Кавказ. Горняжка

Полина Лукавая
Горняжка.

Самое важное о горной болезни, на мой взгляд, то, что человек, ею заболевший, предстает в своем истинном обличии. Мне было интересно познать себя в этом состоянии.
В крепости своего здоровья я была уверена почти на сто процентов. Здоровый образ жизни, регулярные физические нагрузки, оптимизм и открытый нрав мой представлялись мне залогом устойчивости перед этим недугом. Инструктор все же говорил, что для успешного восхождения необходима адаптация даже таким молодым и здоровым людям, какими были я и команда единомышленников.

Идти в гору было невероятно трудно. Склон был еще не так крут, а каждый шаг требовал немалых усилий. Переставляя одну ногу, делаю паузу, затем другую, снова паузу, контроль дыхания и потоотделения. Последнего быть не должно. Дыхание необходимо сохранять ровное. Все это требуется для того, чтобы, добравшись до критической границы, где дует пронзительный ветер, не начать замерзать, и чтобы остались силы на возвращение вниз.

Мы идем очень медленно. С такой скоростью до вершины нужно идти не одни сутки. Любая попытка прибавить темп приводит к учащенному дыханию, да что уж там - на самом деле происходит одышка, дыхание затрудняется настолько, что кажется, будто захлебываешься. Мышцы ослабли. Вид вершины горы уже не внушает оптимизма. Бросать вызов ей совсем не хочется. Мы решили, что дойдем до скал Пастухова и свернем назад. Вон они, совсем недалеко – ближайшие к нам серые вертикальные полоски на белом фоне. Да уж, на белом склоне масштаб местности воспринимается весьма обманчиво. Вот она вершина – перед нами. Она перед нами все те часы, которые мы к ней идем. Мы движемся вот уже много часов подряд, а вершина все на месте, как будто дразня, уходит от нас.

До скал Пастухова не дошли. На моем опыте горняжка – это спазмы при попытке дышать. Я падаю. Хватаюсь за живот. Сижу, согнувшись пополам. Сводит. Больно. Эта боль и в животе, и в грудной клетке. От боли из глаз текут слезы. Дышать невозможно из-за спазмов желудка и легких. Тело начинает сводить судорогой. Валяюсь на боку. Дергаются ноги. Еще хуже. Рот открыт, но дыхания не происходит. Говорят, во время приступа горной болезни, человека лучше не трогать. Когда я еще сидела, схватившись за живот, кто-то из ребят пытался предложить чай. Кажется, отказалась я вежливо…

Организм у людей разный. Некоторые испытали головную боль и сбой пищеварения.

Инструктор нас предупреждал, что горняжкой лучше переболеть до восхождения.