Речь пойдет о чертях, о Сатане, о Дьяволе - пусть люди, более сведущие в
чинах дьявольских, меня поправят, когда я буду ошибаться.
Ахенцы должны быть благодарны Нечистому. Еще бы: многое в городе возникло
благодаря этому господину с хвостом и копытом. Начнем с самого главного, без
чего, собственно, и Ахена-то не было бы - с горячих источников.
Самая короткая сказка города Ахена звучит так: Вышел как-то Турпин,
архиепископ реймсский, погулять. Вдруг видит: разверзается земля и прямо на
него из Преисподней лезет Сатана. Завязалясь битва, архиепископ с Божьей
помощью победил, и Сатана с позором бежал. А на месте, откуда тот вылез,
забил источник, горячий, потому что бьет из ада, и сернистый по той же
причине.
Рассказывают, правда, что Турпин здесь ни при чем, а жили когда-то граф
Готтхольд Тевернский и прекрасная дева Мехтильда из благородного семейства
фон Эйнен. Они любили друг друга и собирались навеки соединить свои судьбы
перед алтарем. И вот однажды ехали Готтхольд и Мехтильда вдвоем, без свиты
по лесу, что вблизи Ахена.
На ту беду рядом случился злобный граф Бодо. Давно уже сватался этот Бодо
к прекрасной фон Эйнен и раз за разом получал отказ. Увидев своего
соперника, Готтхольда Тевернского, злодей выхватил меч и воскликнул: "Выходи
биться! Ты или я - кто победит, тот и женится!" Тихий лес наполнился звоном
оружия, а девушка ожидала, рыдая в стороне, исхода битвы и взывала к Деве
Марии. Злодей начал одолевать и Готтхольд повалился раненый на землю. Бодо
же подступил к Мехтильде. В то мгновение Дева Мария снизошла к мольбам
девушки, и та, не успел Бодо дотронуться до нее своими грязными лапами,
растворилась, став ключом, горячим как любящее сердце. Злодей же превратился
в смрадное чудище, которое бросилось, полное ярости, в горячий ключ,
наполнив его запахом смолы и серы. Злодея Бодо тут же забрал Сатана к себе в
ад - это добавило ахенским источникам запаха серы.
Раненый же Готтхольд нашел в себе силы доползти до ключа и, отпив из него,
исцелился. Граф никогда больше не покидал этого места: там он построил себе
хижину и жил отшельником многие годы.
Однажды Карл Великий охотился в этих местах и встретил Готтхольда,
который рассказал свою историю императору, а также поведал о целебных
свойствах воды. Карл попробовал, укрепился душой и телом, решил построить
капеллу и посвятить ее Деве Марии. После рядом был возведен дворец, куда
переселился Карл Великий и перенес столицу своей империи. Капелла спустя 300
лет стала ахенским собором, а горячие источники бьют до сих пор - и слава
Богу.
Наконец, есть мнение, что горячие ключи приглянулись брату Нерона. Нерон,
как мы знаем, суммой числовых значений своих букв дает 666, так что и здесь
не без Сатаны. Брат Нерона звался Граннус, он, говорят, и построил вокруг
источников римское поселение Aquae Granni. А Карл Великий, однажды охотясь в
тех местах, набрел на горячие ключи среди римских руин. Набрел - и основал.
Ноткер Заика пишет, что и отец Карла Пипин Короткий тоже встречался с
Сатаною возле ахенского источника. В ту пору на этом месте меж развалин
римских бань стоял небольшой королевский дворец. Пипину нравилось жить там и
купаться в ахенских источниках. Раз послал он человека проверить, все ли
спокойно, нет ли кого постороннего. Но тот, кто поджидал короля, не
собирался попадаться на глаза слуге, и Пипин вышел купаться в льняной
рубашке, без доспехов, правда, подпоясавшись на всякий случай мечом. Меч
этот не раз помогал Пипину в схватках с чудовищами и всяческой нечистью.
Здесь же навстречу королю из источника выступил сам Сатана. Пипин встретил
противника крестным знамением и - о чудо! - тень Нечистого упала сраженная в
горячую воду. Вот что крест животворящий делает! Призрак был столь плотен,
что после него в воде осталась кровь, горячий жир и затхлость. "Ничего" -
сказал Пипин: "Подождем немного и вода все смоет".
