Вчера вечером

Ольга Нацвина
Вчера вечером я присел на скамейку. Там же, укутавшись в тряпье, сидел бомж. На меня смотрели умные, полные отчаяния глаза. Он был не настоящим бомжем, если вообще так можно выразиться. У первых – из глазниц веяло опустошенностью, у Геннадия Николаевича, как он потом представился – растерянностью в сочетании с недоумением. Я уверен, он случайно оказался на улице. Людей с такими тонкими чертами лица, нервными всплесками движений рук я часто наблюдал в среде ученых. Он скромно сидел на краю скамейки, боясь вызвать у меня неприязнь.

Я первый вступил в разговор. Он сначала робко, а потом более свободно поведал мне свою историю. Как я и предполагал, его лишили дома, или, как сейчас говорят, жилплощади. Он до сих пор не понял, как оказался на улице ухищрениями своей бывшей жены и ее любовника. Потерянный паспорт, расформированный НИИ, череда каких-то фантасмагорических случайностей привели к тому, что его вырвали из привычной ситуации и выплеснули в инородную среду, в которой он совершенно не ориентировался.

Геннадий Николаевич с благодарностью отзывался о бомжах, которые приютили его и не дали умереть с голоду. Они с юмором относились к новичку и учили его секретам выживания в обстоятельствах полнейшей свободы. На вопросы о бывших коллегах Геннадий Николаевич не сказал ни одного дурного слова, правда, и хорошего не сказал.

Я был удивлен, что человек в этой дикой и несправедливой для него ситуации остался человеком, не озлобился ни на кого и никого ни в чем не обвинял. Он с юмором вспомнил, что в детстве его прозвали растяпой.

- Растяпа и есть, – сказал он с тихой улыбкой.

Он продолжал что-то изобретать. В подвале бомжи соорудили ему стол и с благоговением наблюдали, как тот священнодействует над клочком бумаги. На прощание я пожал коллеге руку.
       
Какое счастье иметь свой угол на этой земле, идти после работы и раствориться в только тебе принадлежащем пространстве… Как мало надо человеку – свой маленький и уютный островок, где тебя ждут и любят. Слава Богу, я всегда это знал и ценил.


Что за чепуха! Почему не подходит ключ? Когда она его заменила? Почему не сказала мне? Неужели вот так просто, не сказав ни слова… Жестоко! Так же, как с ним! Почему я не спросил, где его приютили? У меня же нет никого в этом городе! Я жил только с ней и только для нее!

- Мужчина! Вы зачем стучите ногами! Там уже давно никто не живет! Они уехали в Израиль три года назад!

- Кто уехал?

- Кто, кто! Лизка с Володькой уехали! Вам кто нужен-то?

- Это Юбилейная 16, квартира 26?

- Милок! Это Юбилейная 18, а квартира точно 26.

- Спасибо вам! Дай Бог, дай вам Бог всего!

Какое, какое же это счастье …