Капитальный ремонт образования

Влад Лившиц
"Представьте себе мир, в котором каждый человек обладает
свободным доступом ко всем накопленным человечеством знаниям"
Джимми Уэйлс, основатель Википедии



Ямочным ремонтом дорогу образования уже не исправить. Нужны более существенные изменения на научной основе, хотя за последнее время систему образования непрерывно перекраивали. Судя по всему, особых успехов не видно.
Что можно было бы предпринять?

1. Нужна психологизация школ, чтобы можно было обеспечить психологическую поддержку каждому ученику. Потребуется команда психологов. Одному школьному психологу такое слежение не осилить.
2. Пора переходить к освобожденным классным руководителям (по опыту ряда регионов), а не использовать предметников, которым часто дают классное руководство для пополнения заработка. Педагог-психолог вполне мог бы вести группу классов, (Опыт освобожденных классных руководителей-психологов имеется).
3. Применение виртуальной технологии (интерактивные доски, например) позволяет отказаться от фронтального ведения урока (учитель всегда «мозолит» глаза ученикам). Учитель тогда сможет во время урока двигаться по классу. Практика показывает, что качество урока возрастает, а психологическое утомление снижается.
4. Вся система обучения переводится по принципам педагогической логистики (см. Вики.ру).
5. В регионах создают социальные логистические центры (по аналогии с Центрами транспортной логистики). Такие Центры возьмут на себя обработку и координацию всех потоков в образовании (школьного, профессионального и высшего).
6. В образовательной системе используют принципы бережливого производства (лин-технологию). (см. Вики.ру)
7. Часть детей можно уже обучать и воспитывать еще до рождения (система дородового обучения – «Пренапедия»). Некоторый опыт в стране уже накоплен, да и мирового достаточно. Во Франции с 1982 года действует Национальная Ассоциация дородового обучения. Доктор Лоуган создал там систему BabyPlus, которая состоит из 16 звуковых обучающих уроков для не родившихся еще детишек. Аналогичная система («Сонатал-педагогика») разработана и внедрена профессором М. Л. Лазаревым в России. Как показывает практика, здоровье и умственное развитие детей, которые прошли дородовое обучение выше, чем при обычном воспитании.
8. Труд школьных преподавателей зачастую пагубно влияет на здоровье, поскольку приводит к психологическому выгоранию. В некоторых регионах апробирована интересная система психологической реабилитации. Через каждые пять лет учителей направляют в специальные оздоровительные центры, в которых команда психологов и врачей снимает с них психологическую усталость. Подобное психологическое выгорание испытывают и ученики младших классов. Им также нужна помощь. И для этого есть средство. В школах создают детские центры, в которых можно вовсю порезвиться со своими сверстниками. Тут двойная польза: ребенок попадает в привычную среду, а психологи могут лучше узнать детей (да и родителей!) и при необходимости помочь им.
9. Быстрыми темпами увеличивается число автомашин у населения. В крупных городах среднее число автомашин на жителя приближается к двум. Суммарная мощность автомобильных двигателей превышает мощности крупных электростанций. Однако поведение водителей далеко от допустимого. Фактически на дорогах идет война. Жертвы ее исчисляются тысячами… Что делать? Скажем сразу, чудесного лекарства нет. Нужен комплекс мер. Большую роль играют автошколы. В них работают тысячи преподавателей и инструкторов по вождению. Что-то не припомню, чтобы педагог из автошколы стал УЧИТЕЛЕМ ГОДА. Через автошколы можно реально воздействовать на поведение людей в стране. Одними карательными мерами положение не исправить. К примеру, во многих странах используется пунктовая система, по которой за нарушения правил движения суммируются штрафные баллы. Вместо штрафа, водителя направляют на платные курсы в автошколы… Важно поднять статус автошкол, оборудовать их на современном уровне и подключить к профессиональной образовательной системе страны.

Эти инновационные преобразования вводят постепенно, по мере созревания всех условий, синхронно с Болонским процессом. Естественно, с подготовкой обученных кадров для такой образовательной технологии.

 Более простых путей, к сожалению, больше нет. Как-никак, XXI век на дворе!

Фото: "Помогите детям!"