Когда мне было лет десять или двенадцать, мы в первый раз приехали на покос на Бабушкину марь. Взрослые взялись за косы, а нас, малышей, поставили с граблями сено сгребать. А покос с высоченными кочками, меж ними – вода, ржавая, рыжая. Тяжело. Гребём-гребём, а сделанного не видно. Крикнула моя сестрёнка всердцах:
- И что за место такое?! Разве это покос?! И какую бабушку здесь жить угораздило?
Посмеялись мы тогда все вместе: «Ну, если Бабушкина марь, значит, и вправду жила здесь когда-то бабушка какая-то. Ведь не зря же так назвали…»
Много их у нас, таких мест, с названиями не менее чудны;ми. Галкин мост, например, гора Известковая, ключ Марченкин, мари-покосы Огнекон. Да и деревня сама – Гулик. Кто так назвал, попробуй разберись. И почему «Гулик»?
В 2000 году нашему Гулику юбилей справляли, 70 лет. И дедушке моему в тот же год 72 года исполнилось. Как говорится, село на его глазах росло. Вместе с ним. Он очень много знает. Много за свою жизнь повидал. В таких местах бывал, что диву даёшься. Сам он охотник, с медведем знаком лично, не раз нос к носу сталкивались. Как начнёт про свои приключения рассказывать, и не поверишь, что один человек за свою жизнь мог столько испытать. И вот однажды он рассказывал, как выслеживал оленя-изюбря, и обмолвился:
- …Вышел на марь… Снегу по пояс. Замёрз страшно. Хорошо, зимовьё Бабушкина рядом оказалось. Вот так с ним и познакомился. Хороший человек был, Бабушкин. До самой его смерти дружили, охотились бок о бок…
- Бабушкин? Так это в честь него Бабушкина марь?- удивились все мы.
- В честь него!- засмеялся дедушка.- У него на той мари зимовьё стояло, и охотился он там, и жил каждую зиму.
Вот тебе и Бабушкина марь! И не было там никакой бабушки, а жил просто Бабушки-охотник. Вот так!
Вот такие они бывают, топонимы. У каждого места они свои и история их появления бывает очень интересной, а изучает эти названия специальная наука «топонимика».
Топонимы могут быть разными. Они могут называть реки, тогда это будут гидронимы. Могут называть населённые места: деревни, поселки, города, - такие топонимы называют ойконимами. А есть ещё и урбанонимы, и агорононимы, и оронимы. Много их! Все и не перечислить.
Тяжело учёному-топонимисту иногда разобраться, почему именно так названо то или иное место на географической карте. Тяжёлый это труд, кропотливый, но интересный. Ведь любой топоним, любое название – не пустые, лишённые значения звуки, они – отражения прошлого.
Хорошо, когда названия появляются на памяти одного поколения, как это вышло с моим дедушкой. Он рос, и названия появлялись на его глазах. Они были на слуху. Тогда люди ещё могут объяснить природу их появления. Но чаще всего всё наоборот. Поколения меняются, а названия остаются, и чем древнее места, тем труднее объяснить историю их названий. А каждое название может скрывать столько интересного о нашей истории, о людях, которые когда-то жили.