Отголоски

О.Петров
Это даже не история, это кусочек истории. Без начала, без очевидного конца, и даже без особой связности. Скорее, набор обрывочных воспоминаний, несколько фрагментов из одного отрезка моей жизни. Впрочем, отрезка не совсем обычного...

Так получилось, что несколько лет назад мне пришлось около полутора месяцев прожить в одном небольшом городке (название его большинству читателей ни о чем не скажет). В городке была гостиница, но не слишком уютная, если слово «уютная», вообще, можно применить по отношению к этому заведения. Селиться в неё не было никакого желания, поэтому я снял комнату в частном доме. Тихая улочка, приятная хозяйка, комната чистая и светлая, и, что немаловажно, существенно дешевле гостиничного номера. К тому же хозяйка, Анна Ефимовна, настояла на том, чтобы и питался я непременно у неё, потому что «если в кафе, то гадостью всякой кормят, а деньги берут не маленькие», а у неё, мол, пусть по-простому, зато почти всё со своего огорода. Разумеется, я не стал отказываться, тем более, что Ефимовна производила впечатление хорошей хозяйки – пухленькая, подвижная, не слишком разговорчивая, но с приятной улыбкой – этакая бабушка из сказки.

Собственно, предысторию на этом можно закончить и перейти непосредственно к Голосам. Еще когда я только селился, осматривал своё будущее жильё, Ефимовна предупредила меня о том, что у неё «разговаривают». Но мало ли разговаривают – радио у неё разговаривает, или соседки к ней приходят поговорить; конечно, я не придал этим словам никакого значения.
И, действительно, первые несколько дней моего проживания на новом месте не происходило ничего особенного. Иногда мне казалось, что я слышу какое-то бормотание, какие-то не слишком отчетливые голоса, но это вполне мог быть телевизор, или пусть даже старушка разговаривала сама с собой. Я, к примеру, могу поговорить сам с собой. Нет-нет, не пугайтесь, это бывает не слишком часто и вполне контролируемо, я лишь о том, что вполне нормально отнесся бы к авторазговорам одинокой 80-летней женщины.
Впрочем, повторюсь, я не придал доносящимся звукам никакого значения и даже не думал об этом.

А вот на четвертый день…
Ефимовна в этот день была слегка подпростужена, накануне копалась в огороде, а погода стояла промозглая, мерзкая, ну, и, видимо, продуло, а, может, разгоряченная сельхозработами хлебнула холодного. Собственно, ничего страшного, никаких серьезных симптомов, в основном кашель. Сильный кашель. И вот во время одного из приступов кашля, а у меня были при себе какие-то таблетки, я вышел из своей комнаты, чтобы предложить помощь:
- Ефимовна, - говорю, - вы б выпили таблетку от кашля. Вот, возьмите. Неплохо, вроде, помогают. А то с таким кашлем, знаете, и помереть недолго.
И в этот момент раздался весьма отчетливый, я бы даже сказал, громкий голос откуда-то сверху (в дальнейшем я так и буду его называть – Голос Сверху):
- Ефимовна, помрешь, мы к себе с таким кашлем не возьмем.
«Стоял, как громом пораженный» - избитая фраза, но в ту секунду применительно ко мне это было именно так.
Ефимовна же, нисколько не удивившись Голосу, как будто он был кем-то из её домашних, весьма буднично поинтересовалась, мол, и куда же ей деваться в таком случае?
На что прозвучал, не менее отчетливо, другой голос, снизу:
- Нам с кашлем тоже не надо. У нас тут курильщиков бывших хватает.
Ефимовна, вполне, резонно заметила: «Поживу, значит, еще», но таблетку всё же выпила, и на этом эпизод закончился.
Разумеется, я набросился на Ефимовну с расспросами – кто? что? как?
Отвечала она очень неохотно и немногословно, мол, «давно уже это, а объяснять не буду ничего, понимай, как знаешь, а я тебе не поп и не ученый, объяснения давать». Ну, и попросила не рассказывать чужим, свои-то, мол, знают, а чужим и знать не надо. Я, разумеется, пообещал.
Сам я, как вы понимаете, тоже никаких объяснений существованию Голосов дать не могу, тоже не ученый, тем более, не поп, да и, вообще, человек не слишком религиозный.
Однако объективности ради должен заметить, что в доме Ефимовы не было ни обитаемого чердака, ни подвала. Был небольшой погреб, я неоднократно в него спускался, и могу вас уверить, в нем никто не жил. Что касается чердака, то на чердачной двери висел огромный ржавый замок, а на мой невинный вопрос, что, мол, там храните, Ефимовна ответила, что раньше хранили сено, но уже лет двадцать никто туда не заглядывал, и даже лестницы в хозяйстве давно нет.
Всё это с некоторой (весьма значительной) долей уверенности позволяет мне утверждать, что Голоса не принадлежали реальным людям, скрывающимся от кого-либо или просто шутникам.

