Милла Синиярви. Мартовский кот

Сергей Эсте
Потрясающая! Блестящая работа!
Иногда, когда читаешь хорошую вещь, испытываешь наслаждение от слов, образов, мироощущения. Возникает приятное послевкусие. Иногда от работы остаются ощущения, которые трудно передать словами, но долго помнишь. Читая, было хорошо. Хочется вернуться.
Здесь - совершенно другое восприятие. Приятности нет никакой. Идет очень жесткое описание облика персонажа, которого можно частично назвать женщиной. Сразу приходят ассоциации с откуда-то прочитанным, что с жесткостью, или даже жестокостью женщины, мужчина состязаться не в состоянии.
Нет, нет! Ради Бога! Здесь нет никакой жестокости. Просто автор каким-то непостижимым способом напоминает, что и это может быть. Может, совсем не ставил такой задачи, но промелькнуло почему-то.
Когда читаешь эту работу, любуешься сказанными словами. Очаровали, хотя вряд ли это слово может передать подлинные ощущения при прочтении двух фраз. Ёмких, точных, безжалостных. Перед глазами мясо.
 
"...Отечные руки, пышные плечи, плотные икры монументальны, как урны из серого бетона, которые ставили раньше на тротуарах и железнодорожных платформах по всему Советскому Союзу..."
"...Когда супруга рожала, молодая акушерка, запутавшись в телесных жалюзях пациентки, не могла найти вход в родовое отверстие, которое трудно назвать другим словом..."

Когда читаешь это произведение, возникает странное чувство, что ты занимаешься не разглядыванием букв и слов, с последующим осознанием их смысла, а разглядыванием перед глазами некоего сюжета. Совсем не плоского, как на киноэкране, или мониторе. А объемного, изменяющегося во времени, с проникновением в атмосферу заката, марта, потаенных мыслей и животных желаний художника. К кому желаний? К той, что лежит обнаженной перед ним?
В своих легких комментариях, Милла говорит, что ее миниатюра навеяна работами Мерче.
По-моему, это очень важный момент. Я не пытался, да это и бессмысленно, искать прямые аналогии. Мне кажется, дело обстоит не в каких-то сравнениях, а в той очень тонкой связи, которую возможно только ощутить на уровне интуиции. Просто, при соприкосновении с работой Мастера у другого Мастера рождается творческий порыв. Происходит проникновение Туда, куда мы стремимся в своем творчестве. При чем, совершенно не важно, в какой сфере проявляется творческий дух.
Только что прочитал у очень интересного эстонского прозаика Мартина Напа в его «Творчестве», что нет отдельно музыки, поэзии, архитектуры и так далее. Есть проявление для других того, что творец чего-то ощутил и понял Там, куда мы все идем разными путями.
Что такое этот Мартовский кот? Автопортрет конкретного художника? Наше состояние, обыкновенных людей, в преддверии весны, когда наступает время для продолжения нашего физического нахождения на Земле?
Не хочу ничего уточнять, разъяснять, выспрашивать. Пусть для каждого останется Его личная Тайна.
Тайна, которую написала Милла, меня лично вдохновляет для жизни.

Сергей Эсте