Чувство гордости

Зосим Цыбульский
Как в Америке я хотел помочь нищим...

Перед тем, как выехать в 1988 году на гастроли в Штаты, - нас,
артистов Государственного Ансамбля танца Украины,
хорошенько проинформировали местные партийные органы
по всем параграфам, как говорится от «а» до «я», о достойном
поведении Советского артиста в стране загнивающего капитализма.
Предложили написать заявления о вступлении
в Общество трезвости, написать расписку об обязательном
возвращении на Родину и напоследок определили
старшего из партийцев в группе из трёх комсомольцев.

Перед самым отъездом распределили обязанности б/п
к которым я принадлежал. Мне, как и другим, порекомендовали
иногда приглядывать, как бы невзначай, за остальными
членами группки и при случае или надобности,
высказаться нашим, так называемым, - «прикомандированным».
 
Это повествование, как бы служит большим эпиграфом
для вступительной части рассказа. На самом деле речь пойдёт
о том, как я хотел помочь нищим в Америке.

Да, на самом деле я верил в это, думал об этом,
и был готов к тому, что бы пожертвовать часть своих
командировочных денег и небольшого личного
имущества в какую-то местную организацию
на честь голодающих или частным порядком,
подарить бездомным нищим живущим в Америке.

За два дня до отлёта, я потратился на сувениры.
Купил новое болоньевое пальто на синтепоне
новые красивые зимние полусапожки,
а также 60 килограммов продуктов, из них мясные
и рыбные консервы, субпродукты, всевозможные брикеты,
бульонные кубики, ароматные приправы, и сушёную зелень.
Приготовил сухарики, порезанные кубиками и высушенные
в духовке, купил свежий украинский хлеб и конечно,
достойного размера, - сало.
Всё уложил в чемодан и ждал того момента,
когда самолёт со всем этим взлетит…

Уже в Америке…

Первых пару дней нас возили, поили, кормили,
и часами репетировали. А когда отгремело первое выступление
в первом городе, в ста километрах от Нью-Йорка
и на следующий день в газетах было напечатана
статья и фото Ансамбля танца, нам разрешили не надолго
выходить за пределы гостиницы и даже посещать
местные «гастрономы».

Через день мы переехали в Нью-Йорк.
Рядом с гостиницей, где нас расселили, располагался
небольшой гастрономчик.

Однажды, направляясь за покупками, я увидел
в пяти-шести метрах от центрального входа в магазин, сидящего
на картонных коробках, обездоленно-бездомного нищего…
… Вот и настал тот момент истинны, - подумалось мне,
когда во исполнение своего искреннего желания,
как раз о тех, о которых нам рассказывали в момент
предстоящих гастролей по Америке, - и появилась
возможность предложить материальную помощь.
Мне показалось, что моё новенькое болоньевое пальто
и возможно, часть сэкономленных командировочных денег
в счёт закупленных консервов, перед выездом,
позволят этому человеку некоторое время почувствовать
себя уверенным в завтрашнем дне.
С этой мыслью, я стал приближаться к сидящему...
Оказавшись рядом, я, было, расстегнул пальто,
но звучный голос «нищего» - I love New York, - I love New York,
и предложенная им бутылка с алкоголем, обвернутая
в бумажный пакет, - неожиданно сковали мои действия...
… Взглянув на крест, висящий на золотой цепи,
у него на шее, меховое кожаное пальто, джинсы LEVIS
и кроссовки под названием, «Adidas», меня, словно
под гипнозом повело в сторону, да так, что забыл, что хотел,
куда пришёл и куда должен вернуться?!

Опомнившись и не о чем не думая, словно всё ещё,
пребывая под гипнозом, я побрёл вдоль тротуара,
пытаясь одной рукой застегнуть своё синтепоновое пальтишко,
а другой сильно сжимая в кулаке несколько долларов
предназначенных для «нищего».

Гастролируя по Америке последующих два месяца у меня
уже не было подобного желания!..

Вернувшись из поездки по США, я ещё долго
носил своё синтепоновое пальтишко, а когда оно совсем расползлось
по швам, я купил новое, на ту сумму, которая предназначалась
бедным в Америке.
... Меня посетили чувства гордости,
что я не обманулся в далёкой стране, где так гниёт капитализм!..

В. Онищенко
11 марта

P.S.
Из этой серии:
«Ручная кладь»