Голоса не проявляли себя слишком часто, хотя должен заметить, что с того дня я очень старательно (согласен, это не слишком красиво) прислушивался к происходящему на половине Ефимовны. Тем не менее, несколько случаев припомнить всё же могу.
Как-то я (впрочем, совершенно случайно) застал Ефимовну молящейся, и готов был уже уйти в свою комнату, но в этот момент раздался голос, Голос Сверху, который обращался к Ефимовне с просьбой:
- Ефимовна, можно попросить тебя не поднимать глаза вверх во время молитвы? Очень, знаешь ли, трудно к тебе прислушиваться. Мне всё время кажется, что ты мне под подол заглядываешь…
- Ой, да я ж ничего такого… - смутилась Ефимовна, - Куда ж мне глазами-то?
- Ну, не знаю… Вниз смотри.
- Хорошо, батюшка, как скажешь, - Ефимовна опустила глаза.
Голос Снизу не заставил себя ждать:
- Зашибись вы придумали! Обращается, значит, к тебе, а смотрит при этом на меня?! К психиатру вам обоим надо. Ефимовна, слышь, ты если на меня смотришь, у меня и проси. Поняла?
- Поняла… - покорно согласилась, сбитая с толку старушка.
- Ефимовна, окстись! – тут же вразумил Голос Сверху.
- Ой, и вправду, чего ж это я! – замахала руками Ефимовна, - Прости, Господи! Черт попутал.
- Да, ничё я не попутал! По логике просто, - возмутился Голос Снизу.
- Знаем мы твою логику. Ефимовна, не слушай его!
- Нет уж, давайте теперь разберемся, - настаивал Голос Снизу.
- Да, ну вас! Помолиться спокойно не дадут, - не выдержала Ефимовна, - Хоть в церковь уходи!
Голоса смолкают. Ефимовна уходит в церковь.

А в другой раз я стал свидетелем настоящей «семейной» ссоры.
Незадолго до моего поселения, Ефимовна высадила в огороде огуречную рассаду. Рассада прижилась, окрепла, но в один из дней здоровенный град уничтожил, практически, все ростки будущего урожая. А надо заметить, что Ефимовна, будучи человеком глубоко верующим, ежедневно молилась, в том числе и о погоде, и о хорошем урожае. Посему виновника происшедшего несчастья искать не было надобности. Виновник, по мнению старушки, был очевиден. Ефимовна собрала загубленную рассаду в большой эмалированный таз, водрузила в доме табурет на стол, на табурет немым укором поставила таз, с тем, чтобы укор был нагляднее для виновника случившегося. Сама, в дополнение к немому укору, молча уселась на свободный табурет.
По истечении десяти минут скорбное молчание было нарушено Голосом Сверху:
- Ефимовна… ты, это, не серчай. Не со зла. Так получилось. Сложно объяснять, были разные обстоятельства…
- Ой, да какие там обстоятельства! – похоже, Голос Снизу давно и с нетерпением поджидал начала разговора, - Холодный фронт, теплый фронт, встретились в верхних слоях атмосферы – вот и все обстоятельства!
- Если кто-то думает, что они там случайно встретились… - со значением начал было Голос Сверху.
- Конечно, нет! Конечно, не случайно! У фронтов была вселенских масштабов цель – внезапным и мощным ударом погубить урожай огруцовых у бедной старушки!
- Так, ну это уже слишком! – Голос Сверху явно не намеревался терпеть издевки, - Ефимовна, будь добра, прикрой уши на минуточку, я пошумлю немного.
- Да! Давай! Громыхнуть со всей дури – любимый аргумент! Ефимовна, тебя ведь устроит такое объяснение гибели урожая? Еще бы не устроило! Кто мы и кто он?!
- Так, ну хватит. Я уже объяснил, что произошло это ненамеренно. Фактически, принес свои извинения. Хотя, хочу заметить, я не должен никому и ничего объяснять, а тем более извиняться. И к тому же… помидоров в этом году будет много… - слегка извиняющимся тоном закончил Голос Сверху.
Помидоры явились последней каплей. Ефимовна, до сего момента не проронившая ни слова, взорвалась:
- Да, причем тут помидоры?! Помидоры! Что я одних помидоров на зиму насолю?! Кто их есть будет? Знала бы, так, вообще, с огурцами не связывалась! Травой бы лучше этой поганой грядки засеяла!
- А я давно предлагал… - не удержался Голос Снизу.
- Ты хоть не вмешивайся! – Ефимовна исключила из диспута Голос Снизу, - У Савельевны, вон, грядка травы посажена, так ей хоть бы что град этот! Вся целехонька! А о прошлый год, сказывала, у неё все кусты азербаджан один купил, за хорошие деньги, между прочим, купил. Так она потом на эти деньги столько помидоров-огурцов на рынке набрала! Засолила и себе, и внукам, и…
- Да, знаю, знаю, - попытался прекратить это бурное словоизлияние Голос Сверху, - Только, хочу напомнить, у Савельевны все банки с соленьями взорвались …
- Мало ли что взорвались! Пропарила, может, плохо … - не унималась Ефимовна.
- И в этом году взорвутся, - как бы невзначай заметил Голос Сверху, - или погреб затопит. Не решил еще. У тебя погреб-то сухой, Ефимовна?
- Сухой, вроде… А ты чего спрашиваешь? – не сразу осознала Ефимовна смысл сказанного, однако тут же спохватилась, - Да вот еще! Вовсе не собиралась я эту траву сажать! И денег мне этих азербаджанских не надо!
- Вот и правильно, Ефимовна. Молодец. Я в тебе не сомневался - с некоторой даже гордостью заметил Голос Сверху, - А без огурцов не останешься, не переживай.
- Опять обещания, - похоже, Голос Снизу не собирался сдаваться, - Обещания и обещания. А мы всё верим и верим. И пусть нас снова обманут, всё равно будем верить. Глупцы! А ведь какая хорошая мысль была с коноплей…
Хорошую мысль с коноплей прервал неожиданный раскат грома, продолжить диспут после которого никто не решился.
На следующий день по пути домой я на рынке купил для Ефимовны тридцать корней огуречной рассады. Погода для посадки установилась как раз подходящая…

