Эффект черного ящика

Мария Носова
Из разговоров на моей кухне под рюмку чая.

Слушайте, дамы, что ни говори, жизнь иногда такие узоры нарисует, не знаешь с какой стороны их рассматривать. Все вроде бы красиво, и хочется потрогать, пощупать, отковырнуть. … ну и на вкус тоже, я не зарекаюсь и на вкус можно, даже нужно иногда… Че далеко ходить, попробуй вот на окне узоры морозные, ледяные хи-хи и на вкус и на ощупь… не хочешь..конечно, табачным вашим дымом пропитаны, дома-то не курите, перед мужьями паиньки, на меня запах табака сваливаете… ну и щами и супами пропитано все ,.. че не готовлю, готовлю же что-то иногда на скорую руку… Я вот когда в больнице лежала, декабрь как раз был, холодище.. мне все узоры на окне напоминали внутренние органы: кишки, селезенки, желчные пузыри… короче, от чего страдаешь то и видишь..
Да обзор у меня из окна классный. Летом белые ночи все во дворе видно. Бинокль как-то охотничий брала у отца, наблюдала. Зимой не то, темнеет быстро. Зимой все скрыть можно от посторонних глаз не знаешь о чем и посплетничать. Конечно, мы всегда найдем тему для разговора. Мы, да, не найдем! О лете можно поговорить, о солнце, о тепле. Да, да, и про гнус всякий, про комаров… Я о гнусных тварях, честно говоря, зимой напрочь забываю. Холодрыга за окном. Вот на ум приходит только солнце и тепло, речка и пляж, ощущение теплого песка. Походить бы сейчас босиком по нему и полежать на теплом песочке… Да, летом на даче и в деревне работы много. Хочешь, не хочешь, идешь на сенокос, огород… Все лето как рабыня на плантациях. И в детстве до позднего вечера заставляли работать. Грибы, ягоды… Грибы собирать еще ничего, это мне в удовольствие всегда было… А ягоды, б-р-р, особенно черника.. Никогда не любила чернику собирать, голова кружится, тошнит, пока норму в три литра, назначенную бабушкой соберешь… Ну, точно, веники, про веники еще забыла. Как раз, когда веники заготавливать пора приходит, комары плодятся в огромных количествах… Наломаешь этих веток, домой приволокешь, (когда и привезешь) и нужно еще из них веники сидеть до ночи делать… Комарье заедает до смерти… Хорошо, баньку топят каждый день попаришься – укусы нейтрализуешь. Не лето, не отдых, не отпуск, не каникулы – один сплошной, рабский подневольный труд, не детство, а каторга…
 Помню один раз летом и отдохнула недельку, так больше никогда в жизни не проводила лето. Неделька всего, а ощущений на всю жизнь набралась… Родители летом по путевке на курорт какой то укатили, оставили нас на бабушку. А бабушке тоже срочно пришлось уехать, на похороны, то ли на свадьбу какую-то… Скорей всего на похороны, на свадьбу можно было и не ехать. Мы с сестрой в пол уха прослушали ее наставления о том что делать и как себя вести без нее, потому, что дрожали от нетерпения и от предвкушения полной свободы… Братьев я не помню, где они и были тогда, может с бабушкой тоже уехали… Главной заботой и головной болью бабушки были три овцы и баран, которых нужно было каждый день выпускать на выгул и загонять в хлев вечером, чтобы не одичали и не потерялись… Во, во, и чтоб не поймал и не съел какой-нибудь двуногий. За мной и моей младшей сестрой должна была приглядывать древняя старушка соседка, чтобы совсем не распустились и тоже не одичали как овцы... Первый день без нашей бабушки прошел отлично… Мы постарались. Бабуся проверила.
Только вечером про овец бабуся какие-то непонятные разговоры с нами завела…
- Вы овец загнали?, - спросила она.
- Загнала, - сказала сестра.
- И я загнала-, сказала я,- а что ?
- Вы меня обманываете, ведь я сама загоняла…
- Да, загнали мы! - дружно возмутились мы, - Вот все бегают ищут своих овец, не знают куда подевались, а у нас на месте… (чего возьмешь с древней старушки, не помнит, что десять минут назад делала)
- Да, что-то все ищут овец своих сегодня. Не дай бог, куда в лес ушли или шпана куда утащила (ей везде мерещились зеки, сбежавшие из ближайших зон)…
- Бабушка, сейчас зеки не бегут комарья много, они же не самоубийцы, ближе к осени в бега подаются… столько на свете живешь, не знаешь…
- Овцы у многих не пришли сегодня, ищут до сих пор …, ну ладно, я пошла, спать ложитесь, да закройтесь получше, как бы кавалеры вас не украли… девки вы уже взрослые…
Утром рано я вышла выгонять овец. Погода была изумительная, не то, что в последние дни. На небе ни облачка, солнце с утра жарило. Не даром вчера вечером солнце ярко светило на закате, когда я овец загоняла… самая точная примета, что завтра будет ясная солнечная погода… Ура! Ура! Купаться можно будет, и без спросу, сколько хочешь! Вода в речке согреется! Лето настоящее наступило!!! Овцы начали выходить через маленькую дверь. Знаете сколько животных вышло. Не поверите, шестнадцать! Это в нашем хлеву потерянные деревенские овцы переночевали. Выходит, так, мы действовали независимо друг от друга: я загнала четверых, сестра загнала четверых, бабулька – соседка загнала четверых. Да, я своих овец не знаю, а ты знаешь? А я их и запоминать не хочу, я к ним привязываться не хочу и любить не хочу. Их зимой на мясо забивают… полюбишь животное .. потом мяса есть не сможешь, а тогда мяса в магазинах не было. Да, да, двенадцать, и еще четыре овцы. Это наши овцы и были. Их никто не загонял, они сами пришли от гнуса спрятались. Как так получилось, что никто из нас троих не заметил, что в хлеву уже есть животные. Я понимаю одна ворона из нас может и не заметила, но не все же трое мы вороны…
- Это «эффект черного ящика» сыграл с вами такую шутку, - объяснил нам с сестрой на местном пляже будущий профессор красивый голубоглазый высокий парень, - Вы не должны были видеть этих овец, хоть целое стадо там было бы. Дверца маленькая, солнце светит прямо в дверь, лучи света преломляются внутри помещения и не выходят обратно. Вот вам схема преломления лучей и тут же нарисовал их на песке. Когда лучи света падают…
Я слушала, меня зачаровал его голос, его движения… вся природа солнце речка все зачаровывало в этот день. Я как будто в первый раз увидела его, его, с которым мы с сопливого детства знакомы. И все. Все. Детство кончилось, я утонула в этих голубых глазах, в этих красивых словах, в этих красивых губах небрежно выговаривающих такие непонятные слова: «эффект», «преломление лучей», «оптическое явление»… я утонула в нем на ближайшие десять-пятнадцать лет.
