Повезло?

Николай Григоров
       Каждому из нас совершенно фантастически повезло. Повезло в том, что он появился на свет.
       Попробую доказать это. Сразу прошу прощенья за то, что мои рассуждения будут несколько натуралистическими. Известно, что во время полового акта мужчина отдаёт несколько миллионов сперматозоидов. Только один из них достигает женской яйцеклетки и оплодотворяет её. Затем из оплодотворенной яйцеклетки развивается ребенок. Остальные сперматозоиды погибают.
       Я буду рассуждать на своем примере, каждый может применить мое рассуждение к себе, или к любому другому человеку. Итак, представим себе, что в ту ночь, когда происходило зачатие, женскую яйцеклетку моей матери оплодотворил бы другой сперматозоид. Тогда родился бы другой ребенок. Он, вероятно, был бы похож на меня, так же как и мой брат, но это не был бы я! А я вообще не появился бы на свет, потому что я, мое сознание – это плод именно той самой пары яйцеклетки и сперматозоида.
       Теперь подсчитаем вероятность того, что из миллионов сперматозоидов яйцеклетку оплодотворяет именно тот, что дал мне жизнь. Отбросим нежизнеспособные, слабые и недоразвитые сперматозоиды. Все равно их – полностью здоровых – остается не менее ста тысяч. Любой школьник может подсчитать, что вероятность именно моего зачатия была около одной стотысячной (10*-5).
       Но ведь это не всё. Нужно было, чтобы мои родители сошлись именно в ту ночь, а не месяцем позже. А если бы мой отец оказался тогда в командировке? А если бы…? Множество обстоятельств могли помешать этому. Математически учесть это трудно, но вероятность получается достаточно малая.
       Хорошо, а какова вообще была вероятность встречи моих родителей? Они могли бы вообще не встретиться – моя мать была из Тамбова, а отец из Петербурга. Они могли бы встретиться, но не понравиться друг другу. Итак, вероятность моего рождения, с учетом малой вероятность их встречи получается еще гораздо меньше.
       Пойдем дальше. Какова была вероятность рождения моего отца и моей матери? Очевидно, все, что было сказано выше, можно повторить в отношении любого из них. Итак, вероятность рождения каждого из них была не более одной стотысячной. Как известно, вероятность некоторого события равна произведению вероятностей обуславливающих его событий. Значит, вероятность моего рождения уменьшается уже до 10*-15 (одна миллионная от одной миллиардной). Это настолько малая величина, что вероятность такого события смело можно считать практически равной нулю.
       Но ведь и это не все! У каждого из моих родителей были свои родители, а у них свои! Если мы повторим в отношении каждого из них те же рассуждения, то вероятность моего рождения катастрофически уменьшается при учете каждого нового поколения! А сколько их было? И от какого момента надо считать? От неандертальцев? Или раньше – ведь и неандертальцы от кого-то произошли?
       Получается, что считать нужно от первого живого организма на Земле?
       Но тогда вероятность моего рождения получается настолько исчезающе малой, что её даже трудно выразить цифрой. Я не мог появиться на свет. Не мог, потому что вероятность этого практически равна нулю. И все-таки появился! Что за парадокс?
       Вообще говоря, такой парадокс давно разрешен. Для его решения привлекается так называемый «антропный принцип». Если говорить кратко, вот его суть. Поскольку условием для того, чтобы появилось сознание, позволяющее ставить все эти вопросы, является наличие индивидуума (то есть, в данном случае, меня), то значит, несмотря на малую вероятность, рождение этого индивидуума должно было произойти! Иначе некому было бы ставить такие вопросы.
       С этим спорить невозможно, с точки зрения логики все правильно. Но ведь антропный принцип не снимает главного – исчезающе малой вероятности рождения конкретного индивидуума! Да, говорит он, столь малая вероятность реализовалась. Значит, все-таки – повезло?
       А, кроме того, было бы глупо считать, что такое вопросы приходят в голову только мне. Наверняка многие другие задумывались над этим. Получается, что проблема есть, и она не зависит от рождения конкретного человека. Рассматривая себя в отрыве от этих философских вопросов, я опять прихожу к выводу – повезло! Невероятно, фантастически повезло!
       Наверно, оно так и есть. Что же, тем больше мы должны ценить свою жизнь. Тем больше мы должны стремиться использовать эти немногие отпущенные нам годы, чтобы сделать что-то хорошее. Что? То, что можем.

Май 2006 г.