Довольно часто к Ефимовне заходили соседки, пили чай, обсуждали какие-то события местного и государственного масштаба, но я ни разу не слышал, чтобы они о чем-либо говорили с Голосами. Возможно, в моё отсутствие это и происходило, но при мне - никогда. Более того, бабушки-соседки, как будто договорились в моем присутствии эту тему не поднимать и даже делали вид, что им о Голосах ничего неизвестно. Я со своей стороны эти правила деликатно принял.

А вот с соседом через улицу, татарином по имени Рашидка, ситуация была совершенно иная. Наше знакомство, если его можно так назвать, произошло следующим образом: постучали в дверь, Ефимовна была чем-то занята, я пошел открыть, на пороге стоял Рашидка. Он не сказал ни «здрасьте», ни «до свидания». «Шайтан дома?» - были его первые слова. Причем, сказано это было тоном, не подразумевающим никаких шуточек. Я несколько растерялся: «Анна Ефимовна, вы имеете в виду?», но в этот момент Ефимовна, заслышав наш разговор, прокричала из кухни: «Заходи, заходи, Рашидка. Нет шайтана, не бойся». Рашидка с подозрением, как будто это я был шайтаном, осмотрел меня, но все же вошел.

Позже Ефимовна объяснила, что сосед-мусульманин считал шайтаном оба Голоса сразу, и все её попытки заставить Рашидку несколько иначе взглянуть на положение вещей кончались полным провалом. В своем мнении он был непреклонен. А на прямое обращение Голосов к нему реагировал, как правило, и вовсе неадекватно - затыкал уши и с криками «Шайтан! Шайтан!» выскакивал, как ошпаренный, на улицу. Голос Сверху в ответ на эту упертость давно махнул на Рашидку рукой (образно, разумеется) и перестал с ним заговаривать. Но Голос Снизу при возможности не упускал случая двумя-тремя точно нацеленными фразами подлить масла в огонь.
Ефимовна со смехом рассказывала мне, что как-то раз Голос Снизу, как бы невзначай, заметил, что «у такого уважаемого человека и мусульманина, наверняка, не одна жена, и все, как на подбор, красавицы. Во всяком случае, у уважаемого человека так должно быть». Рашидка, как обычно с криком «Шайтан!» вылетел на улицу, но мысль «не об одной жене» в его сознании, тем не менее, поселилась крепко. Промучившись несколько дней, он созрел до того, чтобы поделиться этой блестящей идеей с текущей и единственной женой Леной, которая, надо заметить, была буквальным воплощением тех русских женщин, что «и коня на скаку», «и в горящую избу». Больше сотни килограммов весом при росте под метр восемьдесят (это при Рашидкиных неполных 60-160). Семейного обсуждения блестящей мужниной идеи в подробностях никто не слышал, известно лишь, что оно было весьма кратким, а последующие три дня Рашидка жил вне дома, а конкретно на автостанции.

