Опустошение. Часть 9. Армен

Егор Роге
Поиски офиса увенчались успехом, мы нашли особняк на улице Герцена, недалеко от Никитских ворот, в котором сдавались четыре помещения, общей площадью около ста метров.
       Годовая аренда составляла сто тысяч долларов, но мы посчитали, что этот вариант приемлем для нас, благодаря великолепному расположению здания и состоянию помещений.
       Крайний кабинет, неправильной формы за огромными дубовыми дверями, Артем взял себе, большое помещение, рядом с кабинетом Артёма было запланировано для секретаря, Иосифа и меня, следующий кабинет, небольшой и прямоугольный, было решено отдать Максу, и последняя комната была пока свободна, но предназначалась впоследствии для коммерческого отдела.

       Переезд в офис был для нас знаковым событием, для Артёма это было возрождение величия, для Максима - переход на качественно новый этап развития, а для меня, прежде всего новые расходы и обязательства.

       - Что тебя смущает? - интересовался Артём, - офис не нравится?
       - Не привык быть должен, - отвечал я, - а после переезда я понимаю что должен теперь ежемесячно платить по восемь тысяч долларов.
       - Так весь бизнес устроен, - улыбался Артём, - как будто в такси сел, счетчик включается и ты едешь. Можешь, конечно не ехать, но тогда не успеешь никуда и ничего не сможешь заработать.
      
       Я понимал правоту Артёма, затраты для бизнеса, как бензин для машины, нельзя тронутся с места с пустым баком, но я боялся что наши удача закончится и мы снова будем вынуждены искать деньги и закладывать компьютер.

       - На лекциях по экономике всегда говорят, что мы живём в мире ограниченных ресурсов, - отвечал я, - и деньги такой же ресурс, может мы могли переехать в офис на три месяца позже, а на сэкономленные двадцать пять тысяч купить мебель и организовать выставочный зал "Лассаля"
       - Не страшно много тратить, - сказал Артём, - страшно мало зарабатывать, а за эти три месяца в новом офисе мы заработаем в десять раз больше!

       Завершив ремонт в офисе, владельцы здания обязали нас накрыть ковровым покрытием паркет прошлого века, мы подключили телефонную станцию и были готовы к переезду.
       Артём предложил привезти нашу мебель, которая почти год хранилась у Валдиса в Риге.
       Впервые в нашем офисе Артем собрал Совет Директоров.

       - Офис почти пустой, те уродцы на четырех ногах, которые находятся в этих помещениях, мебелью называться, по определению, не могут. Особенно позорно они смотрятся в офисе компании, которая занимается продажей мебели. Наш коммерческий директор, - Артем указал на меня, - на следующей неделе намерен активно приглашать к нам гостей, и пришло время привезти мебель из наших стратегических запасов. Есть возражения? Макс, организовывай транспорт, звони Валдису и собирайся на историческую родину.

       - Я не могу, - ответил Макс, во-первых, у меня нет российского гражданства, и я не смогу её ввезти, и, во-вторых, я ведь контролирую сборку в ММБИ, скоро придет первый контейнер.
       - И, в-третьих, тебе совершенно не хочется трястись в грузовике обратно, ведь тебе было обещано путешествие только первым классом, - добавил я, понимая, что как единственному российскому гражданину, ехать придется мне.

       - Все верно, - будто прочитав мои мысли, сказал Артем, и, посмотрев на меня, продолжил, - Собирайся в дальний путь, только с деньгами, которые ты так любишь экономить сейчас не очень, я имею в виду наличные, поэтому надо постараться уложиться в тысячу.
       - С учетом таможни? – удивился я.
       - Возьми тысячи две, но попробуй проскочить. На границах сейчас беспорядок, так что все может получиться.

       Получив наказ от Артёма – проведать его семью и передать тысячу долларов для Илзы и двести для матери, я отправился в Ригу.
       На вокзал меня провожал Макс, просил заехать к Жене, передать ей двадцать долларов и блок сигарет, по его словам, она осталась совсем без денег.
       - Двадцать долларов и блок сигарет? – решил уточнить я, при восьмистах-то долларах зарплаты, - двести долларов или двадцать?
       - Ну хорошо, пусть будет пятьдесят! - со злостью произнёс Макс, - Заедешь? Вот адрес.

Прямо с вокзала я отправился к Илзе, она приготовила для меня завтрак, поинтересовалась нашими делами и поблагодарила за деньги.
Через час, Ида, угощала меня вторым завтраком, благодарила за деньги и спрашивала все ли у Артёма в порядке.
       Я очень подробно рассказал как развивается наша компания, как изменился Артём и убеждал Иду, что теперь всё будет хорошо. Она была счастлива и просила никогда, ни при какиъх обстоятельствах не оставлять Артёма.

Последним пунктом программы было посещение Евгении.
Женя предложила мне кофе, сказав, что, к сожалению, угощать, в общем-то, больше нечем. Восприняв как удачу эту новость, я ответил, что человек, средних размеров не способен съесть более одного килограмма еды, но похоже что в этот день я уже опроверг этот постулат, и предложил своё общество в качестве простого собедника.

       Женя предложила мне краткий тур по её квартире: пять комнат, не считая большой темной комнаты и прочих помещений.

