Глава 10. Кто убил Христа?

Борис Попов
       Разве не был Христос, царь Вифинии,
       кому сенат объявил декретом войну, убит им,
       Митридатом, для их вознаграждения.
       --------------------------------Марк Юниан Юстин

       Лекция профессора закончилась, и студенты шумно разошлись кто куда. Лишь один из них, а это был наш старый знакомый, Владимир, не покинул аудиторию, а подошёл к профессору и задал ему свой вопрос, над которым он долго мучился в последнее время:

– Профессор! Я по вашему совету прочитал книгу древнего историка Аппиана о трёх войнах и выяснил, что правление Сократа Христа в Вифинии было совсем недолгим. Как вы думаете, что он мог успеть за это время совершить для своей страны, для своего народа?

– Конечно, дорогой Владимир, он мог сделать очень мало. Вряд ли он мог провести кардинальные реформы или даже «шоковую терапию» для того, чтобы создать необходимые условия для дальнейшего строительства на территории Вифинии идеального «Солнечного государства», о котором я говорил вам на одной из предыдущих лекций, но защитить на некоторое время свой народ от домогательств алчных ромеев он всё же мог. Потому что сразу же после возвращения его брата Никомеда на царский престол Вифинию наводнили толпы ромеев в лице послов и различного рода военачальников, которым Никомед обещал большие суммы денег за военную помощь. За ними последовали ромейские ростовщики, которым Никомед тоже сильно задолжал за оказанную ему прежнюю финансовую помощь. Поэтому вся Вифиния была тотчас же отдана всем этим хищникам и стервятникам на растерзание, и её оставшиеся в живых рядовые жители могли воочию сравнить между собой правление Сократа Христа и Никомеда, отдавая своё предпочтение, конечно, же, Христу.

– Понятно, профессор! Но что касается самого Христа, то он после вторжения ромеев бесследно исчез. Какой была его дальнейшая судьба – историк Аппиан, к сожалению, об этом ничего не пишет. Не упоминает он Христа ни среди погибших в войне против Рима, ни среди спасшихся. А ведь это был всё-таки не рядовой гражданин Вифинии, а её правитель! Да к тому же ещё и союзник Митридата Евпатора. Вы, случайно, не знаете, профессор, куда же делся Сократ Христос после вторжения ромеев и галатов вместе с Никомедом Филопатором в Вифинию? Может быть, он погиб во время вооружённого столкновения с ними?

– Да, нет! Он просто, как трусливый заяц, убежал в соседнюю страну, то есть в Понт! А там коварный царь Митридат в нужный момент его и убил!

– Как же так? Ведь именно Митридат Евпатор помогал Сократу Христу, как своему самому первому союзнику, сместить Никомеда с престола и захватить власть в Вифинии в свои руки! Зачем же он его убил?

– Когда Митридату было необходимо, то он помогал Христу во всём, а когда ситуация коренным образом изменилась, когда чаша весов склонилась в пользу ромеев, то Митридат, не раздумывая, отдал приказ убить Христа, чтобы отвести от себя угрозу вторжения со стороны тех же ромеев. Христос был только пешкой в его руках. Он манипулировал им как хотел в своих корыстных целях!

– Невероятно! Откуда вам это стало известно?
– Об этом же писал ещё Марк Юниан Юстин!
– А кем был этот Юстин?
– Древним римским историком!
– Но я почему-то о нём до сих пор никогда ничего не слышал. Когда он жил?
– Я вам ещё не рассказывал о нём. Он жил в третьем веке нашей эры.
– То есть через триста с лишним лет после исчезновения Христа?
– Да!
– И что это был за историк?

– По правде говоря, он известен только лишь тем, что кратко излагал и комментировал труд другого, более древнего историка – Помпея Трога, который жил в первом веке нашей эры. За это мы ему и благодарны. Хотя в своей книге Юстин кое-что необоснованно изменял, стараясь что-то приукрасить или наоборот, сгустить краски.

– И при каких же обстоятельствах произошло убийство Христа?
– Подробности этого убийства до сей поры никому неизвестны. Наверное, Митридат некоторое время принимал у себя в Синопе Христа и его родственников, бежавших из Вифинии, а потом поручил своим гвардейцам убить его. Что они и исполнили!

– Вот оно что! Так он убил всех беженцев или только одного Христа?
– Наверное, только одного Христа. Ведь убивать остальных, чтобы умилостивить ромеев, уже не было резона. Они могли пригодиться Митридату в будущем.
– Понятно!

После расставания с профессором Владимир несколько раз пытался представить себе, как происходило убийство Христа, но почему-то никак не мог этого сделать. Что-то ему мешало. Что же именно? Недостаток информации? И он решил сам убедиться в том, что же именно писал Марк Юниан Юстин об убийстве Сократа Христа. Вскоре Владимир нашёл в библиотеке необходимый ему отрывок из книги древнего историка. Вот те строки, которые, минуя многие века, сохранились в этом отрывке:

«Так война, действительно, была начата против него [то есть Митридата] ромеями, когда они забрали у него Великую Фригию, страну, которую они предоставляли его отцу как компенсацию за помощь, которую он оказал им в войне против Аристоника, и которую Селевк Каллиник дал его прадеду Митридату, как приданое дочери. Когда они потребовали от него также оставить Пафлагонию, это не было возобновлением вражды, так как владение досталось его отцу не завоеванием или силой оружия, а добровольным присоединением, как наследство после смерти её собственного правителя. Так, под действием таких декретов, он не был способен смягчить их своим согласием, или предупредить более резкие каждодневные меры по отношению к нему. И разве он не подчинился их требованиям? Не были ли Фригия и Пафлагония оставлены? Не был ли его сын возвращён из Каппадокии, которую он присоединил, как завоеватель, в соответствии с общим законом народов? Однако его завоевания были отторгнуты от него теми, кто не имел ничего сам, но присоединился к войне. Разве не был Христос, царь Вифинии, кому сенат декретом объявил войну, убит им для их вознаграждения? И ещё что-либо подобное Гордий или Тигран делали, было приписано ему. Так сенат с готовностью предоставил свободу Каппадокии (свободу, которой они лишили другие народы), чтобы нарочно оскорбить его; и что, когда народы Каппадокии, вместо свободы предложенной им, просили в цари Гордия, они не исполнили их просьбу, потому что Гордий был его друг. Так Никомед пошёл войной на него под их руководством; когда он собирался мстить за себя, но они помешали ему; и что их требование начать войну против него в настоящее время желательно, так как он не оставил свои владения Никомеду, сыну простой танцовщицы, и был разорён безнаказанно».

– Да! Действительно, хотя написано Юстином и путано, но в итоге получается, что именно Митридат убил Сократа Христа! Уму непостижимо! Каким же коварным был этот Митридат! Даже Христа не пожалел!

И Владимир представил, как вооружённые гвардейцы Митридата глубокой ночью ворвались в спальню к Сократу Христу и закололи его своими длинными кинжалами. От полученных глубоких ран Христос тут же и скончался, едва успев сделать последний вздох. Потом, наверное, его мёртвое тело каким-то образом доставили ромеям в качестве доказательства исполнения того обещания, которое царь Митридат дал ромеям. И после этого ромеи на какое-то время перестали преследовать Митридата. Что касается мёртвого тела Сократа Христа, то оно даже и в таком виде могло быть распято на кресте, как того и хотел его сводный брат Никомед.

       (продолжение см. глава 11. Сомнения и быль http://www.proza.ru/2008/01/07/59)

       (Другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)