашней агрессивной Персии. А Персия тогда, как вы должны помнить, тоже, как и все предыдущие крупные агрессоры, стремилась к установлению на Ближнем и Среднем Востоке и даже в Восточной Европе своего собственного эгоцентричного мира.

– Откуда же взялся упомянутый тобой Прус, к какому роду-племени он принадлежал?

– Вообще-то Прус – имя для Греции и Малой Азии необычное. Нигде больше, кроме Вифинии, оно в те времена не встречалось. Позднее его здесь в разные времена носили несколько правителей. А вот непосредственные предки первого Пруса, к сожалению, до сих пор никому неизвестны. Среди тех племён, которые жили на территории Вифинии и которые во времена Пруса были покорены царём Крезом, Геродот упоминал разные племена. Какое из них было племенем Пруса, точно неизвестно. Среди перечисленных Геродотом племён хотел бы обратить ваше внимание на племя халибов. Уже известный вам географ Страбон писал о том, что так в древности называлось племя тех халдеев, которые пришли на землю Вифинии из Северной Сирии, а именно: из города Халеба, нынешнего Алеппо. Не исключено, что Прус мог быть родом именно из этого древнего племени халдеев.

– Кстати, всем известно, что последним царём Страны Халдеев, то есть Урарту, перед появлением в ней персов был человек, носящий имя Руса. А вот какие имена носили его потомки, неизвестно. Куда они все подевались – тоже никто не знает!

– Но только имя Русы имеет сходство с именем Пруса. Кроме того, этот правитель халдеев жил примерно на одно поколение раньше Пруса и поэтому теоретически мог быть даже его отцом.
– Ребята, постойте! Рус – Прус! Имя Прус очень просто можно представить как П-Рус, то есть По Рус, После Руса! Так, может быть, Прус, действительно, был сыном Русы?
– Это пока только предположение!

– Наверное, было бы весьма заманчиво когда-нибудь с помощью археологических раскопок и анализа ДНК давно почивших людей всё же полностью раскрыть тайну происхождения Пруса, а, следовательно, и тайну происхождения Сократа Христа.

– Это особенно важно! Ведь не исключено, что самый первый в истории народов Прус всё же каким-то образом был связан с другим Прусом, с тем самым, который, согласно некоторым преданиям, через несколько веков уже во времена императора Августа появился на юге Балтийского моря и от которого настойчиво вели своё происхождение легендарный новгородский князь Рюрик и государи Московские.

– Если это подтвердится, то все они, что крайне удивительно, так или иначе должны будут вести свой род не только от самого древнего Пруса, но также и от Христа! Пусть и Сократа, но Христа! Понимаете? Неужели мы должны быть равнодушны к этому Христу?
– По-моему, как раз наоборот!
– Я тоже так думаю. Поэтому давайте продолжим наше знакомство с моим необычным Христом и его биографией.
– Давай продолжим! Но пока нам надо сделать небольшой перерыв и сбегать в магазин за продуктами, а то он закроется, и мы останемся сегодня голодными.

       (продолжение см. глава 7. Прус и Судин http://www.proza.ru/2008/01/07/54)

       (Другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)