Впрочем, надругательства над Рашидкой случались не часто. При мне это произошло лишь однажды, когда Голос Снизу, адресуя фразу будто бы Ефимовне, сообщил, что, «возможно, никто не обращал внимания, но свинину научились делать внешне очень похожей на говядину, и как говядину же и продают», и что, дескать, «сегодня в наш гастроном именно такую свинину и завезли». Рашидка схватился за живот и с круглыми глазами выскочил от Ефимовны, а на следующий день Лена рассказывала, что её мужик совсем с ума сошел – два килограмма отличной говядины из холодильника выкинул собакам, спустил в унитаз полкастрюли свеженького борща и умолял поставить ему клизму, а иначе, мол, не знаю, что с собой сделаю. Пришлось, говорит, ставить.
Не удивительно, что в свете этого и подобных событий, Рашидка свои визиты к Ефимовне всегда начинал с осторожного вопроса: «Шайтан дома?»

Что касается меня, то со мной Голоса, практически, не разговаривали.
Я не беру в расчет весьма однообразные предложения Голоса Снизу. Поясню: мне довольно часто случалось работать дома, и, как во всякой работе, приходилось сталкиваться с определенными трудностями и проблемами. И в такие моменты Голос Снизу обязательно проявлял себя: «Трудности, вижу, испытываете? А душу не желаете продать? Очень, знаете ли, помогает. Впрочем, не хочу вас отвлекать. Работайте, работайте. Ну, а надумайте, обращайтесь».
Надо заметить, звучало это не слишком навязчиво и без особой настойчивости. Видимо, душа моя не представляла особой ценности.

Более-менее связная беседа с Голосами случилась у меня лишь однажды, и то не слишком продолжительная. Я сидел перед телевизором и лениво перебирал каналы, Голос Снизу решил поучаствовать в процессе:
- На ТНТ переключай. Там «Дом-2» начинается.
Я не переключаю, не люблю «Дом-2». Включаю футбол, «Спартак» - «Динамо», начало матча, прямая трансляция.
- Ты не слышишь что ли? На ТНТ, говорю, переключай! Сегодня Водонаеву голую покажут!
- Да не хочу я голую Водонаеву смотреть! Я хочу смотреть футбол.
- Да, чё там смотреть?! «Спартак». 2-0. На двадцать четвертой минуте Титов, на пятьдесят третьей…
- Всё! Достаточно, можешь не продолжать. Посмотрел футбол. Спасибо, - переключаю на новости.
К просмотру телевизора присоединяется Голос Сверху:
- А тут тоже ничего интересного. В среду, одиннадцатого июня Путин подписал указ…
- Подождите, подождите! Какого одиннадцатого? Сегодня восьмое только…
- Какая разница – восьмое, одиннадцатое… Время - условность. Не подписал, значит, подпишет.
Ефимовна, заслышав про указ Путина, кричит из кухни:
- А пенсию, пенсию-то повысят?
- Повысят, Ефимовна, повысят. Не переживай, - успокаивает её Голос Сверху.
Однако Голос Снизу имеет на этот счет свою точку зрения:
- А я бы не стал столь уверенно заявлять о повышении. Есть у меня некоторые задумки…
Впрочем, фразу закончить не успевает, опять неожиданный раскат грома. Голос Снизу обиженно ворчит:
- Чуть что – сразу демонстрация силы. Почему нельзя решать вопросы дипломатическим путем? Хунта какая-то….
На этом разговоры прекращаются, я смотрю футбол, который закончится со счетом 2-0 в пользу «Спартака».

А чуть позже, вернее, значительно позже, в тот же урожайный на разговоры день, Голос Снизу проявил себя с весьма неожиданной стороны. Ефимовна ушла ночевать к соседке, а я засиделся перед телевизором, смотрел что-то музыкальное, и смотрел, видимо, достаточно громко.
- Нельзя ли потише? – неожиданно раздался весьма недовольный голос, - Третий час ночи уже.
- Можно подумать, у вас там спит кто-нибудь, - достаточно грубо, видимо, от неожиданности, отреагировал я.
- Мало ли что не спят! Людям и так нелегко, а тут вы еще шумите! Думали бы головой-то!
Мне оставалось только извиниться и убавить громкость.
На этом инцидент был исчерпан.

Вот, пожалуй, и всё, то немногое, что я хотел, а точнее смог, рассказать о моём недолгом проживании у Анны Ефимовны.
Я по-прежнему не намерен давать объяснений и толкований этим фактам, придумывать какие-то названия, навешивать ярлыки.
Я не ученый, тем более, не поп, и, вообще, человек не слишком религиозный.
Впрочем, «не религиозный», вовсе не означает «ни во что не верующий».

В заключение могу лишь добавить, что спустя несколько лет мне вновь пришлось побывать в этом городке. Дома Ефимовны я уже не нашел. Частный сектор снесли. Тихую улочку застроили новыми домами.
Возможно, ни Ефимовны, ни Голосов больше нет.
Впрочем, не уверен.
Бабушки из сказок умирают лишь в исключительных случаях.
Нам до этого еще далеко.