Наив

Эстель Гален
Пару лет назад у нас ожесточенно спорили, что есть патриотизм, пытались уйти от совкового представления об этом качестве человеческого характера, вспоминали перестройку с ее «космополитизмом» и прочее, и прочее. Сегодня споры несколько поутихли, перестали на каждом углу кричать об утечке интеллекта на запад, кто-то уезжает, кто-то возвращается.
Наверное, я немного опоздала, и тема перестала быть интересной или актуальной. И все же похвалюсь. Я наконец поняла, что есть воспетая в советских песнях любовь к Родине. Ясное дело, исключительно субъективно.
– А я хочу жить где-нибудь в цивилизованных странах, – говорит Настя.*
Преподаватель знал, чем пронять доверчивых студентов. Рассказами о заводах Германии, где не знают контролеров и мастеров; о строгих, но справедливых законах Америки, предусматривающих за товарную наценку выше лимита ответственность вплоть до уголовной; о тарифных коэффициентах Франции, Канады и прочих развитых стран, где президент компании имеет право получать не более 18** зарплат уборщицы.
Все это здорово, конечно. Но мы прекрасно знаем, что здесь ни один из подобных фокусов не пройдет. И дело не столько в пресловутом «менталитете», сколько в потере доверия друг к другу. И тотальный контроль (видеокамеры на каждом углу и тому подобное) ситуацию не спасут. Скорее, усугубят. Слишком уж привыкли к безнаказанности и детсадовскому: «а почему это ему можно, а мне нельзя? чем он лучше?»
Да ничем. Только «опустить другого до своего уровня проще, чем подняться самому»***. Ну и зачем надрываться?
Действительно, зачем? Тратить впустую свои силы, бесценное время в погоне за идеалами – всего лишь красивыми словами, придуманными кем-то до нас, чтобы пустить другим пыль в глаза? А жизнь так коротка... Хочется жить спокойно, размеренно, зная наперед, что будет завтра...
Пусть так. Только такое существование не по мне. Скучно, на мой взгляд. Жизнь – это движение. Пусть по кругу, пусть в неверном направлении, но – движение, непрерывное изменение, развитие.
– Вы так хорошо сейчас рассуждаете о законах. А ведь сами, оказавшись в Думе, будете вести себя так же, как депутаты, – раздается обвинение из зала.
– Откуда ж мне знать, – смеется преподаватель. – Я в Думе никогда не был. Может, Вы и правы. Вот, например.., – вспоминает очередной коррупционный скандал. – Понятно, что выберем 13 миллионов и три года условно!
Нет, 13 миллионов за судимость, конечно, мало... Что на них особенно купишь? Да только очень уж обидно, что за кражу какой-нибудь мелочи дают много больше...
Злость берет, правда. Надо что-то менять. В принудительном порядке. Вот только кому оно, кроме меня, идеалистки, надо? Грустно.
Но можно начать и с «пряника».
– Как приятно, когда водитель уступает пешеходу дорогу на переходе... – вздыхает Настя. – От наших не дождешься.
Но зато представьте, как после таких слов приятно вдруг увидеть, как перед «зеброй» притормаживает «жигуленок», спокойно ждет, пока пройдет последний пешеход, и лишь после осторожно трогается с места!
Так страшно и одновременно так радостно знать, что это все зависит только от нас. Что нам самим придется что-то менять, если мы этого действительно хотим. Или мириться с существующим положением вещей. Или – уехать.
Кто-то согласится со мной, кто-то – с моими собеседниками. Это не важно. Пусть решает каждый для себя.
И главное – постарается поступать соответственно убеждениям.

* за точность цитат – слово в слово, – не ручаюсь, передаю только основную мысль.
** цифра приблизительная, надо бы уточнить, но лениво.
*** фраза относилась к теме межличностного взаимодействия, но и сюда вполне подходит, я считаю.