МЕЩАНСТВО
Попробуйте поинтересоваться, как определяют понятие «мещанство» российские ученые. Порывшись в словарях, будете удивлены, ибо данного слова просто не существует. Мещане есть, а мещанства нет. По всей видимости, считается, что эти слова синонимы. Какое глубокое заблуждение. Между этими понятиями огромная разница. Если «мещане» - это члены городского сословия в бывшей царской России, тогда как «мещанство» - понятие прежде всего социальное, всечеловеческое. Мещанство есть моральное, этическое, нравственное и психическое перерождение человеческого общества, а также составляющих это общество индивидуумов в периоды, предшествующие качественным преобразованиям общества.
Мещанство не случайное явление в человеческой жизни. Это закономерный, неизбежный результат эволюционного развития общественных отношений. Основой, на которой рождается и развивается мещанство и одновременно является причиной его возникновения, есть потребительское общество. Там, где создается потребительское общество, одновременно возникает мещанство. Оно возникает независимо от воли человека, хотя и является следствием его деятельности. Таким образом, мещанство есть продукт потребительского общества. Чем выше степень развития потребительского общества, тем активнее и яростнее мещанство.
Созданное потребительским обществом мещанство вскоре после рождения начинает не только активно развиваться в нем, но и определяет направление его развития, становится душой потребительского общества, которое в ответ исполняет все его потребности и желания.
Мещанство - это болезнь человеческого общества и его членов. В сути этой болезни лежит предчувствие приближающегося краха существующего порядка и смены его таким миропорядком, в котором мещанству места не будет. Постоянный страх перед будущим держит руку на горле мещанствующего, безысходность давит его, и он, чтобы как-то преодолеть это, готов идти на все. На все – это значит испытать в этой жизни все мыслимые и немыслимые, доступные и недоступные, существующие и пока несуществующие удовольствия и наслаждения. При этом оценивая этичность этих желаний, мы должны исходить из того, что у людей, заболевших мещанством, происходит смещение понятий в сознании, психике и они начинают воспринимать действительность совершенно иначе, чем нормальные люди, все хорошее для них становится плохим, зато все порочное возводится в ранг достоинства.
Мещанству подвержены люди всех возрастов и всех уровней образования, независимо от того, какую государственную должность они занимают. Чиновник, как и бизнесмен, – все в равной степени могут быть заражены мещанством. Только люди с низким образовательным уровнем ограничивают свои потребности на уровне своего понимания. Зато люди образованные, занимающие высокие места в своих иерархических структурах жаждут удовольствий все более и более изысканных. Возьмем, к примеру, московский бомонд, который стремится не только получить богатство, но и заполучить ушедшие в прошлое дворянские титулы.
Чем, как не мещанством, объяснить появление в Кремле потешного полка, одетого в форму Екатерининских времен, шагающих так, как шагали солдаты Павла I; солдат открывающих и закрывающих перед президентом двери. Чем это можно объяснить, как не желанием испытать и прочувствовать величие царственных особ.
Все эти развлечения требуют больших денег, поэтому мещанствующие люди, особенно занимающие различные государственные должности, создают условия для поборов и взяточничества, которое постепенно охватывает всю страну, все слои общества от государственных мужей до простого пенсионера. Ибо взяточничество – это не только брать, но и давать взятки. Таким образом, в систему взяток насильственно вовлекается все население страны. Ибо в государстве нет ни одной услуги, не оплачиваемой наличными деньгами. Причем самой страдающей стороной в этой пирамиде всеобщего взяточничества является ее основание, состоящее из беднейших слоев российского общества, которым взяток никто не дает, но зато все берут с них, ставя их в положение нищенствующих.
У всех мещанствующих есть две большие потребности. Первую уже назвали, это деньги. Вторая, не менее важная, – стремление к власти. Ибо власть дает им возможность получить неограниченное количество денег для покрытия расходов, связанных с удовлетворением своей прихоти.
Со временем, когда мещанствующие насытятся телесными удовольствиями разного рода, они переходят к другим, радующим их душу удовольствиям. И первое это бессмысленное накопление денег. Им все равно, работают эти деньги или нет. Важно иметь их много, бесконечно много, и чем больше их, тем радостнее.
Примером такого бессмысленного накопления, но - зато радующего сердца организаторов этого накопительства, является так называемый стабилизационный фонд.
Характерной чертой проявления мещанства является то, что любой из мещанствующих, какую бы он ни занимал высоту в иерархии государства, науки, искусства и т. д., до того как он заболел мещанством, в своем проявлении культурных потребностей от высших достижений человеческого гения резко опускается вниз до уровня культуры криминала. Но, опускаясь сами, они в то же время низводят и культуру всего государства до своего уровня. Так со сцен театров, эстрады исчезает классика, заменяется попсой.
Мещанство не способно к строительству, к высокопроизводительному труду. Оно может только разрушать. Это наглядно показали последние 16 лет истории России: по сути уничтожена промышленность, сельское хозяйство.