       - Какая площадь твоей квартиры? – спросил я.
       - Сто семьдесят метров.
       - Скрывать не буду, таких квартир я еще не видел! Это больше нашего офиса, - я был готов даже присвистнуть, - это же целое состояние!
       - Ты прав! Чтобы содержать её потребуется целое состояние, - Евгения достала какие-то записи, - вот смотри -сейчас латыши задумали реформу коммунального хозяйства, и за эту квартиру долларов триста придется платить: газ, отопление и прочие достижения цивилизации. Хорошо, что родители оплачивают эти расходы.
       - Кстати, а где они? - удивился я, - ты же готовила для них площадку для приземления, они ведь должны были приехать сразу за тобой. А уже почти тримесяца прошло?
       - Отцу повезло, - ответила Женя, - продлили на год командировку.


       Женя проводила меня в офис Валдиса, который по-моему был искрене рад меня видеть.
       - Ну наконец-то, - сказал он - Артём заберёт свой хлам и я смогу эти помещения для своего бизнеса использовать!
       - Это не его хлам, а наш, - засмеялся я, - на четверть мой, между прочим.
       - Позравляю, - Валдис показал большой палец, - и Макса тоже четверть? Так я тогда заберу его долю, он мне столько должен. Я шучу, за то что вы забрали Макса я вам даже хранение мебели в течении года считать не буду.

       Мы обедали в "Синей птице" на Домской площади, и Валдис рассказывал о своих успехах. Ему принадлежал лучший магазин модной одежды в Риге, на улице Бривибас, бывшей улице Ленина, который приносил очень большой доход, почти тридцать тысыч лат в месяц.
       Женя не обедала, ограничившись чашкой кофе по-рижски.

Валдис интересовался, как у нас идут дела, особенно у Макса.
       - Сколько часов в день он проводит за компьютерными играми, - спросил Валдис.
       - У него компьютера-то нет, - ответил я, - что, он большой любитель?
       - Ну что ты! Он настоящий профессионал, - улыбнулся Валдис.

       Мы вернулись в офис когда погрузка мебели была завершена.
       «Да здесь, наверно, по себестоимости не больше чем на двадцать тысяч, - подумал я, вспоминая неуверенный ответ Иосифа, что мебель стоит тридцать пять тысяч, - в районе пятнадцати».
       - Удачи, - сказал Валдис, и подойдя поближе тихо продолжил - скажи Максу пусть заберёт Женьку отсюда, денег у неё нет, а гордость не позволяет у меня брать в долг, пусь там ей работу придумает.

       Мебель, которую я привез из Риги, идеально подходила для выставки, потому что представляла собой весь ассортимент эконом-линии «Лассаля», но оборудовать с её помощью офис в едином стиле было затруднительно, кроме различных моделей, был широко представлен еще и цветовой ассортимент.
       Было решено, не обращая внимания на модели, в большом кабинете просто установить столы и шкафы одного цвета. В кабинеты Артёма и Макса удалось подобрать комплекты, а всю остальную мебель, мы расставили в последней комнате, которую Артем назвал «show room».
       После этого офис был объявлен "окончательно открытым".

       На должность секретаря мы пригласили Ларису, хозяйку квартиры, в которой Артем проживал вместе с Максом, Иосифу же сняли однокомнатную квартиру на Беговой улице.

      
      
       Вскоре мне удалось воплотить в жизнь свое навязчивое желание, которое подтачивало меня как червь разъедает крепкий с виду гриб – дать Артему бой, в присутствие всех партнеров.
       Желание это было иррациональным, и как многие поступки нашей жизни, но после истории с Ольгой, которую Артём бесцеремонно выгнал из нашего "штаба", я мечтал о противостоянии.
       В беспокойный ритм работы нашей компании, напоминавший скорее кардиограмму вмешался дополнительный фактор - Армен Ситорян, будущий зять Иосифа.
       Дочь Иосифа, Светлана, котороя была знакома мне по роли секретаря офиса американского офиса господина Донована из "дела всей жизни", решила выйти замуж.
       По словам Артёма, каждый день из последних десяти лет своей жизни, Света проживала как последний, не ограничивая себя рамками обычной моногамной жизни, и наконец, к великой радости Иосифа, она решила выйти замуж.

       Её избранником и стал Армен Ситорян, молодой московский армянин, образованный, обладающий приятной внешностью, свободно говорящий на нескольких языках, но относящийся к часто встречаемому типу людей, которые не готовы прикладывать чуть больше, чем обычно усилий для достижения цели.

       Похожий на сицилийца, но при этом обладающий изыскаными манерами Армен, был центром внимания в любой компании, притягивал взгляды красавиц и умело пользовалься этим.

       Для нас же представляли интерес связи Армена в высших эшелонах власти, благодаря его отцу, генерал-полковнику в отставке, участнику войны с Германией, бывшему депутату Верховного Совета.
       Армен прожил в Канаде два года и вернувшись в Москву, он стал довольно частым гостем нашей компании.

       В один из мартовских вечеров девяносто третьего года, Армен заехал в офис и они общались около часа в кабинете Артёма за закрытыми дверями.
       Пригласив нас в кабинет, Артём без вступительного слова предложил сделать Армена пятым партнёром и предоставил слово Иосифу.

       Иосиф, сообщил, что готов лично поручиться за Армена и считает, что тот принесет пользу нашей компании, получив двадцать процентов.