Как бы оно на самом деле ни было, для ахенцев ясно одно: горячие и
сернистые ключи в их городе неспроста. А неиссякаемый источник жара и серы
всем хорошо известен.
А если мы из Ахена переберемся в Буртшайд, ныне район города, то и там
находим следы тех же копыт - и снова рядом с горячим ключом.
Случилось это, когда когда в германских землях правил род Гогенштауфенов,
то есть в XII-XIII веках, а Буртшайд был самостоятельным селением со своим
фогтом во главе, сидевшим в крепости Франкенберг. Между Ахеном и Буртшайдом
лежали сырой лес и болота, а вдоль дорог изредка встречались кузни и хибарки
лесорубов. Один кузнец отправился раз за дровами. Вдруг слышит: из чащи
доносятся плач и стоны. Сердобольный кузнец пошел на выручку, и видит:
ночная гроза повалила дерево, а под толстым стволом придавлен черт. У
Нечистого были волшебные перья - но и они лежали далеко, так, что не
дотянешься.
Иной бы сразу обрадовался и убил черта, там более, что топор на плече. Но
наш добрый кузнец сжалился и протянул копытному бедняге его волшебные перья.
Черт сразу же встал на ноги и оправился. Если вы думаете, что благодарность
не в обычаях у нечистых, то ошибаетесь. Черт дотронулся своим волшебным
пером до одного из родников, тот забурлил и начал бить чуть ли не кипящей
водой. После кузнец принес один из выкованных им мечей, который черт окунул
в источник - и сталь меча сделалась твердой как булатная. С тех пор в
Буртшайде начали ковать сернистую сталь. А еще по мановению волшебного пера
сделалась вода из источника целебной. Черт после искупался в ней, отпил пару
глотков, исцелил свою подагру - и исчез. Кузнец в память о чудесной встрече
повесил меч над дверями кузни. А целебная буртшайдская вода стала известна
по всему миру: у источника построили лечебницу, которая до сих пор зовется
Schwertbad, Schwert - это меч по-немецки.
Черт и после не раз наведывался в Буртшайд лечить свою подагру, но
недолго.
В правление тех же Гогенштауфенов произошло нечто, после чего никто больше
черта не встречал.
В монастыре Буртшайда было множество послушниц: как простых, так и из
знатных семейств. Главы таких семейств посылали дочерей в монастырь на
воспитание, а дочери, бывало, оставались там насовсем. Была среди них одна
молодая послушница, юная и прекрасная, что решила стать монахиней и жизнь
посвятить Спасителю и Пресвятой Деве. На нее-то и кинул глаз наш веселый
рогоносец с копытом.
Но решив не ломиться к порядочной девушке грубой силой, а подрулить к ней
интеллигентно, как это умеют черти, принял он облик благочестивого схимника
и обосновался невдалеке. Скоро к новому буртшайдскому отшельнику потянулись
паломники и паломницы за советом и благословением.
Одна беда: не тянулась лишь желанная наша красавица. И вот как-то раз
прогуливалась она неподалеку, грелась на солнышке. Внезапно набежали тучи
(черти это умеют), грянул гром и хлынул такой ливень, что бедняжке ничего не
оставалось, кроме как искать спасения у нашего ловеласа. Тот встретил
девушку приветливо и начал сторожненько, издалека так, очаровывать. К его
удивлению, красавица достаточно быстро повелась,
вскорости даже позволила заключить себя в объятия, и довольный черт радостно
обхватил прекрасную монашку. Вдруг видит: на нежных ручках, которые так
приятно было гладить, вырастают когти, а нежная кожа, столь много обещавшая,
медленно покрывается чешуйками.
"Иная!" - скажете вы.
"Бабуля!" - воскликнул черт и был прав.
Выяснилось: обнимает он собственную бабушку, что тоже неплохо, но совсем в
другом смысле. Оказалось, бабушка, прознав о затее внучка, решила немного
порезвиться. Остроумная старушка хохотала, радуясь собственной шутке, а
ловелас-неудачник провалился сквозь землю в Преисподнюю и больше в Буртшайде
не появлялся.
