Шестнадцать внуков для бабушки

Галина Степанова
 
       
       «Мы едем едем едем в далёкие края 
       Хорошие соседи и милые друзья», –
 вопят-поют мои внуки. На самом деле, ни в какие «далёкие края» мы сегодня не едем, а едем мы в ближайший от дома детский парк. Здесь, в Паоли, много скверов, парков, маленьких парчков, игровых и спортивных площадок. Чтобы разнообразить прогулки, дочь возит ребятишек в разные места, иногда даже в другие города. Громко сказано – другие города. Двадцать минут без пробок по отличной дороге – и мы в другом городе
         "Тра-та- та, тра-та-та!
       Мы везём с собой кота,
       Чижика, собаку, Петьку-забияку…"
       -Бабушка, а ты что же не поёшь? Сама научила  и сама не поёшь!– маленькие дети крепко пристёгнуты к своим креслицам, дотянуться до друг друга не могут, перебрасываются игрушками. Старший, Алёша, ему уже десять лет, тоже не скучает - пригнувшись, лазит по машине между креслами и задирает малышей. Дети оглушительно верещат, радуются жизни. Вот они все сразу захотели пить, получили по пакетику клюквенного сока, и на несколько минут в машине устанавливается тишина. Сопят, пьют. Господи, хорошо-то как! Тихо...
 Я поглядываю на дочь, она невозмутимо ведёт машину.
       Сегодня Ксюша оставляет меня с внуками в парке, сама уезжает по делам. Детей здесь, несмотря на довольно прохладную погоду, очень много. Это хорошо, потому что нашим маленьким нужно осваивать английский. Дома они говорят c родителями и между собой только по-русски. Но они и  на прогулке играют только друг с другом, поэтому мы радуемся, когда дети общаются с другими ребятишками. Качели, лесенки, песочницы, мыльные пузыри, туалет, сок, снова туалет. Я поглядываю на часы.
       Оставшись одна с детьми со своим скудным словарным запасом, я совсем не радуюсь, когда спортивного вида американская бабушка с короткой модной стрижкой, она бегала со своим маленьким внуком в догонялки, присаживается рядом на скамейку. И её вовсе не смущает, что я не говорю по-английски. Она показывает на себя рукой и называет: «Сэнди». Я тоже ткнула себя пальцем в грудь: «Галина». Познакомились.
       –Гэлинэ, Гэлинэ, – радуется Сэнди, ловит своего пробегающего мимо внука, бумажной салфеткой вытирает ему нос, целует в щёку и говорит с восхищением: Нил!  Я показываю на своих, называю: Алексей, Анастасия, Александр.
       –О-о-о, Романовы! Рашен!– восклицает Сэнди. Надо же, я – историк, никогда не задумывалась, что с именами моих внуков может возникнуть такая ассоциация, знаю только, что все имена у них на «А», еще могут родиться Авдотья, Афанасий, например…
А Сэнди пересчитывает ребятишек, загибает пальцы: уан, ту, фри.. Трое?
       –Ноу,– говорю я,–и, разровняв влажный песок, палочкой вывожу: 3+1=4.(четвёртый дома, в России) Сэнди понимающе кивает, снова показывает на себя и пишет на песке цифру «16». Я начинаю сомневаться, что мы с ней «говорим» об одном и том же.
       К счастью, возвращается моя дочь, они быстро знакомятся, начинают мило щебетать, и выясняется, всё правильно– шестнадцать! Шестнадцать внуков у Сэнди!  У неё четыре дочери, и у каждой по четыре ребёнка. Четыре помножить на четыре – будет шестнадцать.
       – Мама, сделай хорошее лицо, ты смотришь на неё с таким ужасом, – улыбаясь, говорит мне Ксюша и продолжает переводить.
       – Она, Сэнди, очень счастливая бабушка, но есть одна проблема – дни рожденья. Сэнди ещё немного работает, её пенсии не хватает на поздравления и подарки. Она журналист, увлекается русской историей, много читает. У неё хорошая память, но она не может помнить дни рождения своих шестнадцати внуков, да ещё четыре дочки, плюс шесть зятьев, (двое – бывших, но очень хороших),ещё муж, ну, и ещё есть родственники... Вообще, у неё всё записано, но всё же  это очень большая проблема. Однажды у нее потерялась записная книжка, было очень неприятно, она так огорчилась. Нашла, конечно, но это был такой стресс!
       – Да, но когда у неё самой день рождения, сколько поздравлений, сколько подарков она получает! Переведи, Ксюша.
       – О, конечно, – смеётся Сэнди,– на бабушкин день рождения они приезжают и прилетают всеми семьями!  И два бывших зятя тоже! Дом сразу становится таким маленьким. Они гостят несколько дней, но готовится она к этому визиту несколько месяцев.
       – Мамочка, лицо! – снова напоминает мне дочь. Мы тепло прощаемся, договариваемся ходить в этот парк и встречаться чаще.
       В машине, слушая, как поют частушки, арии из опер, хулиганские песенки, пристёгнутые к креслам дети, я тихонько улыбаюсь.
       –Радуешься?– смеётся дочь.– Радуйся, что их только трое, хотя...мы, может быть, еще Акулину родим...Акульку, представляешь?! А что, будет Настьке сестричка.
       
       г. Паоли. Пенсильвания. 2005 г.