       Слушая Иосифа, я думал, что существуют несколько выражений, которые в последнее время стали особенно раздражать меня, и одно из них – «лично отвечаю». Это особенно смешно в свете событий с мексиканским кофе, где Иосиф тоже «лично поручился» за мексиканца.
       Артем подтвердил, что ожидает от Армена приложения усилий для успеха общего дела.
Максим без энтузиазма поинтересовался, какой круг вопросов будет находиться в «зоне ответственности» Армена, на что Артем пояснил: реклама, кредиты, заказы от государственных структур.
       Термин «зона ответственности» я мысленно направил в свой словарь надоевших выражений.
      
       - Кто-нибудь хочет еще высказаться? – спросил Артем.

       Взяв слово, я начал с того, что категорически возражаю против принятия нового партнера, потому что это, во-первых, не справедливо, ведь начало организации бизнеса Армен пропустил, и не имеет никакого отношения к уже подписанным контрактам.
       - Совершенно верно, - поддержал меня Артем, - к тем деньгам, которые были заработаны до сегодняшнего дня, Армен не имеет отношения, Иосиф же говорил об этом. Кроме того, Армен отдаст половину доли, если в течение трех месяцев с этого дня он не заключит контракта с мэрией.
       - Во-вторых, это мне не выгодно, я не собираюсь дарить пять процентов своей доли - я никак не мог отделаться от ощущения, что я единственный, кто слышит обо всем впервые, - в-третьих, нам нет надобности для решения вопросов, связанных с рекламой или кредитами, брать партнеров. Это очень дорого и нецелесообразно, за такую работу надо просто платить зарплату.
       - Ну ладно, все понятно – по обыкновению перебил меня Артем, - ты - против. Макс ты тоже возражаешь?
       - Нет.
       - Семьдесят пять против двадцати пяти, мы тебя поздравляем, Армен, - сказал Артем и начал вставать из-за стола.
       - Подождите, я разве не могу заблокировать решение? – поинтересовался я, - это вопрос, который затрагивает основы существования компании, как мы когда-то говорили. Такие вопросы решаются единогласно.
       - Армен нужен для нашего общего дела, не понимаешь, спроси, тебе объяснят! – Артем почти кричал, - слушай мы тебя, до сих пор сидели бы в одной комнате и продавали бы женьшень.
       - Я не собираюсь терять свои проценты, - спокойно сказал я.
       - Хрен с тобой, у нас на четверых будет семьдесят пять процентов, а ты сиди со своими двадцатью пятью, согласен? Господа! Теперь у нас появится старший партнер, и это буду не я, - продолжал кричать Артем.

       - Нет, не согласен, - ответил я, - Я же не могу свою долю менять или продавать без вашего согласия. Хотите я, например, Вахе продам свои двадцать пять процентов – и у вас будет новый партнер?
       - Послушай, - сказал мне Армен, - я не с пустыми руками прихожу. Считай вся московская мэрия - твои клиенты. Это не один миллион. Иосиф знает, с кем я дружу. Всегда лучше двадцать процентов от тысячи, чем двадцать пять от ста.
Иосиф многозначительно кивнул.

       - Ну ладно, я все равно против, но мнение меньшинства в нашей стране исторически игнорируется - недовольно сказал я, - мне еще завтра утром в ПКБ к Любомиру ехать.

       Я попрощался со всеми, Артем демонстративно отвернулся.

       Утро следующего дня я провел в ПКБ у Любомира ,мы готовили к подписанию еще три договора, а вернувшись в офис, я узнал, что нам открыт очередной аккредитив по третьему контракту с ММБИ, в котором наша прибыль составила сто двадцать тысяч долларов.

       - Смотри Артем, - сказал я примирительно – Армен стал на двадцать четыре тысячи богаче, а мы с тобой на шесть беднее.
       - Через три месяца мы с тобой будем богаче на двести тысяч, я часто ошибаюсь?
       - Ладно, я же уступил вчера, - продолжил я бесконфликтную линию поведения.
       - Уступил, - усмехнулся Артем, - мне тебя просто при всех по столу размазывать не хотелось. Я же говорил тебе – научись мне доверять и всегда меня поддерживай. Только тогда остальные поймут, что нас с тобой не победить. А что ты сделал? Всем показал, что у нас с тобой нет единства!
       - Тебя и так все безоговорочно поддерживают, скоро будем твои портреты в кабинетах устанавливать. Ты вчера ведь сделал шоу из этого заседания! Все были в курсе, кроме меня?
       - У меня времени не было с тобой обсудить это, ты был в Риге, когда я принял это решение.
       - Теперь есть? Объясни, зачем мы взяли Армена на таких чудовищно невыгодных условиях?
       - Хорошо, объясню. Иосиф за него попросил, и поручился, что если он не сделает нам через три месяца контракт с Московским правительством, то Иосиф оставит себе только пятнадцать процентов. А у Армена останется только десять, то есть у них с Арменом, будет двадцать пять на двоих, а у нас, как и до принятия Армена, по двадцать пять на каждого. Риск – нулевой. И второе, меня Иосиф очень просил об этом, а я благодарный человек, я всегда буду помнить, как мне помог Иосиф, когда я отца потерял.
       - Я же не телепат, твои мысли читать не умею!
       - Главное – доверие, запомни, я никогда не ущемлю твои интересы.



