Крестики-нолики на ладони

Земфира Кратнова
– Дай мне свою руку.
– Как все цыгане, ты умеешь гадать?
– Угу. И коней красть, – мрачно отвечает Чес, рассматривая мою ладонь.
Чес – так называют его в нашей разношерстной компании, где причудливо переплелись национальности и возраст. Тридцать человек, связанных совершенно непонятными прихотями судьбы. Не друзья и даже не особо близкие люди. Просто компания, любящая посидеть вместе и потрепаться ни о чем.
Чес рассматривает мою руку минут пять. Потом усмехается и отпускает.
– М-да, сложный ты человек.
– А то ты не знал! – В компании я уже года три, меня успели изучить более чем хорошо.
– Но не догадывался, что настолько, – бурчит Чес.
Он сверлит меня своими угольно-черными глазами.
– У какого фантаста это было? – Он морщит лоб, вспоминая имя, а потом машет рукой. – Неважно. Так вот, там есть второстепенный персонаж – робот, играющий сам с собой в крестики-нолики. И огорчающийся, что выиграть невозможно, потому что противник очень сильный.
– Э-э… – Я озадачена. – Чес, а к чему это ты сказал?
Он чешет в затылке.
– Ты понимаешь… Ты тоже так играешь. Сама с собой. И с судьбой заодно. Заведомо проигрышный вариант для обеих сторон. Смысла в этом поединке никакого, но ты постоянно пытаешься перехитрить сама себя. Образно выражаясь, сама заботливо подкладываешь себе под ноги грабли и наступаешь на них в надежде увернуться.
Разинув рот, я глупо хлопаю глазами. Видок у меня сейчас, наверное, тот еще!
– Чес, ты где таких умных слов понабрался?
– Философский закончил, – ослепляет он белозубой улыбкой.
– Знаешь, мне кажется, ты Америку не открыл. Так поступают многие люди.
– Далеко не все, – возражает он. – Просто в твоем случае это усложняется тем, что в крестики-нолики ты играешь вслепую. На огромном поле. И когда выстроится цепочка из крестиков…
– Или ноликов, – рассеянно отвечаю я.
– Обычно люди-нолики любят ставить на остальных членах общества крестики, – он снова усмехается. – Так вот, когда такая цепочка выстраивается, ты сама не знаешь: выиграла ты или проиграла.
– Почему?
– Потому что перед тобой открывается новое поле для игры в крестики-нолики. Гораздо большее, чем предыдущее.
Мы оба молчим. Ему больше нечего сказать, а я и не знаю, что отвечать на эти заумствования.
И только дома, прокрутив еще раз в голове наш диалог, я понимаю, как много правды в его словах…