Глава 4. Опасная находка

Феликс Эльдемуров
Глава 4. Опасная находка

Существуют знания, которые Господь Бог до времени привычно скрывает от людского внимания – не потому, что он в чём-то зол на людей, но потому что люди как дети, от которых разумнее прятать спички.
       Сергей Баданов, «Философия великих открытий»


1

Мы побывали и в Эрмосильо, и в Паленке, и в Ла-Венте, где находится знаменитое изображение человека, управляющего изнутри пернатым змеем… Кстати, у этого таинственного «водителя змея» точно такая бородка, как у вас, Фёдор Николаевич! (А вы что подумали?)

Папа, помню, долго всматривался в резное изображение на саркофаге Пакаля, древнего правителя Паленке. Потом внимательно, с лупой в руке, осматривал боковые стороны, и кажется, набрёл, наконец, на что-то особенное.
Я, устав ожидать, спросила, что он там нашёл.
– Пока не знаю, – хмурясь, ответил он. – Это надо обдумать.
Помните рисунок в Паленке? А о скульптуре из Ла-Венты вам известно?
Это – изображения летающих колесниц!

Я помогала ему в оформлении наших находок. Мы вместе копались по архивам и библиотекам. Я помогала зарисовывать музейные экспонаты. Помогала разбираться в путевых заметках и рукописях. Сама садилась за печатную машинку или конспектировала какую-нибудь взятую под залог редкостную книгу.
И я была счастлива! Боже мой, как я была счастлива! Я учила этот проклятый киче* в Гондурасе и Гватемале! Я переписывала и заново переводила священную книгу «Пополь-Вух»! Я расспрашивала крестьян о верованиях их далёких предков! Я ела с ними их пищу, и я готова была есть с ними варёную морковку и (о ужас!.. кстати, действительно, ужас!) даже гороховый суп!..
Так, путешествуя то в Мексику, то в Перу, то на север Боливии, пробираясь пустынями, лесами и пещерами, проводя долгие часы в расспросах местных жителей и заводя опасные знакомства с вакерос**, беседуя с археологами, историками, художниками и ремесленниками, мы постепенно создали статьи о хрустальных черепах и зеркалах, о поющих чашах и удивительных стеклянных, фарфоровых и глиняных сосудах, о легендарных музыкальных инструментах и нотных ладах, о «греческом огне», мечах и лабиринтах, о магии архитектуры и магии садов, о волшебных картинах и сказочных устройствах, о магии одежды и магии жестов рук…

* Киче – язык индейцев в северной части Латинской Америки, современный язык потомков индейцев майя. На этом языке написан упоминаемый ниже памятник-рукопись «Пополь-Вух».
** Вакерос – исп., буквально "пастухи" – прозвище латиноамериканских расхитителей гробниц.

Всё, о чём мы, не покладая рук, писали, немедленно отправлялось вначале в редакцию альманаха, затем, вне всякой очереди, появлялось в прессе. Папа сделался знаменит, к нам в гости приезжали самые разные люди, и нередко – с учёными званиями. Его постоянно звали куда-то – преподавать, принять участие в конференции. Однажды пришло приглашение из консерватории США – прочесть цикл лекций о музыке Паганини…
А мне было в ту пору всего двенадцать, и я очень стеснялась, когда папа, представляя меня гостям, вполне серьёзно заявлял:
– Это – мой самый тайный, но самый главный соавтор!

Однажды, осматривая запасники музея в Лиме, папа наткнулся на толстую стопку деревянных пластинок, которая скреплялась продетой насквозь верёвочкой. На вопрос отца: «что это?» хранитель музея пренебрежительно махнул рукой:
– Подделка очередного любителя сенсаций. Эти дощечки, сеньор, он, якобы, приобрёл у одного из вакерос. Цену заломил несусветную, но мы живо поставили этого наглеца на место. Может быть, со временем выставим… на каком-нибудь вернисаже подделок.
– А почему вы считаете, что это подделка?
– Ха! Вы обратили внимание на надписи?
– Какие-то… похоже на иероглифы.
– Тот человек утверждал, что это – письмена «кохау ронго-ронго»*! Вы представляете? Таинственная письменность острова Пасхи – на континенте, в гробнице эпохи Мочика! Каков бесстыдник!.. А вас эти щепки, я вижу, заинтересовали?

* Кохау ронго-ронго – загадочная, напоминающая иероглифы, непонятного происхождения письменность древних обитателей о. Пасхи.