       Почти каждый день я встречался с Любомиром, перспективы подписания очередных контрактов, а после того как я провёл две ночи в офисе, потому что не успевал готовить контракты к подписанию, проводить расчеты и спецификации в мой отдел взяли первых сотрудников - моего бывшего однокурсника Олега, и ,по рекомендации Армена, – Лену Купрееву. Вскоре мы могли проводить переговоры в трех разных местах, в одно и то же время.
       Купреевой было около тридцати лет, она была секретарем профсоюза крупного издательства, но сейчас решила попробовать свои силы в коммерции.
Силами сокурсников Олега, Макс успешно организовал сборку мебели в ММБИ, заложив основы профессиональной бригады.

       Сам Максим, оправдывая слова Валдиса, вечерами подолгу задерживался в офисе, проводя время за компьютерными симуляторами и квестами, которые он установил сразу, как только ему подключили компьютер.


С момента вступления Армена в разряд совладельцев компании я внимательно наблюдал за ним.
Армен приезжал в офис к одиннадцати часам, или чуть позже. Следующие полтора часа он посвящал чтению газет и разговорам с сотрудниками офиса, в час дня он отправлялся обедать, в компании Макса или в одиночестве, в кафе, недалеко от офиса, и возвращался примерно к половине третьего.
Сделав несколько звонков по телефону, он уезжал из офиса, ни разу не задержавшись дольше шести часов вечера.
Отношение Армена к работе было таким, что даже Максима в сравнении с ним можно было без натяжки назвать трудоголиком.

Вскоре я заметил, что поведение Армена стало раздражать Артема, и он был уже не так приветлив с ним.

       Скандал разразился на третьей неделе с момента вступления Армена в партнеры.
Артем собрал Совет Директоров в дежурном режиме, обсуждалось только наметившийся спад продаж, но я успокоил всех тем, что гарантировал хорошие продажи в ближайшее время.
Перед тем как разойтись по домам Артем поинтересовался у Армена о перспективах получения заказов в правительстве Москвы.
       - Когда будут? – усмехнулся Армен, - как подарим кабинет одному нужному человеку, он и завизирует коммерческое предложение.
       - А моего мнения не хочешь спросить? – возмутился Артем, - мы платим тем, кто нам помогает, но всегда после получения заказа.
       - Понимаешь, с чиновниками такие дела не проходят, Артем, здесь надо платить вперед, - менторским тоном продолжил Армен.
       - Для меня заказчик, тот, кто платит. Чем больше платит, тем он для меня ценнее. Тот, кто собирается заплатить – еще не заказчик. Никаких столов, стульев в подарок я не дам. Ну и что еще гениального ты придумал за эти три недели?
       - Ты не нервничай, Артем. Ты не один подряд не получишь, пока не заплатишь. Твоими обещаниями заплатить с контракта ты только мелких банковских жуликов накормишь. Я же говорю о серьезных заказах. Понимаешь?
       - Все что я понимаю, это то, что ты задницу свою от стула не отрываешь, за исключением походов на обед - Артем уже кричал в полный голос.

       - Что ты орешь на меня? – возмутился Армен, - говоришь глупости, одну за другой весь вечер. Используйте мои связи, или ты думаешь, кто-то с тобой там разговаривать будет?
       - Да я лучше десять контрактов с ММБИ подпишу, чем с тобой по этим чиновникам ходить, визы собирать.
       - По-другому не получиться, - спокойно ответил Армен.
       - Ну и на хрен ты здесь кому нужен? – взорвался Артем, - я в такой твоей помощи не нуждаюсь.
       - Артем, мне тоже неприятно работать с таким упертым бараном как ты. Здесь не Канада, здесь свои правила. Но раз уж мы партнеры придется терпеть.

       Я посмотрел на Артема и понял, что эта ссора не закончиться сегодня.

       - Какой ты мне партнер? У меня денег триста штук, я тебя из-за Иосифа взял, а ты уже себя партнером возомнил?
       - У меня двадцать процентов «Арины», и вы все это знаете, - ответил Армен, и я последний раз тебя прошу: следи за словами.
       - Никакой ты не партнер! - продолжал кричать Артем, - мои партнеры даром свой хлеб не едят.
       - Двадцать четыре тысячи, и я готов никогда больше не слышать твои безумные речи, - сказал Армен, - это то, что мне здесь принадлежит на сегодняшний день. На все, что было до этого, и все что придет с завтрашнего дня, я пока не претендую.

       На Иосифа было жалко смотреть, он попытался сказать что-то вроде «ребята успокойтесь», но был грубо остановлен Артемом: «А ты заткнись, пока лично не ответил за все, что здесь происходит».
       - Ты ни цента здесь не получишь, - успокоившись, произнес Артем, - мы не благотворительный фонд.
       - Я ничего не нарушил, из того, что обещал, а ты отступил от договора, - сказал Армен, вставая из-за стола.

       Когда Армен вышел, на пять минут воцарилась тишина. Артем курил у открытого окна, Иосиф остался за столом, нервно настукивая пальцами по коленям.

       - Ну, что скажите партнеры? – начал Артем
       - Ты все правильно сделал, - ответил Иосиф, - но если он извиниться, ты его возьмешь обратно? Я с ним переговорю вечером.
       - Он патологический бездельник, Иосиф, похоже, от него не будет пользы, - сказал Артем, - и тебе больше всех из нас не нужно, чтобы он возвращался. Согласен?

       Иосиф неубедительно кивнул.

