А что нас ждёт без культа духа?

Александр Зрячкин
Нужно ли преподавание основ православной культуры в российских школах? На этот вопрос можно ответить: безусловно, поскольку оно может оказать огромное влияние на становление полноценной личности, воспитание достойного Человека и Гражданина Российской Федерации. Однако в ходе анализа современной ситуации, можно даже невооруженным взглядом отметить ряд проблем в этой сфере.
Первая. Более 70 лет существования и активной деятельности советской власти привели к тому, что население нашей страны в основной своей массе стало атеистическим. Дух безверия, в меньшей мере свойственный отцам, дедам, прадедам, находил своё укоренение и активное воплощение в умах первых октябрят, пионеров, комсомольцев. Дабы не отрываться от коллектива, не становиться белой вороной, объектом издёвок и насмешек, веру в Бога приходилось либо тщательно скрывать, либо полностью забывать о ее существовании, доходя до активного отрицания Творца.
Подобные религиозно-нигилистические установки сформировавшийся человек проносил через всю взрослую жизнь, передавая их своим детям. Соответственно, основы православной культуры были сознательно вытравлены как из умов, так и из сердец подавляющего большинства населения. Отсюда возникает естественный вопрос: кто при таком отношении мог бы полноценно преподавать нынешним детям основы православной культуры?
Второй момент. Согласно Конституции страны, Российская Федерация – светское государство. Следовательно, ни одна религия не может становиться приоритетной по отношению к другим. А если для преподавания основ православной культуры допустить в школы священников, это будет означать полное перерождение образования страны в сторону церковности. Следовательно, появится прямое противоречие с основным законом – утрата светского оттенка. Изменится сама природа Российской Федерации. Нужно ли это?
Третье, на что хотелось бы обратить внимание. Россия – это страна, в которой проживают люди многих религий. И сегодня, хотя и наблюдается некая «дифференциация по вере», в одних и тех же школах, классах могут обучаться дети христиан, мусульман, буддистов, кришнаитов, протестантов и т.д. И если ученики-христиане могут воспринять введение предмета основ православной культуры как должное – потому что такова их вера, вера их родителей – то почему в тех же самых школах дети мусульман не должны познавать основ своей, мусульманской культуры?
В связи с обозначенным вопросом хочется отметить, например, что мусульманство – более строгая религия, чем православие. Молитва пять раз в день, невозможность употребления в пищу свинины, обязательное ношение женщиной чадры в присутствии мужчин – вот лишь малая толика того, что отличает мусульманское общество. В христианстве и в православии в частности подобные строгости отсутствуют. А потому не начнут ли рано или поздно представители одной веры возмущаться, что «иноверцы» самим фактом своего нахождения рядом с ними нарушают их священные права?
Следовательно, при таком раскладе целесообразно ввести раздельное обучение для детей различных вер. Но это повлечет необходимость строительства не только новых школ, но и новых университетов (отдельно для христиан, отдельно для мусульман и т.д.) – ибо подход к образованию в школах различных религий вряд ли будет одинаковым. Хватит ли средств на подобные мероприятия у самого государства?
А между тем решение проблемы выглядит весьма и весьма просто. Стоило бы ввести в школах курс с названием «Основы мировой культуры». Такая формулировка позволила бы изучать в рамках указанного предмета и православие, и иные религии, без ущемления чьих-либо прав. Подобный подход позволил бы нашей стране получать гораздо больше по-настоящему просвещённых людей.
Александр Зрячкин