Вольный народ или холопский сброд?

Фима Жиганец
Одна из главных и принципиальных позиций, которые отстаивают идеологи современного казачества, - признание казаков отдельным народом, нацией. Без этого возрождение казачества, по их мнению, превратится в фарс.

Две тысячи лет вместе. И порознь
Плеяда казачьих историков давно развенчала «бегло-холопскую» теорию зарождения казачества (согласно которой оно возникло в XVI веке из крепостных крестьян, бежавших на Дон). Историки доказали, что казаки - народность, которая образовалась как результат генетических связей между скифским народом Кос-Саков и приазовскими славянами метео-кайсарами и насчитывает двадцать веков. Имя казаков в разных вариациях встречается у греков, в русских летописях, в тюркских источниках и проч. "Кос-Саки" в переводе с языка скифов значит "Белые Олени". Не случайно у казаков в гербе - белый олень, раненый стрелой. Таким образом, прародина нынешних казаков – Приазовье и Дон.

В обстановке преобладания приазовских славян язык казачьего народа был в основном славянским. Казаки приняли христианство раньше русичей, около 860 года, после апостольской проповеди св. Кирилла. Земля Коссак со столицей Томаторкань была независимым государством еще в XI веке. С приходом монголо-татар казаки встали на их сторону и бились против Руси на реке Калке. В составе татарской империи Золотой Орды казаки пользовались автономными правами, сохраняли язык и христианскую веру. Часть из них (Черные Клобуки) пополнила дружины крымских ханов и стала позднее именовать себя Запорожскими козаками. Когда в Орде начались междоусобицы, казаки встали на сторону московского князя Дмитрия в Куликовской битве. Однако она оказалась роковой для казаков. Татары оттеснили их в верховья Дона и дальше на север.

В XVI веке казаки Верхнего Дона вместе с астраханскими и нагайскими возвращаются на Нижний Дон. Это переселение поддерживали московские государи. Но с приходом к власти татарина Бориса Годунова отношения между казаками и Русью обострились, и казаки поддержали обоих Лжедмитриев. А в 1613 году атаман Межаков завершил русскую смуту, возведя на трон Михаила Романова.

Конец казачьей вольнице положил Петр I, не желавший мириться с повальным бегством крестьян из России на Дон. Это вылилось в 1707 году в вооруженное столкновение России с атаманом Кондратием Булавиным, который был разгромлен. Войска Петра устроили на Дону кровавую резню. Русские люди были возвращены под господское ярмо, остались только старожилы. Соратник Булавина Игнат Некрасов отступил за турецкую границу на Кубани. Эти казаки и назвали себя кубанскими. В конце концов Некрасов увел своих казаков с семьями в Турцию. А в 1792 году Екатерина II переселила на земли отступившего Войска Кубанского запорожцев. Во время кавказских войн появилось и Терское казачье войско из казаков, живших по берегам Терека.

Так со времен Петра земли казаков вошли в состав России. Древний донской герб "Елень пронзен стрелою" был отменен, вместо него как бы в насмешку введен новый - "голый казак верхом на бочке и с шашкой".

Уничтожить как класс!
Большевики пошли еще дальше Петра. Они взяли курс на полное уничтожение казачества. По мнению ряда историков, коммунистический геноцид казачества, в результате которого погибло 5 миллионов человек, - первый пример проявления геноцида в России и один из первых в мире наряду с геноцидом армян и евреев. Именно в этом смысле следует понимать прямое указание Ленина от 10 апреля 1920 года – «Советская власть должна беспощадно и повсеместно уничтожать казачество как класс» и приказ Якова Свердлова о «массовом и беспощадном терроре» по отношению к казакам.

Положение пытался перед самой войной изменить Иосиф Сталин, понимая, что в противном случае его ждет удар в спину со стороны «казачьей Вандеи». Он восстановил казачьи части и даже ввел казаков в свою личную охрану. Однако, несмотря на это, во второй мировой войне огромное количество «подсоветских казаков» встало на сторону вермахта и сражалось на стороне фашистской Германии до самого конца. Видимо, и это послужило причиной того, что казачество не вошло в перечень реабилитированных народов ни по Указу Президиума ВС СССР 1955 года, ни по Закону о незаконно репрессированных народах 1991 года. Это же положение сохраняется до сих пор.