1. Предисловие к циклу мини-рассказов Грустника

Анастасия Астафьева
П р е д и с л о в и е

«Грустника»... Не правда ли, чудное название! Оно пришло ко мне из детства. Как рассказывала мама, двухлетней крохой она уже брала меня с собой в лес. Стелила на землю еловые лапы, на них – куртку, а сверху сажала меня. Она собирала ягоды неподалеку, следила, чтобы я не утопала куда-нибудь. Но высокие, усыпанные темно-синими ягодами кусты черники, что росли вокруг насиженного места, привлекали меня куда больше. Даже комары и мухи, неустанно кружащие около, казались лишь забавой, а пропитанный солнечными лучами сосновый бор виделся большим светлым домом. Насобиравшись ягод, мама находила свою дочь, упичканную черничным соком, сонно уткнувшуюся в курточку. Отдохнув немного рядом, она будила меня, и мы неторопливо шли к деревне…
А как-то вместо сладкой черники мама протянула мне на ладони горсть некрупных бордовых ягод. Я попробовала и сморщилась от кисели.
- Бру-сни-ка, - сказала мама смеясь.
- Грустника, - повторила я.
И каким неожиданно точным оказался этот неосознанный детский каламбур. Созревает брусника в самом конце лета, когда начинает желтиться лист на березе, когда все реже и скромнее поют лесные пичужки, когда воздух становится как будто более прозрачным, а небо - высоким и ясным. Кисло-сладкий, с неотразимой терпкой горчинкой, вкус этой ягоды навевает светлую осеннюю грусть. Кажется, что в нем соединились все оттенки приближающейся осени: ее пряные пьянящие ароматы, ее затяжные холодные дожди, ее редкие солнечные дни, которые радуют как целое, вновь дарованное лето, ее длинные, темные ночи, ее знобящие утренники…
Так, мне кажется, и маленькие рассказы, этюды, простые наблюдения за жизнью, собранные под этим обобщающим названием, соединяют в себе все оттенки нашего земного бытия: печаль и радость, стыд и откровение, обиду и примирение, боль и наслаждение, рождение и умирание.
Как каждый человек проживает свою жизнь, всегда являясь первооткрывателем того, что до него уже открыто миллионами, так и я смотрю на мир со своей точки, вижу и осознаю его по-своему. И мне, словно ребенку, хочется поскорее поделиться с вами всем увиденным, тем, что удивляло, поражало, разочаровывало, примиряло с жизнью.
Россыпью невиданных ягод, горстями «грустники» щедро угощаю вас. Какова-то она на вкус? Дозрела ли?