Разумеется, не только для лечения подагры являлся сюда наш герой.
Занимался он здесь и основным своим промыслом, охотой за душами. И ради
них-заветных даже помог выстроить Ахенский собор.
Об Ахенском Соборе и отрубленном пальце Дьявола.
Дворцовая капелла Девы Марии, будущий ахенский собор, создавалась подстать
заказчику, Карлу Великому. За образец взята была базилика Сан Витале в
Равенне, образец надо было превзойти. Карл пригласил для постройки мастеров
со всего света. Больше всего - из страны с самой передовой в те времена
строительной техникой, из Византии. Управлял строительством местный зодчий
Одо из Меца.
Но тут грянула новая война с саксами, Карл был вынужден покинуть Ахен, к
своему возвращению пожелав видеть капеллу завершенной. Средств
катастрофически не хватало, церковь стояла долгостроем и у всех была лишь
одна мысль: где бы найти спонсора.
Спонсор не заставил себя долго ждать, явился из Преисподней, поигрывая
хвостом, и заявляет: "Какие проблемы? Я вам - капеллу, вы мне - душу,
первую, что войдет в двери вышеупомянутой капеллы".
Ахенцы подумали и согласились. Внезапно нашлись деньги, дело тронулось, из
Равенны повезли римские колонны, из Византии - смальту для мозаик, и вскоре
капелла была готова. Возник другой вопрос: где отыскать добровольца, что
согласился бы отдать душу Дьяволу. Таковых по понятным причинам не нашлось.
Тут одну светлую голову осенило: "Ребята, ведь в договоре не прописано,
что душа должна быть человеческой!" Ахенцы на радостях поймали в соседнем
лесу волчицу и впихнули в капеллу.
Дьявол обиделся, заперся в соборе и заявил. что не выйдет, покуда его
требование не будет удовлетворено в полной мере. И непонятно, сколько могла
бы продолжаться эта осада, но с Божьей помощью рыцари из свиты Карла
Великого смогли вломиться внутрь и вытащить оттуда Дьявола. Тот упирался,
визжал, зацепился пальцем за дверной крючок. И тогда один из тащивших
выхватил меч и отрубил Нечистому палец. Бедняга с позором бежал, а палец так
и остался в дверном крючке, с веками обронзовев.
Нынешний Ахенский собор украшают ворота каролингских времен, Wolfstur, то
есть Волчьи ворота. Там два крючка в виде львиных голов: чертов палец у
одного из львов в пасти.
Еще сохранились свидетельства, что Дьявол душу все-таки схватил и уж после
сообразил, что его обманули. Потому в соборе стоит бронзовая волчица, на
груди ее - отверстие для отъема души. Некоторые, правда, утверждают, что это
не волчица, а медведица, отлита в римские времена и венчала фонтан с горячей
водой. Кроме того, напротив волчицы - бронзовая сосновая шишка размерами
примерно с волчицу. Говорят, это и есть душа, которую Дьявол в гневе
выкинул. А байкам о том, что и она отлита римлянами дли фонтана, мы верить
не будем.
Но на этом история не заканчивается :)
Про Лусберг, или о том, как вредно быть легковерным.
Пристыженный, с отрубленным пальцем, Дьявол бежал на Cеверное море, туда,
где сейчас порт Оостенде. Берег там покрыт мелким песком с ракушками и
фукусом, кроме того, море с отливом там уходит на сотни метров. Должно быть,
в один такой отлив Дьявол и придумал свою месть: Ахен будет засыпан. Набрал
он огромный мешок североморского песка, взвалил на спину и понес в Ахен.
Путь неблизок, ноша тяжела, но велики также злость, и желание отомстить.
Мешок проехал на спине у Дьявола через Фландрию, вверх по Шельде, мимо
Брукселлуса (нынешнего Брюсселя) и Тонгерена, Маастрихта и Кориоваллума
(Хеерлена) - и у Ахена был сброшен на землю, потому что Дьявол устал, а
сколько еще идти неведомо.
