Впечатление

Людмила Гарни
       На концерте Мирослава Савина
       4 февраля 2008 года в «Бродячей собаке»
       


На сценическую площадку в «Бродячей Собаке» вышли трое: Наталья Кравченко со скрипкой в руках, виолончелистка Анна Самокиш и Мирослав Савин со своей гитарой. Вступительных слов не было. Мирослав кратко объявил: «Георгий Иванов». Возникли стихи, а затем и мелодия. С первых же музыкальных тактов я поняла, что меня ждёт нечто необыкновенное. Звуки гитары, скрипки и виолончели ворвались в меня, обволокли и заполонили всё моё существо.

То, что поёт Мирослав, нельзя назвать песнями. Это - музыкальные композиции на стихи поэтов «Серебряного века». Предваряя очередную вещь, Мирослав читает стихи, опять-таки кратко называя авторов: Владимир Набоков, Арсений Тарковский, Иван Бунин, Борис Пастернак и многие другие знакомые имена…

Миг лирического вдохновения – краток. Оттого и кратки все композиции, оттого и веришь безоговорочно композитору, музыканту и исполнителю Мирославу Савину.
Момент истины тоже краток (потому и «момент»). Для меня искусство Мирослава явилось истиной вдохновения, или откровением. Ничего подобного ранее я не слышала. Смысл фразы «стихия стихов» обозначился абсолютно чётко. Словно бы, все стихии, составляющие силу и основу Жизни, выраженные в поэтических строках чудных русских поэтов, лились музыкальным водопадом, взлетали на крыльях птиц, пересыпались временем и обжигали феерическим огнём слушателей. И над всем и вся царила Её Величество Любовь во всех её проявлениях.

… Аккорды всхлипывают горестным плачем, рвут душу, затем звуки затихают, и рой возникших мыслей-ассоциаций растворяется в умиротворении. Мирослав в чёрной рубашке, с бледным одухотворённым ликом и седой шевелюрой волос отрешён от всего суетного и преходящего. Он закрывает глаза и целиком погружается в Серебряный Век.


       Наталья Кравченко, миловидная молодая девушка с открытым лицом и чуточку лукавым взглядом, извлекает из своей скрипки безукоризненные звуки: они то щемяще-пронзительные, то глухие и тревожные, порою - убаюкивающе-ласковые.

       Анна Самокиш выглядит несколько флегматичной и бесстрастной к происходящему действу, но струны под её умелыми пальцами профессионального музыканта поют печально и рыдают навзрыд.

       И на взлёте, когда ты ещё паришь в мечтах и фантазиях, музыка резко обрывается, как часто обрывается на взлёте сама жизнь. Ты ошеломлена, с трудом возвращаешься в действительность и понимаешь, что композиция окончена. Ты видишь рядом лица своих друзей, замечая, что и они пребывают в эйфории. А через минуту уже взлетают над залом новые строки, и чудится, что прямо на глазах у зрителей рождается совершенно новая, в унисон стихам мелодия.
 
И чудо продолжается, и к горлу подступает ком, и твоё сердце разрывается от смутной жалости и к себе, и к Мирославу, и ко всем существам Вселенной. Кажется, что и сердце музыканта вот-вот выскочит и разобьётся от переполняющих его чувств, и моё сердце тоже выскочит и хрупкие хрустальные осколочки смешаются у ног Мастера. Его голос, порою переходящий в доверительный шепот, а иногда вибрирующий где-то под сводами зала, проникает в каждую клеточку моей грешной плоти. Нет! Это непереносимо! Он ведь поёт про меня, он поёт про каждого человека из тех, что жили когда-то или живущих ныне на Земле!


       Но не страшно! Ничего больше мне не страшно – даже самое неотвратимое…
За всё время выступления Мирослав лишь несколько раз улыбнулся слушателям: я здесь, с вами! Я не такой уж и отрешённый от всего земного, как вам показалось! Я живой! Наверное, у Иисуса Христа была вот такая же детская беззащитная улыбка, когда он, превозмогая душевную боль и не думая о телесных муках, восходил на Голгофу…


Невольно вспомнился и далёкий Вольфганг-Амадей Моцарт, и современный, рано ушедший в мир иной талантливый мальчик из Костромы - Вениамин Д’Ыркин. . Переплелась волшебным образом их музыка с музыкой Мирослава Савина.
 
       … Слёзы, оказывается, давно застилают моё лицо. Пересилив себя, очнулась и тихонько вышла из зала, дабы успокоиться. Слишком велико для меня оказалось эмоциональное напряжение. Я словно заново открыла поэзию «Серебряного века», словно по-новому поняла каждую строчку из любимых поэтов.


       Шквал аплодисментов ворвался в зал после выступления этого замечательного трио. Музыканты, не ломаясь, тут же исполнили «на бис» ещё несколько композиций. Жаль только, что такое явление в искусстве не приемлет наш сегодняшний телеэфир! Да если бы и пустили на телевидение Мирослава Славина, далеко не все молодые слушатели поняли бы, о чём поёт Мирослав.

       К сожалению, духовное обнищание молодого поколения идёт полным ходом, а на вопрос «что делать?» толком никто не может ответить – слишком много упущено в воспитании вкуса к «разумному, доброму, вечному». Но хочется верить, что не всё ещё потеряно, и что всё поправимо.