       - А ты что скажешь, Макс? - продолжил Артем
       - Ты у нас босс, твоё право, - Макс говорил нарочито медленно, делая, вероятно, для пущей убедительности, паузы между фразами.
       - А ты? – спросил Артем меня, но я чувствовал, что он не хочет слышать мой ответ.
       - Как бы вам не было неприятно, я все же напомню, что был единственным, кто голосовал против приема Армена. Тот недолгий срок, который Армен провел с нами, показал, что он отличный парень и выдающийся бездельник. Теперь мы узнаем, что он из себя реально представляет. Если он просто мыльный пузырь, то мы его больше не увидим, если он тот за кого себя выдавал, то кто-то типа Вахи скоро позвонит на твой автоответчик. Надо чуть-чуть подождать. Что сделано – то сделано. Мы все в одной лодке, так что за ошибки расплачиваться будем пропорционально долям владения, то есть поровну.

       Ждать пришлось недолго.
       Незваные, но ожидаемые гости приехали к нам в офис через два дня. Один из них, Тенгиз, представился другом Армена, второго, гиганта двухметрового роста, весом не меньше ста пятидесяти килограммов, звали Георгий.
       Они вели себя подчеркнуто вежливо, но держались очень холодно, с завидным достоинством. За время ожидания в приемной, так мы называли часть большого помещения, примыкающую к кабинету Артёма, они успели дважды отказаться от кофе и перекинуться несколькими фразами друг с другом, как потом выяснилось на грузинском языке.
       На переговорах с нашей стороны присутствовали Артем и Иосиф.

       Первым заговорил Тенгиз.
       Он сказал, что уважаем в криминальном мире Москвы, и приехал переговорить с обидчиками Армена, потому, что это его личное дело, и он очень уважает отца Армена, которого называл «дядя».
       Тенгиз отметил, что в случае нормально решения вопроса никто не пострадает, и более того, компания «Арина» сможет продолжать заниматься коммерческой деятельностью в Москве.
       О том, что произойдет, если вопрос не будет решен нормально, он говорить не хочет, так как считает это неуважением к собеседникам, которые так гостеприимно его приняли.

       Артем предложил обсудить этот вопрос, но Тенгиз сказал, что обсуждать ничего не намерен.
       Георгий, однако, сказал, что если с нашей стороны есть возражения, и имеется «крыша», тогда я впервые услышал это слово, то они готовы обсуждать все вопросы с ней.
       Артем попросил для подтверждения полномочий Тенгиза связаться с Арменом, но Тенгиз категорично заявил, что ничего подтверждать не собирается, но если у нас есть желание узнать про него, то он может потом позвонить Армену. Он так же не возражал, если Артем захочет навести про него справки.

       Потом они попрощались, оставили контактные телефоны и уехали. Ни сумма, ни сроки погашения, ни даже сам факт существования долга не обсуждался.

       Вечером Артем собрал Совет Директоров. Обсуждался один вопрос: отдавать деньги или нет.
       Мнения разделились поровну: я и Иосиф считали, что деньги надо вернуть, признать ошибкой появление Армена в нашей жизни, и закрыть этот вопрос.
Артем и Макс считали, что поскольку у Армена нет никаких документов, то в возврате денег надо отказать.

       - Ну, что жребий, что ли будем кидать? – почти в шутку спросил Артем, но тут же перешел на серьезный тон, - поскольку у нас не предусмотрен вариант, что делать, если голоса партнеров разделились поровну, предлагаю поступить так: у Директора появляется дополнительный голос, так что три-два в нашу пользу.
       - Артем, сумма конечно большая, но ради спокойствия её лучше отдать, - неожиданно начал говорить Иосиф, - у нас хорошо развивается бизнес, и скоро эта сумма будет очень мала по сравнению с ожидаемой прибылью.

       Я был очень удивлен, до этого я никогда не слышал, чтобы Иосиф открыто возражал Артему. Небольшая речь Иосифа подействовала на Артема как красная тряпка на быка.

       - Тебя вообще, старик, я лишаю права голоса! Твоя дочь собирается замуж за Армена, и ты заботишься сейчас о семейном бюджете молодой семьи, а не о своих партнерах по бизнесу. Я тебе напомню и о личной ответственности и о том, что у тебя только пятнадцать процентов останется, если Армен не оправдает наших надежд. Так вот, Иосиф, он их не оправдал!
       - Ты зря так про мою семью, это не имеет отношения к делу, - начал оправдываться Иосиф.
       - Так, Иосиф не может голосовать по этому вопросу, он душой на стороне врага – громко объявил приговор Артем.
       - Он прав, Иосиф, ты заинтересован, чтобы деньги попали к Армену, - сказал Максим.
       - К сожалению, они правы, - подтвердил я, - ты сегодня вне игры, Иосиф.

       Я впервые назвал Иосифа на «ты».

       - Ну, тогда решение принято, - сказал Артем, стоим на своем, и денег не отдаём.
       - Уважаемые партнёры, я хочу напомнить слова лишенного слова Иосифа, неприятности, которые нам может доставить Армен, могут стоить больше двадцати четырех тысяч, - я обратился к Максиму, - Макс, прими правильное решение, проголосуй за возврат денег, и мы все будем спать спокойно.
       - У нас только два дурака сегодня, один из них лишен слова, - сказал Артем, - Макс, посылаем Армена на хрен или нет?
       - Посылаем, - уверенно ответил Макс.
       - У нас точно сегодня два дурака, - тихо произнес я.

       Утром собрание неожиданно продолжилось.