– Я… ну, я ведь пишу о многом, и о подделках тоже пишу. У меня назревает статья: «Искусство и магия подделки», – не моргнув глазом, соврал папа.
– Если это действительно может оказаться полезным, музей пойдёт вам навстречу. Мы всегда только рады избавиться от лишнего хлама!

Так, внеся небольшую сумму, мой папа оказался владельцем предмета, который, в конечном счёте, перевернул всю нашу жизнь.


2

Спустя несколько дней (в которые папа, главным образом, бегал по библиотекам и книжным магазинам), вечером, он усадил меня напротив и глядя прямо в глаза, сказал:
– Вот что, Маркиза. Ты – девушка, которая несмотря на молодые годы, обладает умом и практичностью взрослой женщины. Ты – настоящий исследователь и мой ближайший друг. Пожалуйста, выслушай всё, что я тебе сейчас скажу. Мне будет очень интересно узнать именно твоё мнение.
Во-первых, эти дощечки – не подделка. Дерево очень старое, ему очень много веков. Сделать надписи на нём практически невозможно, оно просто будет сыпаться в руках.
Во-вторых, быть может, ты встречала в моей библиотеке книгу русского профессора Петра Павловича Рубцова. В ней он соглашается с Туром Хейердалом относительно того, что цивилизация на остров Пасхи, а также, вместе с ней письменность кохау ронго-ронго были в своё время привнесены с континента. Возможно, это таинственно исчезнувшая письменность какой-то доинкской культуры. Тогда, утверждает Рубцов, читать таинственные письмена нужно на языке индейцев кечва*, коренного населения Перу. И он попробовал читать пасхальские письмена именно на кечва. Его книгу официальные, «серьёзные» учёные, естественно, проигнорировали.**

* Кечва или кечуа – сборное название группы родственных племён индейцев на территории Южной Америки (район Перу, Чили, Боливии и др.)
** Эльдемуров Ф., Рубцов П. П., "Тайнопись букв и иероглифов". Эту книгу, говорят, всё ещё можно заказать в Интернете.


В-третьих, я, накупив в магазинах словарей языка кечва, сегодня с утра, сначала шутки ради, потом всё серьёзнее, попробовал читать надписи на этих дощечках… Как ты думаешь, о чём они?
Я пожала плечами:
– Наверное, о чём-то, касающемся техномагии?
– Именно! – воскликнул он. – Именно! Как хорошо, что ты меня понимаешь!
И продолжал:
– В преданиях индейцев Центральной и Южной Америки существует легенда о взбунтовавшемся оружии… (Тогда, согласно преданиям, было время, в которое все вещи были волшебными: и оружие, и посуда, и инструменты – они обладали собственным разумом и служили людям). Её смысл, вкратце: людьми, в незапамятные времена, было создано оружие настолько мощное, что оно обернулось против самих людей. Больших трудов стоило им победить и уничтожить это оружие…* После этого, все упоминания о нём, не говоря уже о способах его изготовления были вырваны с корнем. Испанский хронист Монтесинос упоминает о том, что император Инка Пачакути приказал по этому случаю вообще уничтожить всю письменность. Все какие-либо записи на дощечках, банановых листьях или камнях были истреблены, а знатоков письма, келлька-камайоков сожгли живьём! Посему инкский народ и не имел никакой письменности**, и забыл о том, что она когда-то была… Но теперь… Как ты думаешь, о чём могут поведать нам эти таблички?

* См. текст этого инкского мифа, например на сайте: http://myths.kulichki.ru/lostcivil/inca/myth0001/
** Исключая «кипу» – способ фиксации простейших сведений и главных событий «узелковым письмом».



В моей голове крутились самые разные предположения и слова. Я… иногда могу читать чужие мысли, вы знаете. Вот и в тот момент у меня в голове мелькнуло одно-единственное слово: «вимана». И я сказала его вслух.
– Верно! – воскликнул мой папа. – Именно она! Летающая колесница не только индийцев, но и, наверняка, других народов мира! Вспомни, что мы писали о древних постройках и статуях! Почему древние «предпочитали» строить свои здания из многотонных монолитов, а не более мелких камней? Не владели ли они секретом, позволяющим создать эффект антигравитации? Убрать земное притяжение! И тогда… тогда мы могли бы создать и движущиеся над землёй с помощью антигравитации машины! Вспомни, что мы с тобой видали в Мексике!
– Летающие колесницы? Погоди, папа! И о секрете, как их делать… ты узнал из надписей на этих табличках?
Он глубоко вздохнул, прикрыв глаза, как будто собираясь нырнуть в глубокую воду. И ответил:
– Да! Именно об этом в них говорится!..
Потом очень серьёзно и грустно прибавил:
– Да… Как бы нам с тобой не заиграться, девочка!


