День победы

Алексей Тверской
 

                День Победы


Каждый год в день Победы моя мать с завистью наблюдала, как отец чистил свои боевые и юбилейные награды, выглаживал костюм, начищал ботинки и весь такой нарядный и светящийся изнутри шел в поселковый клуб на концерт. Он посвящался дню Победы во второй мировой войне, а после концерта всем участникам войны выдавались подарки. В него входили: кило колбасы, грамм 200 сливочного, бутылка подсолнечного масла, гречка и тому подобное; каждый год с не большим изменением в продукте и весе и которые помогли становлению в дальнейшем отечественного предпринимателя. Выслушав традиционный доклад об их заслугах в годы мировой войны директором школы и выступление участника войны летчика-майора в запасе, увешенного на всю грудь орденами и медалями, просмотрев концерт, организованный силами учителей и учеников местной школы и получив заветный подарок, представляющий несомненную ценность в годы тотального дефицита. На улице, собравшись в круг, повоспоминав с такими же участниками о войне, поговорив о жизни, о погоде и подарке самом, шел домой, где накрывался к двум часам праздничный стол. После выпитой стопки, пообедав, мать всегда обращалась ко мне, видя мое не поддельное внимание к рассказам отца о войне и его наградам:
       -А знаешь сынок, я тоже воевала. Только не могу это доказать, все бумаги потерялись. Мне было в 1941 году 21 год, и, когда немец приблизился к нашему району, то меня мобилизовали перегонять скот на Урал. Собрали всех коров и телят в округе...
       А было это в Новгородской области, где мать родилась и жила с родителями. Женщины и приданные им на помощь трое мужчин этот скот погнали в сторону Урала. Гнали вдоль дорог и при угрозе нападения с воздуха истребителями фашистов, и для ночлега, уходили в лес и там пережидали или ночевали. Но однажды, когда они спали ночью в лесу, немецкие войска прошли вперед, по дороге, единственной в том месте и они оказались в окружение.
       Там их и нашли местные партизаны. Скот просто оставили на произвол судьбы, а люди примкнули к партизанам, где мать до 1943 года служила санитаркой, участвовала в боях и вынесла с поля боя многих раненых, которых перевязывала и отправляла в партизанский лазарет.
       Затем наступления наших войск и партизанский отряд оказался уже на передовой, в составе действующих войск. Мою мать взяли на минометные установки, легендарные «Катюши», бойцом и с этой батареей дошла до Польши и после взятия Варшавы, она заболела и была уволена из рядов армии, и отправлена домой.
       Я был уже ребенок 12 лет, рослый не по годам и про меня поселковые бабы говорили матери:
       -  Лен! Красивый у тебя малец. Глаза черные...
       А некоторые:
       -Скоро девок зачнет тискать.
Чем вводили меня в краску невообразимую. Так вот решил я тогда написать письмо в архив мин. обороны. Мать была почти безграмотная, 2 года ликбеза, а отец со своей семилеткой, хоть и считался весьма грамотным, но помочь матери не хотел.
Учителя подсказали мне адрес в Подольске, а к этому времени я нашел у матери справку о болезни, выданной в госпитале, где она лечилась, и там стоял ее адрес полевой почте.
       В общем, написал я туда. Все рассказал, что мать мне поведала о тех годах, указал номер полевой почты и отправил. Прошло месяца два вызвали ее в районный военкомат. Она берет меня с собой, и мы едем туда на поезде. Приезжаем и говорим дежурному там офицеру, что такие-то прибыли по вашему вызову.
       А дальше, как в сказке. Вызывает к себе военком, в кабинет. Там торжественно вручает удостоверение участника войны и все полагающиеся за это время юбилейные ордена и медали, кроме того, не догнавшие ее в войну боевые медали: «За отвагу» и «За взятие Варшавы».
       Не описать ее слез и радости. С тех пор отец всегда с ней ходил на праздник Победы в клуб, и домой приносили уже два пайка от государства и чему завидовали соседки.