       Артем сказал, что он хоть и не трус, в отличие от меня и Иосифа, но завуалированные угрозы Тенгиза воспринимает всерьез. Он думал почти всю ночь, и в сложившихся обстоятельствах он считает необходимым подключить Ваху и его друзей.
       - Заплатим им три тысячи, и будем спать спокойно, - заключил Артем, - я прав Макс?
       - Да. С защитой надежней, - ответил Макс.
       - Иосиф, по этому поводу можешь высказаться, - обратился Артем к Иосифу.

       Иосиф был подавлен, и безоговорочно согласился с Артемом.

       - Ну, а твое мнение уже значения не имеет, - удовлетворенно сказал Артем, обращаясь ко мне.
       - С момента появления Армена я с тобой не согласился ни разу, Артем, и на этот раз не буду оригинален, - я против. Жаль, что ты меня не слышишь.
       - Запиши в протокол Макс, - с издевкой сказал Артем, - у нашего орденоносца снова особое мнение.

       Ваха и Адам приехали часа через три.
       Артем разговаривал с ними один, но предмет разговора для всех был определен: мы хотим защититься от необоснованных претензий бездельника Армена, который подключил своих друзей бандитов и угрожает нам, честным коммерсантам.

       На следующий день в нашем офисе была назначена «стрелка», Ваха и его команда встречались с Тенгизом. Работа офиса была полностью парализована.
       Я остался в офисе, а Олег и Лена Купреева, проводили выездные встречи с будущими заказчиками. По моим прогнозам, если темпы подписания контрактов хотя бы не упадут, к середине лета мы станем миллионерами.

       Думая об Артеме, я понимал, что именно его идея организовать мебельный бизнес помогла нам найти золотую жилу, я не переставал удивляться, как в нем могут сочетаться острый ум, коммерческое чутье, умение настроить свою команду на победу в безнадежной ситуации, и в тоже время слепота, безответственность и самоуверенность. Встреча, инициированная Артемом, разворотила осиное гнездо.

       «Наши» защитники приехали на шести автомобилях, числом не менее двадцати человек.
С Тенгизом приехал двенадцать боевиков, и я с некоторой долей иронии отметил, что по суммарной массе тел они «нашим» не уступят.

       Офис в одно мгновение превратился в штаб тайной боевой организации, члены которой планируют, по меньшей мере, организацию вооруженного мятежа.
В главном помещении находилось восемь человек, по четыре из каждого лагеря, в коридоре, на лестнице, даже у поста охраны здания находились люди, среди которых не было ни одного человека славянского типа.
       Сам разговор состоялся за закрытыми дверями кабинета Артема, и продолжался примерно час. С нашей стороны переговорщиками выступали Артем, Иосиф, Ваха и Адам.
Со стороны Армена – Тенгиз и Георгий. Сам Армен не приехал, полностью положившись на Тенгиза.
       Об этом разговоре Артем не любил вспоминать, что вполне объяснимо, следуя законам Мерфи, он прошел по худшему из возможных сценариев.
С самого начала инициативу взял Тенгиз, он безошибочно выделил среди нас самое слабое звено- Иосифа.

       На претензии Тенгиза, Артем ответил, что мы считаем их необоснованными, и хотим, чтобы нам были предъявлены документы, подтверждающие законность притязаний Армена на какие-либо деньги.
       «Какие документы, если в деле одни друзья? – картинно удивился Тенгиз - Было ли такое, что вы передали двадцать процентов, а потом выгнали Армена, не заплатив ничего из двадцати четырех тысяч, что составляло пятую часть от ста двадцати тысяч?»
       Артем категорически отрицал это, а в присутствие Вахи и Адама придавало ему уверенности.
       «Иосиф! Скажи, ты ведь на этих условиях Армена приглашал?» – продолжил Тенгиз.
Взять Иосифа на переговоры было даже большей ошибкой, чем вместе взятые решения пригласить Армена, выгнать его, не отдавать ему деньги и привлечь Ваху.
Иосиф кивнул, в ответ на вопрос Тенгиза, и пробормотал что-то вроде «так вначале планировалось».
       «Тогда почему ты не хочешь ему отдать, что обещал?» - продолжал развивать успех Тенгиз.
       Артем велел Иосифу молчать, но это было уже неважно.
       Тенгиз сказал, что, правой стороной является Армен. Это означает, что деньги должны быть возвращены, а если Ваха будет предпринимать дальнейшие шаги по защите виновной стороны, то навлечет на себя огромные неприятности.
       Тенгиз также отметил, что срок выплаты три дня, считая текущий, и деньги возьмет только у Вахи.
       Тенгиз попрощался, но за руку только с Иосифом сказав при этом: «Ты честный человек, Иосиф». Георгий при этом открыто улыбался.

       После ухода Тенгиза бедного Иосифа чуть не растерзали. Особенно усердствовал Ваха.
       - Тебе что, было сложно сказать слово «нет»? – возмущался Ваха, - что теперь делать?
       - Ничего не делать, - сказал Артем, - мало ли что Тенгиз сказал.
       - Тенгиз – серьезный человек, очень авторитетный, - сообщил Ваха, - и он на правой стороне, а мы теперь нет.
       - Из-за того, что Иосиф брякнул, не подумав, мы уже и не правы? – удивился Артем
       - Я же не спрашиваю, как было на самом деле. Должны вы или нет – пусть на вашей совести остается. Но теперь придется платить.
       - Тенгиз – не третейский судья, он выбивала со стороны Армена, - не унимался Артем, - он нас с самого начала виновными назначил.
       - Он имеет право решать спорные вопросы, - возразил Ваха.
       - Я платить не буду, - сказал Артем.
       - Ты, Артем, теперь платить будешь, - медленно произнес Ваха, - и я тебе это гарантирую.