Тут навстречу ему выходит крестьянка с котомкой. "Женщина," - обращается к
ней Дьявол: "далеко ли до Ахена?" Видать, усталость взяла своё и Штирлица
что-то выдавало: то ли копыто, то ли хвост. "Дьявол", - подумала женщина, но
виду не подала. "Видишь", - говорит, - "хлеб свежий из Ахена несу. Еще вот
башмаки в Ахене новые купила, как одела, так и иду в них." Хлеб у бабы в
котомке черствый как камень, а башмаки изношены - дырка на дырке. Вроде, и
вранье немудрёное, Нечистого так просто не проведешь. Но, видать, от
усталости и после долгой дороги, задумываться уже не хотелось. Дьявол плюнул
в сердцах и высыпал весь песок на землю. Так под Ахеном появилась гора
Лусберг, или Лаусберг, а рядом с ней - еще две небольшие горы:
Сальваторсберг и Вингертсберг. С Лусберга - прекрасный вид на центр Ахена и
на собор, спасённые хитроумной крестьянкой.
В XIX веке на горе разбили парк, там очень уютно и спокойно гулять, а меж
корнями деревьев можно найти мидий, морские пальцы и прочие североморские
ракушки. А в 1985 году в память о случившемся на Лусберге поставили
скульптуру работы Кристины Лёнеке-Кемерлинг: крестьянка, а рядом черт с
пустым мешком чешет затылок. Судя по скульптуре, отрубили черту большой
палец на правой руке.
Говорят же: "De Ocher sind dem Duvel ze lous", "Ахенцы для Дьявола слишком
хитры".
Но на этом, опять же, истории наши не заканчиваются.
Про черного зодчего.
Был год 1353 и Ахеном управлял бургомистр, которого прозвали Герхард
Хорус.
Этот достойный человек известен великими делами на благо родного города: при
нем на руинах дворца Карла Великого был возведен зал для празднования
коронаций германских императоров. После этот зал, с дополнениями и
перестройками, стал городской ратушей, которая и ныне стоит в центре города
на рыночной площади.
Также Герхард Хорус задумал пристроить к восьмиугольнику бывшей дворцовой
капеллы, ставшей не так давно городским собором, хор в формах высокой
готики. По замыслу, хор должен потрясать, быть таким, какого еще не видывали
западные земли. Для строительства был приглашен известнейший архитектор,
который вскоре прибыл в Ахен и принялся за работу.
Зодчий был мрачного вида, черноволосыйк, всюду рядом с ним был его черный
пудель. В помошники и ученики черный зодчий взял талантливых строителей из
германских и французских земель.
Здание начало расти, и еще недостроенное удивляло: свет струился отовсюду,
широкие готические окна от пола до потолка, разделенные узкими простенками,
без внутренних балок и внешних контрфорсов, готовились нести высокий свод.
Построить такое казалось невозможным - оно и не строилось. Раз за разом
возведенные стены покрывались трещинами, все приходилось рушить и строить
заново - и вновь напрасно.
Раз утром вышел черный зодчий на строительную площадку, вновь заметил
новые трещины, покосившиеся пилястры - и в небеса из недостроенного хора
вырвалось проклятие небывалой силы. В тот же миг в ответ раздался мерзкий
хохот. Он будто сквозил из всех щелей в стенах, струился между каменных плит
пола, у черного пуделя шерсть встала дыбом. Внезапно пудель громко хрустнул
костями и превратился в Сатану, который сам выступил навстречу черному
зодчему. Сатана предложил свою помощь: хор будет достроен, а взамен, как и
всегда в таких случаях, Нечистый получает в полное распоряжение душу черного
зодчего. Тяжелый выбор, но гордость взяла свое: для настоящего мастера
завершить строение - вопрос чести, и потому договор был заключен.
Следующую ночь черный зодчий провел с Сатаной: объяснял свой замысел,
давал советы, а Нечистый строил. К утру строительство было завершено, пришла
пора расплаты. Сатана схватил душу и направился с нею в Ад. Но с первым же
утренним лучом
послышалась с небес чудесная музыка и душа вырвалась из рук Сатаны. Наутро
черного зодчего нашли посреди достроенного хора мертвым, на лице его -
счастливая улыбка. Ученикам оставалось только украсить уже готовое строение
позолотой, витражами, каменным кружевом, святыми и химерами.