АСТРАВИДЬЯ (из материалов к статье Серхио Руфо):
Это слово обозначает буквально: «Божественное оружие» (или – «Наука о божественном оружии»). О ней неоднократно упоминается в «Махабхарате» как об оружии, которое было подарено богами людям для уничтожения демонических сил: асуров, данавов (ниватаквачей), дайтьев, ракшасов и проч., но со строжайшим условием никогда не применять его против самих людей. Астравидья имеет много подразделений. Одни и те же виды его иногда называются одинаково, иногда по-разному, и наоборот – одно и то же название может обозначать разные виды оружия.
Согласно преданиям, Арджуна в единоборстве побеждает самого Шиву. Восхищенный Шива предлагает герою исполнить любое доступное желание. Арджуна выбирает оружие, которым с ним делятся боги.
Во-первых, боги передают Арджуне оружие согласно своей «специализации». Это:
– «ваявья» бога ветров Вайю;
– «варуна» бога вод Варуны;
– «ваджра», громовой жезл бога грозы Индры.
Во-вторых, боги делятся с ним оружием, которое для каждого из них не является строго естественным:
– «брахмаширас» («голова Брахмы») – от Брахмы. Природа его не совсем понятна. Это могла быть огненная стрела или пламя, заключенное в стебле травинки, а мог быть и яд «калакута» – всплывший при пахтании океана и выпитый Шивой для спасения мира;
– также полученный от Брахмы «брахмаданда» («данда» – копье, дротик). Это оружие более сильное, чем даже стрела Индры и может поражать страны и народы в течение нескольких поколений (радиация???);
– оружие Шивы «пашупати» – производит землетрясения;
– летающие колесницы (виманы); с их помощью Арджуна громит летающие города дайтьев;
– прочее: заставляет исчезать предметы и препятствия, приводит противника в замешательство (воздействует на психику наподобие газовых бомб).
В десятой книге «Махабхараты» повествуется о том, как злодей Ашваттхаман овладевает и употребляет оружие «брахмаширас», действие которого останавливает Арджуна (не уничтожает, но останавливает, потому что если его уничтожить, то 12 лет не будет выпадать дождь). При попытке его остановить «умирают зародыши в женщинах»*.

* Цит. по статье: Рубцов В., «Астравидья – миф или реальность?» – «Техника – молодёжи», 6-74.


Материал, предложенный альманаху, был встречен редакцией на «ура» и тут же пошёл в печать. К тому времени оригиналы и копии табличек, а также их дословный перевод покинули наше жилище. Мы закопали всё это в тайнике на горе.

В первых числах февраля 1998 года нам по почте пришёл конверт из России. Я выбрала его из остальной почты, решив не вскрывать до тех пор, пока папа не вернётся из очередной поездки в Монтевидео. Он приехал к вечеру, очень усталый и, как мне показалось, чем-то чрезвычайно встревоженный.
– Из России? А-а! – только и сказал он.
– Что-нибудь случилось? – спросила я.
– Потом, потом! – отмахнулся он, пробегая глазами строчки.
После чего, не говоря ни слова, ушёл в кабинет и достал колоду «Таро Горгоны».
– Входи, Маркиза! Входи, я знаю, что ты стоишь под дверью!
Так я узнала, с чем именно он посещал столицу и что подтвердили карты:
– У меня здесь, – постучал он пальцем по правому подреберью, – бомба с часовым механизмом. Врач предупреждает: максимум восемь месяцев… Карты подтверждают: может быть, и меньше. Ты должна об этом знать.

Как я бросилась к нему! Как обнимала, целовала, просила, чтобы он тотчас взял эти слова обратно, улыбнулся и сказал: «прости, Маркиза, это была всего лишь дурная шутка!»
Он действительно улыбнулся. Но сказал иное:
– Поедем в Россию? Там интересно… Где-то под Курском – могилы наших далёких предков… Знаешь, а ведь я никогда не бывал ни в Москве, ни в Петербурге. Хорошо бы походить по музеям, поговорить со знающими людьми. Можно раскопать массу интересных фактов для нашей энциклопедии!
«Какая энциклопедия, какие музеи?!.» – хотела выкрикнуть я, но у меня перехватило горло.
Тем вечером папе можно было не говорить мне «чок-чок». Мы молча, обнявшись, сидели на скамейке в саду и сквозь плети вьющихся роз смотрели, как за гору заходит солнце.