Неделя жарких дней, необычных для севера, пролетела в тумане, в купании, в нырянии, в речке в тревожных и восторженных мыслях. Я не помню, что я делалf, как ходила.. что ела.. оказалась ничего, потому, что в конце недели я упала в обморок от голода после очередного купания... и мы сварили наконец-то с сестрой суп.. Овцы одичали, как и мы с сестрой… Мы забыли про них совсем, баран обитал в лесу. Бабуля соседка махнула на нас рукой. На ближайшем болоте созрела морошка, и она до вечера пропадала на болоте и на нас сил у нее уже не хватало. Наступил момент истины, ночью на поезде приезжала бабушка… Мы срочно организовали всех деревенских пацанят на отлов одичавших овец. Овец загоняли в загон, и я мертвой хваткой хватала бившуюся в ужасе овцу за шерстяную шубу, выламывая себе ногти. Держала, пока вся толпа не обвязывали ее веревкой. Барана удержать я не смогла, сил на него у меня не хватало, через все заборы он перепрыгивал, как горный дикий козел. Дикая кровь в нем проснулась и придавала ему неимоверных сил. Нам стыдно было просить помощи у взрослых. Баран летом возле людей не появлялся ни разу, но со снегом вернулся в хлев сам. В лесу и на лугах есть ему стало нечего, а голод не тетка… Мне досталось за развал хозяйства по полной программе. Я перенесла упреки совершенно равнодушно. Мне было не до угрызений совести. Мне предстояла долгая разлука с будущим профессором. Он уезжал поступать в один из московских ВУЗов, а я уже не представляла, как я смогу жить без него, без того, чтобы не видеть его каждый день.
А дальше.. дальше, вспоминать мне не хочется… не просите... Потом Москва, как черная космическая дыра высосала из голубоглазого красавца все деревенское, а вместе с тем и много чего хорошего. На последнем курсе он женился на москвичке, чтобы сделать карьеру, закрепиться в Москве и поехать за границу. Закончил аспирантуру… Конечно, без женитьбы он попал бы в деревню по распределению, а не в аспирантуру.
- Это, что Шурик что-ли, профессор тот бездетный, с четвертой женой уже приезжает. Павлин высокомерный.
- Да, этот. Ну, точно, павлин, правильно обозвала … Господи, я посмеялась над собой, когда я его увидела впервые после многих лет разлуки и поговорила с ним. Любовь улетучилась мгновенно, улетела в черную космическую дыру, как и не было ее никогда. Этот человек любил только себя, ему нравилось, когда его обожали и слушали раскрыв рот. Так бы любая любовь улетучивалась. Знаете, какое облегчение сразу. Вот вам и профессор, вот вам и любовь, вот вам и эффект черного ящика, не знаешь, кто туда кого и чего загонял, откроешь дверцу, не знаешь, что из него выйдет.
- Вот черный квадрат какой-то художник нарисовал и узоров вычурных не надо, весь мир чего - то его смотрит
- Аааа, это Малевич, «Черный квадрат» Малевича.
- Вот и этот Малевич, наверно, замалевал свою душу, в черном квадрате, может там дверца есть. Вот ведь ходят люди со всего света в музеи, смотрят картину, Наверно, ищут ее, эту дверцу, может откроешь ее, а из нее шестнадцать овец или баранов вылезет с золотым руном.
-Да, не путай ты, все. Не черный квадрат это, а черный ящик… да какая уж теперь разница: черный квадрат, космическая черная дыра или черный ящик. Может и не овцы, а черти вылезут.. Жизнь-то почти прожита, что сложилось то и сложилось. Лучше спой, давай затяни, как ты умеешь, чтобы весь двор содрогнулся, у нас тоже во дворе эффект, эффект рупора, а мы подпоем «ЭХ! ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧТО ТЫ ВЬЕШЬСЯ НАД МОЕЮ ГОЛОВОЙ… ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧЕРНЫЙ ВОРОН, ЧЕРНЫЙ ВОРОН Я НЕ ТВОООООЙ»
И ЛЕТИ ДУША В РАЙ, в солнечное теплое лето юности и первой любви, первых восторгов и космических незабываемых ощущений…