       Артем как-то обмяк. От его самоуверенности не осталось и следа. Осознание ошибки пришло слишком поздно, но худшее ожидало нас впереди.
На следующий день приехал Ваха и взял у Артёма двадцать четыре тысячи долларов.
       - Вопрос закрыт? – уточнил Артем
       - Конечно, - ответил Ваха.

       Прошел еще один день. Иосиф жаловался на головную боль и тошноту, и мы вызвали в офис скорую помощь. Врачи констатировали, что высокое артериальное давление, сделали укол и настоятельно рекомендовали полежать дня два дома.
       Артем ни с кем не общался, проводя время за пределами офиса, вероятно прогуливаясь по бутикам нового комплекса «Садко-Аркада».
       Уже после обеда я, находясь в своем «полукабинете» услышал громкую речь, с характерным для чеченского языка «чх», и увидел, что в помещение заходят пять человек, среди которых я узнал Адама.

       Однако, было очевидно, что старшим является пожилой чеченец, высокого роста в черном кожаном плаще.
       - Где Артем? – грозно спросил Адам нашего секретаря Ларису.
       - Я не знаю, - запинаясь, произнесла Лариса, - он еще в одиннадцать часов уехал, ничего не сказав, о том, когда вернется …
       - А Иосиф где?
       - Он заболел.
       - Тебе здесь что, шутки? – продолжал Адам, и несмотря на неправильно сформулированный вопрос было понятно, что шуток он не потерпит.

       Я вышел в общий зал и поздоровался с гостями.
       - Артем действительно уехал, а Иосиф почти под капельницей, что происходит Адам?
       - Ты кто? – вступил в разговор пожилой чеченец.
       - Этот тоже из них, родственник, - ответил за меня Адам.
       - Я из твоего Артёма решето сделаю, понял – продолжал «старший», - где его сейчас найти?
       - А что случилось? – повторил я свой вопрос.

       «Старший» спросил что-то по-чеченски Адама. Тот отвечал довольно долго, но кроме «Артем» я не услышал ни одного понятного слова. Из своего кабинета вышел Макс.

       - Короче так, Ваху, после того как он вышел от вас никто не видел. До Тенгиза он не доехал – начал говорить Адам, - это, он показал на «старшего» Лорс, наш … руководитель.
       - Вы поедете с нами, - прервал его Лорс,- молитесь, чтобы с Вахой ничего не случилось.
       - Куда поедем? – начал возмущаться Макс, но один из чеченцев сильно толкнул его и

Макс ударился о дверь своего кабинета. Лариса вскрикнула.
       - Заткнись, - сказал Адам, - когда вернется Артем, скажи ему, чтобы сидел здесь и ждал, ясно?

       Лариса кивнула. Вероятно, от страха она не могла говорить, в глазах стояли слезы.
       - Не вздумай звонить никуда, а то этих, - Лорс кивнул на нас, - вообще никогда не увидите.
       Лариса снова кивнула.

       - Что-нибудь надо взять с собой? – зачем-то спросил я Адама.
       Он отрицательно покачал головой.

       Мы вышли из офиса довольно спокойно, хотя ударивший Макса чеченец, слегка подтолкнул его в спину. Макса посадили в «Волгу» с номерами Нижнего Новгорода, в ту же машину сел Адам и агрессивный чеченец. Я сел во внедорожник «Опель Фронтеру» вместе с Лорсом, разместившемся рядом с водителем, а со мной на заднем сиденье расположился молодой чеченец, который всю дорогу напевал себе под нос что-то типа «Хьокх, хьокх, беза хьокх».

       - В твоих интересах как можно быстрее найти Артема – начал Лорс, когда мы отъехали.
       - Это я понял, - ответил я, - он сам найдется.

       Никаой симпатии из "стокгольмский синдрома" я к похитителям не испытывал.

       - Ты видел, как Ваха вышел из вашего офиса? – продолжал Лорс.
       - Да.Если быть точным, то я видел, как Ваха вышел из кабинета Артёма, - сказал я, как он вышел на улицу, я не видел. А что он был один?

       Мне показалось, что Лорс смутился, во всяком случае, он ответил после некоторой паузы.
       - Один
       - Извините, Лорс, но мы-то выполнили все условия
       - Выполнили, - усмехнулся он, - а куда же он делся? Где свидетели того, что вы ему деньги отдали?

       Я пожал плечами. В процессе разговора чувство страха стало заметно слабее.
Остаток пути мы проехали под «хьокх хьокх» в исполнении молодого чеченца.

       Машина остановилась у гостиницы «Пекин».
Нас провели в номер, из которого несколько месяцев назад Артем разговаривал с Мишей из Канады.
       В комнате кроме нас с Максом остался только «Хьокх хьокх». Он сел на стул спиной к двери и принялся перебирать пальцами какие-то четки.

       Макс был спокоен.
       - Как ты думаешь, что с Вахой случилось? – тихо спросил я
       - Я думаю, что он сидит в соседней комнате, а эти разыгрывают пьесу с исчезновением главного героя с нашими деньгами, - также тихо ответил Максим.