Отличительной чертой мещанствующих является то, что они не способны любить кого-либо. Может быть, своих близких, и то не всегда. Поэтому ждать от них каких-либо благ для народа бесполезное дело. Им нет до него никакого дела. Было бы им хорошо.
Отличительной чертой мещанствующих является их бескрайнее лицемерие. Мещанствующие в бога не верят, но так как грешат они очень много, то на всякий случай регулярно ходят в церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам и дают пожертвования деньгами церковным приходам на реставрацию, ремонт, строительство новых храмов. Но на строительство детских домов и интернатов у них денег нет.
Мещанство ненасытно. Сколько ему ни давай, все ему мало. Оно никогда не перестанет грабить. Но несмотря на всю неприглядность мещанства, его пагубность и разрушительность человеческого общества это явление не случайно в жизни человеческого общества. Оно вполне закономерно и предсказуемо.
Самое страшное в рождении и развитии мещанства является то, что оно само по себе не отмирает. Оно будет все рушить вокруг себя до полного уничтожения, как раковая опухоль, разъедающая организм. Остановить этот процесс можно только силовыми мерами. Об этом говорит историческое прошлое. При этом разрушение мещанства обходиться человечеству большими потерями и разрушениями.
Вот краткие примеры. В Священном Писании можно найти легенду о городах Содом и Гоморра, в которых происходило все то, что в настоящее время происходит у нас в России. В результате эти города по велению Всевышнего были полностью уничтожены подземным огнем и огнем надземным. Погибли все.
Второй пример. Римская империя. В конце своей истории подавляющее население Римской империи было больно мещанством. В результате вместо труда римляне искали всевозможных удовольствий. Это стало основной целью их жизни. Итогом стало ослабление армии, хозяйство развалилось. И пришедшие кочевники безо всяких усилий захватили Италию. Разграбили и уничтожили население и ушли, оставив после себя пустыню.
Третий пример. Франция. В предреволюционный период там в полную меру гуляло мещанство. В результате был ограблен весь народ, разорено сельское хозяйство. Ввергли население в беспросветную нищету. Для прекращения данного процесса потребовалась революция. Революция смела мещанство. Но вместе с мещанством были уничтожены многие тысячи людей.
И последний пример. Царская Россия. В предвоенный период и период первой мировой войны мещанство не коснулось основной массы народа. В основном им была поражена правящая верхушка, так называемый высший свет, который вел себя не лучше остальных мещанствующих. Взяточничество, воровство, предательство и т. д. во всем цвете проявляло себя в тот период времени в России. И концом этому состоянию российского общества стала революция, приведшая к огромным людским потерям в начавшейся гражданской войне и полному разрушению государственности.
Мещанство является фундаментом, на котором образуется и развивается фашизм. Ярким подтверждением этому является порождение фашизма в Германии после ее поражения в первой мировой войне. Развитие мещанства и образование фашизма в Германии принесло человечеству неисчислимые потери. Только Советский Союз в войне с германским фашизмом потерял более 30 миллионов человек, Европа – около 20 миллионов. Но эти потери были бы гораздо выше в результате дальнейшей деятельности фашизма, если бы не противостоял Советский Союз. Люди нового общества уничтожили эту заразу.
Итак, мы установили, что возникновение мещанства в любой точке планеты приводит к одному: к разрушению государственности, экономики и огромным людским потерям. Практически после уничтожения мещанства, там где оно вольготно гуляло, оставалось голое поле, на котором будущим поколениям нужно было возводить новое здание общественной жизни.
Вот пример. После разгрома Римской империи оставшееся в живых население начало строить новые общественные отношения, новую государственность, что создало условия для последующего мощного культурного рывка, получившего название эпохи Возрождения, которая принесла всему человечеству великие достижения в живописи, литературе, скульптуре.
Уничтожение мещанства в России привело к созданию совершено новых общественных отношений, уничтожение мещанства, несмотря на огромные людские потери, полное разрушение экономики страны, расчистило место для строительства нового типа государства, основанного на новых общественных отношениях, Союза Советских Социалистических Республик.
На приведенных примерах видно, что мещанство само по себе не умирает, оно только уничтожается. Уничтожается самой потребностью эволюционного обновления, ибо становиться тормозом Эволюции. Отсюда можно сделать вывод, что и современное российское мещанство будет неизбежно уничтожено. Уничтожено вследствие эволюционного скачка, именуемого революцией.
Кто бы как ни думал и ни говорил, но сам факт исторического развития человечества подсказывает нам, что избежать революционных преобразований и связанных с ними жертв, невозможно.
Таким образом, напрашивается вывод: Россия стоит перед серьезным кризисом. Это не кризис власти, не общественных отношений, а кризис Культуры в целом. Кризис прежде всего нравственно-духовный. Кризис, вызванный противодействием эволюционному устремлению, толкающему человечество к новым общественным формациям. Противодействием мыслью, действием и самим образом жизни. И горе строящим запруду, ибо воды поднимутся и сметут со своего пути все и всяк. Но новый посев на чистой ниве даст новые ростки новых человеческих общественных отношений. Грядущей мировой Общины.