История сохранила имена Йоханнеса из Ахена и Жеана из Ози, работавших на
строительстве хора. Мы также помним о бургомистре, которого звали Герхард
Хорус (Gerhard Chorus). В наказание за сделку с Нечистым имя черного зодчего
стерлось и забылось.
В городе, если поискать, можно всртетить много отпечатков известных нам
копыт. Еще несколько историй напоследок.
Про черта и башню Паунеллентурм.
Недалеко от южных ворот города стояла башня Паунеллентурм. Названа она
была по ручью, который тек прямо под нею в Ахен - первый сводчатый этаж был
построен как раз для ручья Паунелль, вода двигала мощные колеса кузницы при
башне. Два верхних этажа вмещали арбалетчиков и пушки. Простоять ей довелось
недолго: первое упоминание о башне мы встречаем в 1444 году, а менее, чем
столетие спустя Паунеллентурм рухнула.
В окрестностях ее бродил черт: в город с юга шли паломники, и наш
охотник-спортсмен отлавливал себе души погрешнее. Также ходили слухи, что
недалеко от башни жила возлюбленная черта, некоторые даже называют имя:
Мария Брукс, ведьма, та самая, что была в 1526 году изгнана из Ахена.
Поговаривают, что изгнание любимой так огорчило черта, что он удалился в
Паунеллентурм, горюя о своей Марии, буйствовал там.
Буянил, надо сказать, столь яростно, что башня не выдержала и обвалилась,
заточив влюбленного черта на первом этаже, наедине с холодным ручьем.
Окрестные жители в один голос свидетельствовали, что из рухнувшей башни
раздавались чьи-то стоны и жалобы. Если это правда, то черт просидел в башне
до 1611 года. Тогда городской совет распорядился снести Паунеллентурм, и к
1614 году осталась только груда камней, которые никто не решался трогать. И
только год спустя остаткам башни нашлось применение: орден иезуитов
пристраивал к своей церкви башню и школу. На них-то и пошли чертовы камни,
которые и сейчас можно увидеть и даже потрогать.
И, наконец, еще раз черт в Ахене появился в 1645 году. Некий богатый
фабрикант, живший в центре города, недалеко от собора, выдавал свою дочь
замуж. В зятья себе папа выбрал купца из Штольберга по имени Элиас,
намереваясь объединить два купеческих дома. О женихе, правда, говаривали
разное, но какое это имело значение?
За день до свадьбы невеста устроила девичник, а перед тем пошла в собор
помолиться. В тот день было темно как ночью от плотных облаков, дул холодный
ветер и сыпал мелкий промозглый дождь. Подружки невесты собрались у собора.
Рядом были и друзья жениха - ждали Элиаса из Штольберга. И вдруг тот
является в черной с золотом карете, черный плащ кучера вьется на ветру, алый
воротник отсвечивает в огнях факелов. Что произошло потом, никто толком и не
понял. Говорят, карета вдруг вспыхнула ослепительным огнем, черный кучер
встал в полный рост и сделался исполинских размеров, а испуганные лошади
понесли. Некоторые говорят, что это ветер сдул пламя от факела на карету, а
некоторые считают, что черт как раз этого и хотел. Лошади несли прочь от
собора, оглушительно кричал кучер, гудело пламя, и выл ветер. За день до
того гроза размыла одну из улиц. Образовалась дыра, в которую и попали
сперва испуганные звери, после люди и повозка. И, как это всегда в таких
случаях бывает, земля разверзлась, в одно мгновенье поглотив всех.
Невеста вернулась домой к отцу, который наверняка имел на примете еще с
дюжину выгодных женихов, потому о судьбе ее печалиться не стоит. Дыру после
засыпали, улицу наконец замостили, но и много лет спустя на этом месте
доносились из-под земли чьи-то стоны. Так говорят люди, они зря не скажут.
Столь красочным представлением завершились гастроли Нечистого в Ахене.
Хотя, почему же? Кто знает. Ахенцы ведь и сами говорят "Dat geschucht, wenn
der Duvel van Oche kont", "это случится, когда черт из Ахена уйдет", никогда
то есть :)