       Версия Макса мне показалась весьма вероятной. Я вспомнил, что Лорс как-то странно повел себя после моего вопроса, был ли Ваха один. Действительно, по любому поводу приезжает целая бригада, а тут именно за крупной суммой денег приехал один человек. Кроме того, в визите чеченцев в офис была все же какая-то картинность, а я, испугавшись, не обратил внимания на это.


       Примерно через два часа в комнату зашли Лорс и Артем.
       - Все, поехали, - сказал Артем.

       По дороге Артем рассказал, что вернулся в офис примерно через пятнадцать минут после нашего отъезда. Лариса сквозь слезы рассказала ему о том, что произошло, и о том, что ей показалось, что чеченцы говорили о том, что Ваха пропал. Она так же сообщила, что Макса сильно избили.
       - Похоже, только её они и напугали, - сказал Макс
       - Меня тоже, - добавил я.

       Артем продолжил. Еще минут через тридцать позвонил Адам и потребовал срочно приехать в «Пекин». Приехав, он познакомился с Лорсом, который изложил ему суть проблемы.
       - Интересно, - сказал Максим, - что же он тебе сказал?
       - Сказал, что Ваха пропал. С деньгами и оружием, - ответил Артем, - и считает, что мы его подставили.
       - Что же, по его мнению, мы сделали с Вахой, - спросил Макс.
       - Я тоже спросил его об этом, но он сказал, что мы могли все что угодно с ним сделать.
       - Зачем нам это делать, ведь Тенгиз-то свои деньги не получил? – вступил в разговор я, - Тенгизу все равно, где Ваха.

       Артем не стал отвечать, и продолжил рассказ.
       - А через час после начала разговора позвонил Ваха
       - Ну, что я говорил, - воскликнул Макс, - и что же заявил «блудный сын»?
       - Заявил следующее: с ним все в порядке, только побили сильно, сломали ребра.
       - Интересно, кто? – иронизировал Макс, - хулиганы, милиционеры?
       - Милиция, остановили, проверили документы, обыскали, нашли ствол и деньги. Полтора дня продержали в одиночке и выпустили. Все естественно отобрали, - отчеканил Артем.
       - Правдоподобно, - с иронией заключил Максим.
       - А что они теперь от нас хотят? – спросил я
       - Пока не знаю, Лорс хотел вначале переговорить с Вахой, а потом нам позвонят, - ответил Артем, - думаю, захотят денег.
       - А Тенгиз? Что с этим-то будем делать? – продолжал я
       - Да не знаю я, - разозлился Артем.

       В течение последующей недели спектакль продолжался.
И Тенгиз и Лорс предъявляли свои претензии нашей компании. Тенгиз заявил, что он готов простить задержку выплаты причитающейся сумму в связи с теми обстоятельствами, которые имели место. Однако терпение его не безгранично, и он готов ждать еще три дня.
Лорс, в свою очередь, строил свою обвинительную позицию на основании того, что история с Вахой произошла из-за утечки информации из нашей компании. Он особенно подчеркивал, что если он узнает о том, что мы умышленно «закрыли» Ваху – сума увеличиться в пять раз.
      
       Тенгиз приехал в офис вместе с Георгием. Он забрали конверт, пересчитал деньги и подтвердил, что инцидент полностью исчерпан. Лорс и Ваха получили по пять тысяч долларов.

       Артем избегая открытого общения, всё же был вынужден собрать Совет.

       - Мы приняли неверное решение, когда принимали Армена. Да и в дальнейшем наваляли никаких ошибок, - начал Артем, - мы должны были защищаться, но делали это безграмотно.
       - Да, конечно, - ответил я, - за прием Армена в наши ряды мы заплатили двадцать четыре тысячи. В дальнейшем мы потеряли еще тридцать семь тысяч: двадцать четыре, которые «отобрали» у Вахи, десять которые мы компенсировали Лорсу, и три за беспокойство команды Лорса. Итого - шестьдесят одна тысяча. Вот цена безответственности.

       - Что же предлагается? – спросил Артем, обращаясь ко мне, - как мы будем возвращать деньги. Я, Макс и Иосиф несем ответственность за потери, а ты – нет? То есть, мы, как твои партнеры, должны нести персональную ответственность за ошибки. В таком случае тебе достались очень слабые партнеры. Мы понимаем это, и считаем, что мы недостойны продолжать с тобой сотрудничество. Забирай свои двадцать пять процентов от суммы без учета потерь от Армена, и уходи. Если тебе не удобна эта формулировка, считай по-другому – мы втроем уходим и создаем новую компанию.

       К такому развитию событий я был совершенно не готов, и начал отступать.

       - Я не собираюсь перекладывать на вас всю ответственность за случившееся, - возразил я, - я просто хочу, чтобы в будущем мы всегда прогнозировали последствия. И внимательно относились к тому, как мы тратим наши деньги.
       - Мы все еще богаты, нам удалось построить бизнес, - вступил в разговор Иосиф, - наши личные взаимоотношения не должны пострадать. Давайте забудем об этом.
       - Я думаю, что не стоит забывать, - с видом победителя продолжил Артем, и посмотрев на меня, после секундной паузы продолжил, - будем считать произошедшее неудачной инвестицией. Но не забывайте, что я научил вас зарабатывать. Я научу и сохранять.

       Несмотря на то, что все наши неудачи произошли по его вине, Артем не только остался безоговорочным лидером, но и значительно укрепил свои позиции.